Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативы подготовки собак в первом периоде выборки вещей.






К концу первого периода выборки вещей собака должна:

спокойно относиться к зажиманию морды и активно приню­хиваться к задаваемому запаху;

самостоятельно и заинтересованно обнюхивать все лежащие на площадке предметы, находить искомый предмет из 5—6 штук, подносить его к дрессировщику и садиться перед ним;

при отсутствии среди предметов выборки искомой вещи после обхода и тщательного обнюхивания самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс выборки вещей из 8—10 запаховых предметов до навыка; выработать навык бесконтактной выборки вещей.

В ходе занятий дрессировщик должен:

изучить особенности поведения своей собаки при обычной и бесконтактной выборке;

в совершенстве овладеть техникой управления собакой;

научиться организовывать и проводить упражнения по выбор­ке вещей в роли руководителя занятий;

уметь предвидеть, замечать ошибки в действиях своих и других дрессировщиков, а также находить способы их устранения.

На занятиях необходимо выполнять следующие правила:

усложнение условий окружающей среды, смену мест выборки проводить постепенно и осторожно, чтобы не затормозить проявление первоначального условного рефлекса и не задержи­вать формирование навыка;

на одном занятии упражнения повторять не менее 3—4 раз, заниматься 2—3 раза в неделю. В каждом упражнении собаку посылать на выборку 2—3 раза с перерывами до 1 минуты;

за каждую правильную выборку собаку поощрять лакомством и поглаживанием;

упражнения проводить в начале, середине и конце занятия, а также утром, вечером и в полдень;

давность запахов на предметах постепенно увеличивать (уменьшать) на каждом занятии до 10—15 минут и доводить до 8—10 часов, а также периодически проводить выборку вещей при давности запахов 20—40 минут;

использовать предметы, различные по качеству, цвету, форме и размерам. Строго соблюдать правила хранения вещей, учиты­вать, что использование предметов из различных материалов способствует выработке у собаки навыка дифференцировки индивидуальных запахов помощников среди комплекса других запахов, присущих каждому предмету, в зависимости от исходно­го материала (резина, дерево, металл, ткань и др.);

умело сочетать выборку вещей по известным и неизвестным для дрессировщика условиям.

Усложненные упражнения, отрабатываемые во втором перио­де выборки вещей. Увеличение количества (до 8—10 штук) разнообразных по форме, качеству, размерам и цвету предме­тов, давности запахов на них до 10—15 минут на каждом занятии и доведение до 8—10 часов. Эти упражнения отрабатываются с учетом активности и заинтересованности работы собаки;

выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников;

приучение собаки к бесконтактной выборке вещей.

При отработке усложнений во втором периоде дрессировщи­ку необходимо соблюдать следующие правила.

Для активизации работы собаки через каждые 3—4 занятия проводить периодические выборки (1—2 занятия) по облегчен­ным условиям при давности запахов до 20—40 минут.

В целях экономии времени и удобства создания обстановки для выборки вещей целесообразно каждому дрессировщику иметь специальный ящик со стеклянными банками емкостью 0, 5 литра или полиэтиленовые мешочки.

В эти банки дрессировщик заранее (в установленное время) закладывает разнообразные предметы помощников. Это позво­ляет проводить выборку в любое время суток, в любом месте без присутствия помощников.

После каждого занятия банки необходимо мыть, просушивать и заменять запахоносители (предметы).

Чтобы своевременно выявить возможные ошибки у дресси­ровщиков и нежелательные связи у собак, рекомендуется чаще проводить выборку по неизвестным для дрессировщика ус­ловиям.

Если в первом периоде выборку вещей проводили при благоприятных условиях и на специально подготовленной пло­щадке, то в последующем необходимо постепенно приучать собаку к работе в различное время суток (утром, вечером, в полдень), при различной температуре воздуха, в начале, середине, конце занятия и на разнообразных участках местности. При этом необходимо помнить, что резкая смена условий выбор­ки может привести к ослаблению дифференцировочного рефлек­са: собака становится суетливой, хватает предметы, имеющие любой сильный запах. Если при вводе усложнений у собаки наблюдаются срывы в работе (перехватывает вещи, выбирает вещи неактивно, иногда ложится на вещи и т. п.), не следует ее принуждать, повышать интонацию голоса, а лучше сделать перерыв в работе на 3—5 дней или проводить выборку в облег­ченных условиях, побуждением собаки на силу и свежесть запаха. При введении каждого усложнения от дрессировщика требуются терпеливость, сдержанность, ровное, спокойное обращение с собакой и последовательность в работе.

Методические советы руководителю занятия. Успех обучения дрессировщиков и приучения собак к выборке вещей зависят от организаторских способностей руководителя (инструктора). Он должен, прежде всего, научить дрессировщиков (еще в первом периоде) самостоятельно правильно выполнять упражнения по выборке вещей. По мере ввода новых усложнений показывать порядок выполнения, упражнять их индивидуально и разрешать заниматься самостоятельно, периодически проверяя их рабо­ту. Для взаимного контроля и оказания помощи друг другу всех дрессировщиков распределять на пары, назначив одного из них старшим.

В целях предупреждения ошибок и выявления у собак неже­лательных связей чаще организовывать выборку вещей по не­известным для дрессировщика условиям, как под личным руко­водством, так и под контролем напарника (товарища).

Очень важно обеспечить обучаемых необходимыми мате­риальными средствами. Все, что посильно, изготовить самим дрессировщикам. Остальные средства готовить централизованно или своевременно закупать.

Для занятий по выборке личных вещей каждому дрессиров­щику необходимо иметь набор разнообразных предметов и специального инвентаря:

Средства Количество
Пинцет, шт. Полиэтиленовые пакеты, шт. Перчатки резиновые (медицинские), пар Вата или марлевые салфетки, гр. Расчески, шт. Записные книжки, шт. Обложки для документов, шт. Ножи перочинные, шт. Пистолеты (игрушечные), шт. Рукавицы (перчатки), шт. Носовые платки, шт. Ключи, компл. Конверты, шт. Карандаши, шт. Ручки, шт. Предметы верхней одежды, компл. Предметы обуви, шт. Чемоданы и др., шт.   2-3 2-3 2-3 2-3 3-4 4-6 3-4 1-2 2-3

Все предметы должны быть пронумерованы, и храниться в определенном месте, после занятий выветриваться, обрабатываться, просушиваться на специально оборудованных полочках (стеллажах).

Индивидуальные пинцеты закупаются или изготовляются самими дрессировщиками (целесообразнее поручить их изготов­ление наиболее опытному в этом деле дрессировщику). Для пинцета необходима проволока диаметром 3 мм, длиной 15— 16 см. Чтобы лучше удерживать пинцет в руках, концы проволоки должны быть загнуты в кольца диаметром 3—4 см. Такой пинцет удобен и для хватания предметов, и для переноски в сумке для снаряжений и на поясном ремне (во время работы).

При выборке вещей, как и при работе по следу и обыску местности, больше применяют полиэтиленовые мешочки разных размеров. Они очень удобны для сохранения чистоты индиви­дуального запаха человека на предметах. К тому же каждый дрессировщик имеет возможность с помощью таких мешочков постоянно иметь большой комплект предметов с запахами других дрессировщиков (помощников) и в любое удобное время самостоятельно производить выборку вещей.

Для каждого учебного подразделения (отделения) необхо­димо определить постоянный участок для выборки вещей в соответствии с рекомендациями, данными на стр. 228. Такие участки желательно иметь недалеко от места содержания собак (питомника). Кроме этого на всех учебных полях в пунктах распо­ложения во время выходов на занятия также надо готовить площадки (№ 1) для раскладывания предметов на выборку, очистив их от травы, камней и других предметов. Желательно направление господствующих ветров. Собаку пускать на выборку надо против ветра.

Правила отработки усложнений второго периода.

Выборка вещей, лежащих вблизи (у ног) помощников. Приуче­ние собаки к выборке вещей в присутствии людей на площадке выборки имеет важное значение для выработки первоначального условного рефлекса выборки человека по запаху вещи. К концу курса дрессировки собака должна спокойно относиться к посто­ронним людям (помощникам), присутствующим при выборке. Упражнения усложняются и выполняются в следующей последовательности. Первоначально помощники (3—4 человека) находятся на удалении 5—7 метров, стоят спокойно на одной линии. Если собака во время выборки отвлекается на помощников, то дрессировщик должен взять ее на короткий поводок, подойти к группе помощников и, двигаясь вокруг них, успокоить собаку. В случае проявления злобы командой «Фу» приостановить неже­лательные действия собаки. Затем возвратиться к месту для выборки и продолжить упражнение по выборке вещей.

На каждом занятии расстояние между предметами для выборки и местом нахождения помощников постепенно сокра­щается. Конечная цель этого упражнения — выборка вещей, лежащих у ног помощников или на носках обуви.

Необходимо применять для выборки и личные вещи помощ­ников, так как в процессе выполнения задач на службе по опознанию человека будут использоваться разнообразные по форме, качеству, цвету и размерам предметы (запахоносители), принадлежащие конкретному человеку.

При создании обстановки для выборки личных вещей надо, чтобы на площадке находились одинаковые по форме и качеству предметы, так как разнообразные предметы имеют разную концентрацию запаховых частиц, и собака может ошибиться. На каждом занятии пользоваться разными по форме и качеству предметами.

До выработки условного рефлекса упражнения по выборке вещей в присутствии помощников проводить ежедневно, жела­тельно утром, вечером, в обед, по 3—5 раз, затем периодически. Приучение собаки к бесконтактной выборке вещей. Тради­ционная форма поведения собаки при выборке вещей — под­носка обнаруженного предмета дрессировщику, так же как при апортировке. Собаки с выработанным стереотипом такого пове­дения не проявляют в практической работе достаточно высокой работоспособности, нередко имеют различные нежелательные условные рефлексы на вид, качество, цвет, а также форму апортировочных предметов. Апортировочный способ выборки, связанный с подачей предмета (запахоносителя), приводит к загрязнению его слюной и повреждению зубами собаки и, следовательно, исключает возможность проведения повторной (контрольной) выборки объекта. Бесконтактный способ выборки вещей заключается в том, что собака не хватает выбранный предмет, а только обозначает (показывает) его своим поведением: сигнализирует об обнаруже­нии источника искомого запаха царапанием или усиленным принюхиванием к определенной банке. Этот способ — более эффективный по сравнению с обычной выборкой, так как собака ищет источник запаха, а не предмет, чем достигается более четкая дифференцировка запахов. Кроме того, исключается выработка у собак нежелательных условных рефлексов на вид, цвет, форму, качество апортировочных предметов и на силу запаха.

Бесконтактная выборка дает возможность: проводить выборку вещей (тренировки) самостоятельно в любое время суток и при отсутствии помощников; использовать вещи, людей, не имеющих отношение к дрессировке собак; сохранять на предметах чистоту индивидуального запаха каждого человека (помощника); при­менять для выборки двух и более собак при одном и том же комплекте источников запаха (предметов).

К бесконтактной выборке целесообразнее переходить после приучения собаки к выборке обычным способом. Но можно исключить этот переходной этап.

Для проведения бесконтактной выборки необходимо изгото­вить для каждого дрессировщика 2 ящика (контейнера) размера­ми 10х10х75 сантиметров, внутри которых имеются по 5 стек­лянных баночек объемом 200 кубических сантиметров. Для удобства переноски они складываются в кассеты по 8—12 ящиков. Как правило, на каждые 6—8 дрессировщиков собирается одна кассета (рис. 66).

Бесконтактную выборку следует начинать в конце второго периода обычной выборки вещей. Вначале у собаки вырабаты­вается условный рефлекс заинтересованного и последователь­ного обнюхивания баночек с контейнера. С этой целью на первых 3—4 занятиях в одну из баночек бросают запаховую вещь помощника, затем заполняют банку смятой бумагой и сверху кладут кусочек мяса, чтобы собака смогла достать его, Местона­хождение баночки с таким комплексным запахом в контейнере каждый раз меняется.

Перед работой собака должна быть в бодром и полуголодном состоянии. Дрессировщик, ознакомив собаку с исходным запа­хом, по команде «Нюхай» направляет ее к ящику-контейнеру. Управляя коротким поводком, добивается, чтобы собака после­довательно обнюхивала все баночки в контейнере и после обнаружения искомого запаха самостоятельно брала лакомство и садилась. Затем собака поощряется поглаживанием, лакомст­вом и выгуливается. За сутки повторяются 10—15 упражнений, посылая собаку на выборку каждый раз по 2—3 раза, Для активизации обонятельно-поисковой реакции целесообразно использовать 2—3 контейнера, поставленных в ряд.

После выработки и закрепления условного рефлекса активно­го, заинтересованного и последовательного обнюхивания банок в контейнере и посадки возле обнаруженного запахоносителя, надо переходить к выработке более выраженного обозначения собакой искомого предмета. Для этого рекомендуется лакомство бросать на дно банки, а предмет класть сверху. Обнаружив запаховый предмет и кусочек лакомства, собака будет пытаться достать их, царапать лапой, лаять усиленно, засовывать морду в баночку и т. д. Такое поведение собаки в комплексе с посадкой следует закрепить поощрением. Для предупреждения возмож­ной выработки у собаки нежелательного условного рефлекса выборки вещи по силе запаха во все другие банки следует закладывать предметы дополнительных помощников давностью до 4—5 часов.

Постепенно условия упражнений усложняются. Лакомство в баночки больше не бросается, уменьшается сила и концентрация запаха на предметах основного и дополнительного помощников, За обнаружение источника искомого запаха собака поощряется лакомством.

При бесконтактном способе выборки вещей дрессировщику необходимо соблюдать следующие правила:

после каждого занятия все баночки в контейнере тщательно мыть и проветривать;

класть предметы (запахоносители) в банки только пинцетом и не перекладывать их из одной банки в другую;

периодически мыть и выветривать сам ящик-контейнер;

систематически менять помощников, один и тот же человек может привлекаться в качестве основного (искомого) помощника повторно не ранее чем через 3—4 занятия.

По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: увеличивается давность запахов на предметах; используются различные по качеству и размерам предметы;

проводятся периодические выборки по неизвестным для дрессировщика условиям; используется для выборки прибор «Шер­шень».

К концу курса дрессировки в зависимости от обстановки, выполняемых задач собаку приучают производить выборку предметов, обнаруженных на месте происшествия, изъятых при обыске и т, д.

Переход от стандартных банок к разнообразным предметам-носителям запаха осуществляется поэтапно. Начинать следует с уменьшения объема банок при одновременном увеличении объема вкладываемых в банки предметов. Например, бумагу, ткань, нож вкладывают в банки не полностью, оставляя частично снаружи. В дальнейшем предметы кладут на площадку для выборки, а банки убирают. Целесообразно чаще производить вы­борку вещей по неизвестным для дрессировщика условиям и периодически пускать собаку на выборку, когда искомая вещь отсутствует. Выборка вещей по неизвестным для дрессировщике условиям способствует: своевременному обнаружению возмож­ных ошибок дрессировщика при управлении собакой и нежела­тельных условных рефлексов у собаки; лучшему изучению пове­дения собаки, пониманию возможных отклонений в ее поведении, а также психологической подготовке дрессировщика к предстоя­щей службе по применению собаки для выборки.

При организации выборки по неизвестным условиям необхо­димо: создавать условия для выборки руководителем занятия или наиболее подготовленным дрессировщиком в отсутствии производящего выборку; подбирать предметы основного и дополнительного помощника одинаковые по цвету, размеру, форме и качеству; перед каждой выборкой перемешивать запахоносители, т. е. менять места и линию их расположения на площадке.

Если не перекладывать вещи, то дрессировщик, зная их постоянное месторасположение, может помочь собаке найти их. Как однообразные условия упражнений, так и разнообразные действия дрессировщика могут стать сигналами для собаки. Кроме того, на площадке остаются запахи вещей, лежавших до этого. Если на площадке вещи перекладываются с места на место только на одной линии, то собака может ошибиться и выбрать вещь дополнительного помощника, лежащую на том месте, где до этого находилась искомая вещь, поэтому расклады­вать вещи следует на 30—50 см дальше от прежнего места (линии).

При проведении бесконтактной выборки банки из одного отсека переставляются в другой.

Нормативы подготовки собаки во втором периоде дрессиров­ки. Собака должна заинтересованно обнюхивать предлагаемые предметы независимо от их формы, величины и качества материала; самостоятельно, без попутных сигналов дрессиров­щика, выбирать предметы, подносить и садиться перед дрессировщиком или обозначать их при бесконтактном способе выборки; при отсутствии среди предметов на площадке искомой вещи после тщательного их обнюхивания возвращаться к дрес­сировщику без предмета.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык выборки вещей до безотказности выполнения в реальных услови­ях службы.

Требования к организации и проведению занятий. Занятия проводить на различных участках местности с наименьшим количеством запаховых раздражителей. Выбирать вещи по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным (в целях конкретного изучения поведения собаки).

Заниматься не реже 3—4 раз в неделю, на каждом занятии выполнять от 2 до 10 упражнений.

Для выборки использовать только личные вещи помощников (обувь, ремни, головные уборы, записные книжки, расчески и др.), приближая к условиям, близким к служебным.

В третьем периоде выборки дрессировщик должен:

в совершенстве изучить поведение своей собаки;

овладеть навыками организации выборки вещей в целях опознания искомого человека, в том числе и одорологической идентификации предметов;

совершенствовать умение анализировать действия, работу собаки, замечать ошибки, искать их причины и устранять.

Упражнения, отрабатываемые в третьем периоде выборки вещей.

Выборка вещи из предметов, имеющих различные запахи по силе, концентрации и давности. Такие условия близки к практике службы. Поэтому необходимо отрабатывать упражнения с подоб­ными условиями, к тому же они оказывают положительное влияние на совершенствование дифференцировочных навыков собаки.

Упражнение выполняется в следующей последовательности. Вначале на площадку для выборки кладут вещь искомого помощника, а через 20—30 минут — вещи дополнительных помощников. В последующем, в зависимости от активности и результативности работы собаки, постепенно увеличивается запаховая давность искомого предмета до 20—30 минут на каж­дом занятии. В целях предупреждения образования нежелатель­ных условных рефлексов на силу запаха (искомая с меньшей концентрацией) необходимо постепенно увеличивать запаховую Давность и на вещах дополнительных помощников, создавая Различные диспропорции запахов.

К концу курса дрессировки собака должна производить выборку вещи из предметов с различной давностью запаха.

Последовательная выборка вещей нескольких помощников с одной и разных групп предметов — один из сложных видов выборки. При раскладке предметов в качестве основных помощников выступают 2-3 человека. Каждый из них в установленном месте оставляет по 3—4 предмета (запахоносителя). На первых занятиях проводится выборка вещей двух помощников из разных групп предметов (на двух площадках). Собаке вначале 2—3 раза посылается для выборки на первой площадке, а затем столько же раз — на второй.

В последующем производится выборка вещей 2—3 помощ­ников на одной площадке. Такие упражнения способствуют развитию дифференцировочных навыков и выявлению возмож­ных нежелательных связей у собаки.

В заключительных упражнениях третьего периода выборка вещей проводится при любых погодных условиях, в различное время суток, на различных участках местности с наличием отвлекающих раздражителей. Все это способствует выработке безотказности в работе собаки в реальных условиях службы.

Комплексирование выборки вещей с работой по запаховому следу и обыском местности. В практике применения служебных собак могут быть случаи, когда в районе задержания искомого человека, по пути его преследования встречаются другие запаховые предметы, не принадлежащие ему. Поэтому целесообразно выработать у собак дополнительный навык обыска местности и помещений в целях обнаружения вещей только по заданному запаху.

Упражнения выполняются так. На занятиях по обыску мест­ности или помещения, проработке запахового следа на участке местности разбрасываются разнообразные предметы дополни­тельных помощников. В ходе упражнения при обнаружении собакой предметов дрессировщик добивается, чтобы она обозна­чала только вещи искомого помощника, не обращая внимания на другие предметы.

Нормативы подготовки собаки в третьем периоде выборки вещей. Собака должна заинтересованно, спокойно принюхиваться к запаху, предлагаемому ей для ознакомления; организованно обнюхивать предметы на площадке, самостоятельно обнаружив искомый предмет, обозначать его или поднять и поднести к дрессировщику, сесть перед ним; при отсутствии на площадке предмета с искомым запахом после обхода и тщательного обнюхивания предметов самостоятельно возвращаться к дресси­ровщику без предмета; производить выборку искомой вещи с запаховой давностью меньшей или большей, чем у дополнитель­ных предметов.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

Выполнение в течение продолжительного времени упраж­нений в условиях, когда искомый предмет отличается от других силой запаха, вырабатывает у собаки привычку находить искомый предмет не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного запаха.

Обезличка предметов, смешивание их из-за отсутствия маркировки, плохое выветривание и многократное использование одних и тех же предметов, что приводит к выработке условного рефлекса выбирать вещь по силе комплексного запаха или к частым ошибкам в работе собаки.

Использование однообразных искомых предметов спо­собствует выработке нежелательной связи на качество, форму и цвет апортировочных предметов.

Расположение искомой вещи всегда на одном и том же месте. Это приводит к выработке нежелательной связи на его местонахождение.

Перемещение предметов на площадке с места на место на одной линии, что приводит к возможной ошибке собаки.

Привлечение в качестве основного помощника одного и того же человека, людей одной профессии. Это мешает совер­шенствованию у собаки навыка дифференцировки запахов.

Многократное повторение команды «Нюхай» при обнюхи­вании собакой вещей, а также подача команды «Хорошо» в момент принюхивания к искомой вещи или движение дрессиров­щика назад, подергивание поводком. Все это вырабатывает у собаки нежелательную реакцию на поведение дрессировщика.

Не в меру частое повторение упражнений по выборке вещей приводит к передрессировке собаки, к отказу от выборки или ошибкам в работе.

Грубое обращение с собакой, принуждение ее неприятны­ми для нее воздействиями вызывают боязнь, ошибки в работе или полный отказ ее от работы.

Выполнение упражнений только по известным для дрессировщика условиям закрепляет ошибочные действия дрессировщика и вырабатывает у собаки разнообразные нежела­тельные рефлексы.

ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ЧЕЛОВЕКА

Навык выборки человека по запаху вещи или следа необходим при выполнении служебных задач по опознанию искомого чело­века. Он способствует повышению чувствительности обоняния, развитию дифференцировки запахов.

Условные раздражители: основные—команда «Нюхай» и жест — показ рукой в направлении группы людей; вспомогатель­ные — команды «Апорт», «Дай», «Фу», «Голос», «Сидеть».

Безусловные раздражители: помощник, апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно-оборонительной реакций поведения, а также на основе ранее выработанных условных рефлексов апортировки и выборки вещей.

Прием вводится после выработки у собаки условного рефлекса выборки вещи помощника из запаховых предметов и приуче­ния собаки к работе по запаховым следам в объеме второго периода, а также отработки специальных подготовительных упражнений; приучение к спокойному реагированию на посторон­них людей при апортировке; апортировка предметов, подбра­сываемых к ногам помощника, а затем из его рук; апортировка предметов из рук помощника, стоящего в группе 3—4 человек; выборка вещей, лежащих вблизи группы людей, с постепенным приближением их к ногам помощников. Чрезмерно злобных и возбудимых собак нецелесообразно приучать к выборке человека по запаху вещи.

Методика и техника дрессировки.

Первый период. Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс выборки помощника из группы в 3—4 чело­века в облегченных условиях. На первых занятиях соблюдать следующие условия:

упражнения проводить на знакомой для собаки местности с наличием естественных укрытий;

собака должна быть в полуголодном, бодром состоянии;

одинаково одетых помощников располагать на одной линии с промежутками 1—2 шага друг от друга, в течение рабочего дня упражнение повторять не менее 6—8 раз;

не пользоваться дрессировочными плащами, так как при виде помощников в плащах собака возбуждается и хватает любого помощника;

исключить обезличку плащей, специальных рукавов, курток, используемых при выборке, в целях сохранения на них индиви­дуального запаха каждого помощника;

исключить возможное влияние на кобелей запаха сук, особен­но течкующих, так как верхняя одежда помощников будет иметь в комплексе и запах закрепленных за ними собак;

помощники не должны иметь при себе подсумков с лакомст­вом, не класть в карманы пищевые продукты и во время выборки стоять, не привлекая внимания собаки.

В зависимости от индивидуальных особенностей собак поль­зуются несколькими способами приучения к выборке человека.

Первый способ — постепенное переключение собаки от выборки вещей к выборке человека. Этим способом приучают умеренно злобных собак, уверенно производящих выборку вещи из 5—6 беззапаховых предметов. Первоначально в ходе подготовительных упражнений собаку приучают к выборке вещей, лежащих у ног спокойно стоящих помощников. По мере выработки условного рефлекса, их постепенно поднимают до уровня пояса, а затем помощники держат их в руках. В последую­щем собака переключается к выборке помощника без исполь­зования апортировочных предметов, с обозначением искомого помощника облаиванием.

Положительные стороны этого способа — собака работает спокойно, не проявляя агрессивной реакции на помощников, редко ошибается. Недостаток в том, что невозможно выработать условный рефлекс у всех собак, так как это зависит от степени развития апортировки.

Второй способ — выборка человека после предвари­тельного возбуждения собаки дразнением. Рассчитан на мало­злобных собак, не заинтересованных в апортировке. Подбирается закрытый участок местности с наличием естественных укрытий. По указанию руководителя занятия 3—4 помощника с плащами (рукавами или куртками) в руках становятся на одной линии за укрытием. Расстояние между ними 1—2 шага. Один из помощников подходит к собаке, ударом прута возбуждает ее и убегает в группу. Дрессировщик после небольшой выдержки посылает собаку на выборку по команде «Нюхай» на коротком поводке. В первое время собаке надо оказывать помощь, как со стороны дрессировщика, так и со стороны помощника своим движением. При правильной выборке дрессировщик предостав­ляет собаке возможность потрепать одежду помощника. Дрес­сировщик берет собаку в положение «Рядом», успокаивает поглаживанием и выгуливает. Помощник в это время вновь становится в строй (на другое место), оставив в стороне свою вещь. Дрессировщик, дав собаке обнюхать вещь, оставленную помощником в 3—4 метрах от строя, вторично посылает ее на выборку. За один подход к месту выборки собака выбирает 2—3 раза. Затем собаку выгуливают в течение 5—10 минут, и упражнение вновь повторяется с дополнительным возбужде­нием собаки. За рабочий день упражнение повторяется 6—8 раз. Предварительное возбуждение собаки проводится только на первых 2—3 занятиях. В дальнейшем переходят к выборке человека только после обнюхивания вещи.

Положительные стороны способа — условный рефлекс вырабатывается быстро и удерживается стойко, собака работает активно и заинтересованно.

Отрицательные — собака при выбор­ке проявляет агрессивность, злобно набрасывается на помощника, возможны покусы помощников и частые ошибки.

Третий способ — выборка человека после проработки запахового следа. Предназначен для умеренно-злобных собак, не заинтересованных в апортировке.

Упражнение выполняется в следующей последовательности. По заданию руководителя в присутствии дрессировщика помощ­ник прокладывает след протяженностью 250—300 метров и прячется за укрытием. В 100—150 метрах находится группа дополнительных помощников. Через 10—15 минут, проработав запаховый след, собака задерживает помощника. После короткой борьбы помощник прокладывает второй отрезок следа и стано­вится в группу из 2—3 человек. Собака не должна видеть направления движения помощника. Как только помощник скрылся за укрытием, собака вновь пускается по запаховому

следу. При подходе к стоящим помощникам дрессировщик успокаивает собаку и по команде «Нюхай» посылает ее на выбор­ку искомого помощника. После правильной выборки дрессиров­щик дает возможность собаке потрепать одежду помощника и поощряет лакомством. В последующем собаку переключают на выборку человека без проработки запахового следа.

Положительные стороны способа — условный рефлекс вырабатывается быстрее, удерживается прочнее, собака выбирает безошибочно.

Отрицательные стороны — собака проявляет злобность, возбуждается, возможны покусы помощников.

Независимо от способа первоначального приучения к выборке человека постепенно надо переходить к основным упражнениям, выполняемым в следующем порядке.

На участке с наименьшим количеством отвлекающих раздра­жителей выстраиваются 3—4 помощника, одетые в разнообраз­ную одежду (кроме плащей), имея в руках одинаковые по форме апортировочные предметы, куртки, рукава и др. Один из помощников кладет свою вещь в 3—4 метрах от группы на правом фланге. Дрессировщик с собакой подходит к группе, проводит ее на коротком поводке 2—3 раза вокруг группы в целях «ознакомления» с помощниками и успокоения собаки.

Затем, посадив собаку у вещи основного помощника, дает ей обнюхать вещь и по команде «Нюхай» посылает на выборку человека, управляя коротким поводком (поводок должен быть, слегка натянут, чтобы предупредить попытку покуса собакой помощника). После обнаружения собакой искомого помощника и обозначения его или голосом, или хватанием вещи, или любым другим способом дрессировщик заканчивает упражнение дачей лакомства и выгуливанием. В это время помощник становится на другое место, и упражнение повторяется в той же последова­тельности еще 1—2 раза.

Если собака ошиблась при выборке, то дрессировщик коман­дой «Нюхай» или «Фу», подкрепленной легким рывком поводка, заставляет отдать вещь, а затем вновь дает собаке занюхать запах вещи и направляет ее на выборку искомого помощника. В первое время целесообразно помогать собаке как со стороны помощника движением предмета, так и со стороны дрессиров­щика поводком и жестом. В дальнейшем эта помощь будет вредна, так как способствует выработке у собаки различ­ных нежелательных связей на интонацию голоса, поведение дрессировщика и помощника, на поводок и др.

В последующем условия дрессировки усложняются. Помощ­ники надевают верхнюю одежду различной формы. Собака приучается к осторожной хватке искомого человека за верхнюю одежду, и садиться у его ног. В качестве апортировочных предметов используют куски тканей размерами 20х50 санти­метров такого же цвета, как верхняя одежда помощников. При выборке куски ткани заправляются под поясные ремни для активизации выборки вначале целесообразнее под тряпку прятать апортировочный предмет.

После первого периода дрессировки собака должна спокойно и беззлобно относиться к группе помощников и самостоятельно, заинтересованно обнюхивать помощника, производить выборку и обозначать, схватив за апортировочный предмет; при отсутствии в группе искомого помощника, обнюхав всех помощников, самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Второй период. Задача: совершенствовать у собаки условный рефлекс выборки человека из группы в 6—8 человек до навыка в среднеусложненных условиях.

Во втором периоде отрабатываются следующие усложнения:

постепенное увеличение группы помощников до 6—8 человек, расположенных на различных интервалах и одетых в разнообраз­ную форму одежды;

проведение занятий в разное время суток при любой погоде;

периодические выборки по неизвестным для дрессировщика условиям, управление собакой, как на поводке, так и без поводка;

приучение собаки четко обозначать искомого помощника голосом, сидя и другими способами;

постепенное увеличение давности между оставлением вещи помощника и началом выборки до 2—3 часов и более.

Во втором периоде выборки человека собакой управляют в таком же порядке, как и в первом периоде, только следует добиваться более четкой и организованной работы собаки. Находясь в 3—4 метрах от группы, дрессировщик дает собаке понюхать запах вещи искомого помощника, командой «Нюхай» и жестом посылает собаку на выборку, а сам остается на месте. Собака должна самостоятельно обходить группу и производить выборку, обозначая помощника осторожной хваткой за полу верхней одежды. После этого дрессировщик подходит к собаке, сажает ее у помощника и поощряет лакомством. Если собака неправильно произвела выборку, дрессировщик подзывает ее к себе и дает понюхать запаховую вещь повторно.

В целях предупреждения образования у собаки нежелатель­ных связей чаще производить выборки по неизвестным для дрессировщика условиям и управлять собакой без поводка (рис. 67).

Рис. 67. Приучение собаки к выборке человека из группы людей

После второго периода дрессировки собака должна: спокойно и беззлобно относиться к группе помощников, одетых в разно­образную форму одежды; самостоятельно производить выборку искомого человека из группы в 6—8 человек, обозначая его хваткой за апортировочный предмет или полу одежды; при отсутствии в группе искомого помощника, обнюхав всех помощ­ников, самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Третий период. Задача: закрепить у собаки навык выборки человека из группы до 10 человек в условиях, приближенных к требованиям службы. Отрабатываются следующие усложнения:

постепенное увеличение группы помощников до 10 человек различных профессий, проведение выборки в различных поме­щениях и в местах скопления людей;

увеличение давности между оставлением вещи помощника и началом выборки до 6—8 часов и более;

выборка нескольких помощников поочередно из одной и той же группы людей;

выборка человека с применением прибора «Шершень» в комплексе с работой по запаховому следу.

Упражнения выполняются в прежнем порядке, но чаще по неизвестным для дрессировщика условиям. Давность запаха вещей, предназначенных для обнюхивания, увеличивать посте­пенно, до 20—30 минут через каждые 2—3 занятия.

Для выборки нескольких помощников по указанию руково­дителя 2—3 помощника в стороне от группы кладут по 2—3 предмета и становятся в строй. Вначале собаку посылают на выборку человека по запаху одной из вещей, лежащих перед группой. После выборки владельца этой вещи собаку вновь пускают на выборку, но уже с обнюхивания вещи другого человека. В ходе занятия надо производить выборку не более 2—3 человек. При этом лица, выбранные собакой, не возвра­щаются в строй, в качестве дополнительных помощников выступа­ют другие люди.

После третьего периода собака, предназначенная для опозна­ния искомого человека по запаху вещи из группы людей, должна активно обнюхивать любые предлагаемые запаховые предметы; заинтересованно обходить и обнюхивать обнаруженного искомо­го человека; при отсутствии среди помощников искомого чело­века после обхода и тщательного их обнюхивания самостоятельно возвращаться к дрессировщику.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Привлечение в качестве основного помощника одного человека и расположение его в группе всегда на одном месте.

2. Многократное повторение команды «Нюхай», поощрение словом «Хорошо» в момент принюхивания собаки к искомому помощнику, разнообразные движения дрессировщика при выборке, подергивание (подтягивание) поводком и другие,
которые при многократном повторении могут стать для собаки сигналом выборки.

3. Проведение занятий в однообразных условиях.

4. Систематическое оказание помощи со стороны дрессиров­щика и помощника.

ПРИУЧЕНИЕ К ОБЫСКУ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ

Навык обыска местности и помещений необходим для выполнения служебных задач по обнаружению человека, его предметов и запахового следа.

Условные раздражители: основные — команда «Ищи» и жест — показ рукой в направлении поиска; вспомогательные — команды «Апорт», «Дай», «Сидеть», «Голос», «Фу».

Безусловные раздражители: апортировочный предмет, по­мощник, лакомство.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно оборонительной и пищевой реакций, а также навыка апортировки. Прием вводится в конце второго периода курса дрессировки розыскных, сторожевых собак, когда выработаны условные рефлексы поиска человека по запаховому следу, задержания помощника и отработаны следующие дополнитель­ные упражнения к обыску местности и помещений.

Приучение к движению в указанном жестом направлении. Для этого на каждом занятии целесообразно определять учебное место размером 50х80 метров, которое обозначается флажками или ветками (рис. 68).

Рис. 68. Обучение дрессировщика и приучение собаки двигаться зигзагообразно при обыске местности

Во время выгуливания собаки дрессировщик подает команду «Гуляй» и жестом правой или левой руки посылает ее в нужном направлении и следует за ней, дав возможность дойти до границ участка, управляя длинным поводком. Ежедневное многократное повторение таких упражнений способствует быстрой выработке у собаки условного рефлекса зигзагообразного движения, а у дрессировщика — умения ориентироваться и управлять собакой.

Приучение к поиску небольших предметов в траве, кустах по запаху. Для этого изготовляются различные апортировочные предметы (по форме, качеству) размерами не более 5—10 сантиметров длиной и 1—2 сантиметра в диаметре и цветом, соответствующим фону местности.

Упражнения выполняются так же, как и при апортировке, но бросанием предметов в места, маскирующие их и побуждающие собаку к обнаружению предметов с помощью обоняния. Приучение к последовательному поиску и подноске 3—4 предметов, брошенных в разные стороны от дрессировщика. Это упражнение можно отрабатывать 2 способами.

Первый способ. Подбирается открытый участок мест­ности с наличием растительного покрова. Дрессировщик с собакой двигается посередине участка, а помощник позади него на удалении 3—5 метров. По ходу движения помощник последо­вательно разбрасывает апортировочные предметы вправо и влево от дрессировщика. На первых 2—3 занятиях собака должна видеть полет этих предметов и посылаться за предметом сразу же после броска.

На последующих занятиях вначале разбрасываются предметы помощником, дрессировщик наблюдает за ним и после выгулива­ния собаки производит апортировку брошенных предметов.

Второй способ. Дрессировщик, находясь на месте, разбрасывает 3—4 предмета в разные стороны (в первое время на виду у собаки). Стоя в центре участка, поочередно посылает собаку на апортировку предметов.

Апортировка предметов в различных помещениях, приучение собаки к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов. Это упражнение отрабатывается, как правило, в нежилых помещениях с различной степенью освещен­ности в следующей последовательности.

Вначале дают собаке осмотреть помещение. Затем, возбудив собаку предметом, бросают его в помещение и сразу же посылают ее на апортировку. В последующем собаку посылают на поиск брошенного предмета после 1—2-минутной выдержки. Параллельно отрабатываются упражнения по приучению собак к облаиванию обнаруженных предметов. С этой целью их кладут на деревья и в другие места, недоступные для собаки, закапывают в землю, используют тяжелые предметы (набитые землей вещевые мешки и др.), которые неподъемны для собаки. При обнаружении собакой предмета дрессировщик подает команду «Голос» и за проявление лая поощряет лакомством. Постепенно надо добиваться, чтобы собака самостоятельно облаивала недо­ступные, неподъемные для нее предметы.

Методика и техника дрессировки. Первый период. Задача: приучить собаку к зигзагообразному поиску предметов на участке местности 50Х100 метров в облегченных условиях.

Требования, предъявляемые к условиям на первых занятиях. Упражнения выполняются в начале занятия, когда собака в бодром и полуголодном состоянии.

Подбираются апортировочные предметы небольшие по форме, по цвету соответствующие фону местности и хорошо сохраняющие запах человека, на которые собака реагирует заинтересованно. На вещах должна соблюдаться чистота индиви­дуального запаха.

Подбирается ровный, знакомый для собаки участок местности с наличием растительного покрова, без отвлекающих раздражи­телей. Ширина обыскиваемого участка местности на каждом занятии — около 50 метров, ветер — навстречу собаке. Помощ­ник по указанию и под контролем дрессировщика, не заходя на участок, разбрасывает 5—7 предметов так, чтобы они составили треугольники и один от другого были не далее чем в 30—40 метрах, и не ближе 5 метров от края участка. В целях экономии времени дрессировщик может сам разбрасывать пинцетом апортировочные предметы помощника, хранившиеся в полиэти­леновом пакете.

Время от начала разбрасывания предметов до обыска мест­ности — не менее 15—20 минут, чтобы запаховые частицы от искомой вещи распространились по участку, создавая благоприят­ные условия для их обнаружения собакой.

Упражнение повторять на одном занятии не менее 2—3 раз. В целях активизации работы собаки рекомендуется на первых 2—3 занятиях к предметам прикреплять мелкие кусочки мяса, можно использовать полые предметы. За каждый обнаруженный предмет собака поощряется лакомством.

Требования к подготовленности дрессировщика. В ходе занятий по отработке подготовительных упражнений первого периода дрессировщик должен научиться:

хорошо ориентироваться на местности. С этой целью подби­раются разнообразные по характеру (рельефу, растительности, размерам) участки местности, которые обозначаются дополни­тельными флажками (ветками) на расстоянии друг от друга до 15 метров. Дрессировщик по команде «Гуляй» и жестом посылает собаку в направлении этих флажков;

умело, быстро разбрасывать вещи на участке местности, запоминать их местонахождение, чтобы направить собаку точно на предмет;

умело управлять собакой командами и жестами, а при необхо­димости и поводком. Понимать поведение своей собаки, своевре­менно поощрять ее за найденную вещь.

В первом периоде дрессировки отрабатываются следующие упражнения. Выработка первоначального условного рефлекса поиска 5—7 предметов на участке местности 50X80 метров. По заданию дрессировщика на избранном участке местности помощник разбрасывает предметы. Через 15—20 минут дрес­сировщик, выгуляв собаку, подходит к середине подветренной стороны участка и сажает ее у левой ноги. Присоединив длинный поводок, кладет его на землю слева от себя и позади собаки, по команде «Ищи» и жесту посылает собаку на обыск участка местности вправо в направлении ближнего предмета и следует за ней, управляя поводком. Как только собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик подходит к ней, забирает предмет, поощряет ее лакомством и кладет предмет в полиэти­леновый пакет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево в направлении второго предмета и следует за ней. При обнаружении собакой второго предмета дрессиров­щик поступает так же, как у первого предмета и т. д.

В том случае, если собака, обнаружив предмет, подходит и не поднимает его, то дрессировщик обязан посадить ее у этого предмета, поощрить лакомством и послать в направлении сле­дующего предмета. При обнаружении второго предмета поса­дить ее, поощрить лакомством и направить к третьему и так до конца выполнения упражнения. Конечная цель таких упражне­ний — выработка у собаки условного рефлекса обозначения обнаруженного предмета. После выполнения упражнения дрес­сировщик сажает собаку у левой ноги, сматывает длинный поводок, (сигнал окончания работы), выходит в район выгуливания и предоставляет собаке отдых.

После 15—20-минутного отдыха упражнение повторяется. На одном 4-часовом занятии выполняются 2—3 упражнения.

Главная цель таких упражнений — выработка у собаки реф­лекса заинтересованного, зигзагообразного поиска предметов.

После выработки у собаки первоначального условного рефлекса постепенно увеличивается длина осматриваемого участка и доводится к концу периода до 100 метров при постоян­ной его ширине 50 метров. Помощник разбрасывает вещи с большими промежутками так, чтобы дрессировщику при движе­нии с собакой можно было периодически направлять собаку вправо и влево к точке, где нет вещи.

На каждом занятии количество таких «пустых углов» увели­чивается, углы с вещью и «пустые» делают в различном порядке, чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на систему раскладки предметов. Кроме того, целесообразно на занятиях использовать вещи, разнообразные по качеству, форме и цвету, близкие к личным вещам помощников.

Приучение собаки садиться с предметом у места его обнару­жения. Если первоначально в целях активизации поиска дресси­ровщик не всегда сажал собаку у места обнаруженного предмета, то в последующем надо приучить ее садиться с предметом у мес­та его обнаружения. Делается это так. Дрессировщик посылает собаку на обыск местности. При обнаружении собакой вещи по команде «Сидеть» сажает ее около предмета. Затем подходит к ней, забирает вещь, кладет ее в полиэтиленовый пакет и поощряет собаку лакомством. Такой обыск местности повторяет­ся по 2—3 раза на каждом занятии. Цель этого упражнения — собака должна самостоятельно, без дополнительной команды дрессировщика садиться с предметом у места его обнаружения.

Осмотр различных по характеру участков местности, измене­ние количества разбрасываемых предметов, увеличение давности от начала разбрасывания до их поиска. У собак, как и у других животных, сильно развита территориальная ориентация (опозна­ние знакомой местности, запахов, связанных с деятельностью человека, в том числе занятость территории другими животными и др.). Поэтому после выработки первоначального условного рефлекса поиска предметов на знакомой местности необходимо систематически менять места занятий, т. е. предметы разбрасы­вать на различных по характеру участках местности (открытых, закрытых, горных и т. п.).

К концу первого периода собака должна: заинтересованно, активно и зигзагообразно производить обыск местности на участке 50х100 метров при управлении ею длинным поводком; самостоятельно обнаруживать запаховые предметы, поднимать их и садиться у места обнаружения.

Второй период. Задачи: совершенствовать у собаки условный рефлекс поиска до навыка в среднеусложненных условиях; приучать к обозначению обнаруженных предметов; выработать условный рефлекс обыска помещений.

Требования к подготовленности дрессировщика. Он должен: изучить особенности поведения своей собаки при обнаружении вещей и человека; овладеть техникой управления собакой, как поводком, так и без поводка; уметь ориентироваться на сложной по рельефу местности, в помещениях; методически последова­тельно и технически правильно выполнять все упражнения с усложнениями второго периода.

Упражнения выполнять с соблюдением следующих правил: условия окружающей среды усложнять постепенно и осторожно; упражнения повторять 3—4 раза в неделю, в различное время суток; за каждый обнаруженный предмет собаку поощрять поглаживанием и лакомством; умело сочетать обыск местности и помещений по известным и неизвестным для дрессировщика условиям; использовать личные вещи человека, строго соблюдать правила хранения вещей и соблюдения чистоты запахов; коли­чество предметов и их местонахождение (на земле, деревьях, закопанных и т. д.) на каждом занятии изменять, добиваться, чтобы собака искала вещи не только «нижним», но и «верхним» чутьем.

Усложнения, отрабатываемые во втором периоде. От занятия к занятию постепенно усложняется режим работы и упражнений, увеличиваются размеры осматриваемых участков по ширине до 100 метров и в длину 150 метров. В этих случаях участки делятся на два подучастка размерами 50х150 метров и осматри­ваются поочередно (рис. 69). При этом путь движения дрессиров­щика постепенно выпрямляется, он управляет собакой, двигаясь посередине участка, только обозначая направление своего движения за собакой.

Параллельно усложняется характер местности, подбираются сложные участки с наличием кустарника, оврагов, деревьев. Упражнения проводятся в начале, середине, конце занятия, утром, днем, вечером и ночью. При переходе к обыску местности в новых условиях, особенно в первое время, работа собаки облегчается уменьшением количества вещей, «пустых» углов, размеров участка.

По мере активизации работы собаки используются апортировочные предметы различного качества (кожаные, металли­ческие, пластмассовые, матерчатые и другие), небольших размеров и защитного цвета с учетом фона местности. Периоди­чески обыск местности проводится по неизвестным для дресси­ровщика условиям, т. е. дрессировщик не знает о количестве разбрасываемых вещей и их местонахождении. При постановке задачи ему указывают только пределы осматриваемого участка. Это упражнение позволяет проверить степень подготовленности собаки, выявить возможные ошибки дрессировщика и приобрести навыки управления собакой в реальных условиях службы.

Рис. 69. Разбрасывание предметов с образованием пустых углов

Рис. 70. Последовательный обыск больших участков местности

Приучение к обыску помещений. Параллельно с обыском местности собак приучают к обыску различных помещений. Этому должны предшествовать подготовительные упражнения: ознакомление с помещениями и постепенное приучение собак к безразличному отношению к раздражителям, встречающимся в процессе выполнения приемов общей дрессировки внутри помещения и особенно при апортировке своих и «чужих» вещей в различное время суток; приучение спокойно передвигаться в помещении, подниматься на чердаки, спускаться в подвалы; приучение к задержанию помощника, убегающего в помещение.

После отработки этих упражнений собаку приучают к обыску помещений в целях обнаружения запаховых предметов, а затем и человека. Это делается так. Помощник, не заходя в помещение, разбрасывает 2—3 предмета. Через 10—15 минут, выгуляв собаку, дрессировщик пускает собаку на обыск помещения, управляя ею командами. Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик поощряет ее лакомством. Затем жестом и коман­дой «Ищи» направляет в сторону другого предмета. В последую­щем вещи прячут, подвешивают. Для активизации работы собаки целесообразно на первых занятиях к вещам помощника прикреплять кусочки мяса.

Периодически следует проводить обыски помещений по неизвестным для дрессировщика условиям. Параллельно с поиском вещей собаку приучают к обнаружению спрятавшегося помощника. По мере выработки условного рефлекса вводятся следующие усложнения: растет число осматриваемых помеще­ний и изменяется их характер, а также количество закладываемых вещей, их качество, форма и размеры; увеличивается время от начала до пуска собаки на обыск помещений до 2 часов.

Приучение собаки обозначать обнаруженные вещи, не трогая их. В соответствии с требованиями служебных инструкций собака, не трогая обнаруженный предмет, должна садиться около него или облаивать. Это место дрессировщик обозначает флажками (ветками), о результатах осмотра докладывает руководителю занятия.

На первых занятиях целесообразно на участке местности, в помещениях раскладывать тяжелые предметы (вещевые мешки с опилками), подвешивать или закапывать их. При обнаружении собакой вещи дрессировщик по команде «Сидеть» сажает собаку около нее или командой «Голос» вызывает проявление лая, после чего поощряет собаку лакомством. В последующем раз­брасываются разнообразные вещи и при их обнаружении дрес­сировщик командой «Сидеть» предупреждает попытку собаки схватить предмет, при необходимости подает команду «Фу». Надо добиваться, чтобы собака самостоятельно садилась у обна­руженного предмета, а при отсутствии дрессировщика подавала голос.

К концу второго периода дрессировки собака должна: активно и заинтересованно производить зигзагообразный поиск предме­тов на участке местности размером 100х150 метров и в различ­ных помещениях, как на длинном поводке, так и без поводка; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы, сидя около них или голосом.

Третий период. Задача: совершенствовать у собаки навык обыска местности и помещений в комплексе с другими спе­циальными навыками в условиях, близких к требованиям службы.

В этом периоде необходимо соблюдать следующие правила: занятия проводить в разное время суток (не менее 30 % в ночное время) в комплексе с работой по запаховому следу и сторожевкой на различных участках местности; обыскивать местность и помещение по неизвестным для дрессировщика условиям и лишь периодически по известным; на каждом занятии создавать сложную обстановку, требующую от дрессировщика смекалки и творчества; проработку каждого запахового следа заканчивать обыском местности в районе задержания помощника.

Усложнения, отрабатываемые, в третьем периоде. В заклю­чительном периоде дрессировки совершенствование навыка обыска местности и помещений продолжается в условиях, приближенных к требованиям службы.

В начале периода осматривают (обыскивают) участок 150х200 метров. Этот участок разбивают на 3 подучастка размерами по 50х200 метров и осматривают поочередно. Затем размеры увеличиваются до 200х200 метров (рис. 70).

При осмотре больших участков дрессировщики должны соблюдать следующую последовательность — вначале осматри­вать средние участки (№ 2, 3), затем крайние (№ 4, 1). Это объясняется тем, что выброшенные или спрятанные предметы (оружие, документы и др.) злоумышленника вероятнее всего будут находиться на ближних (средних) от места задержания участках. К тому же вероятность обнаружения собакой предметов больше, пока она не утомлена, и поиск будет вести активнее.

При обыске местности следует учесть, что границы осматри­ваемого участка весьма условны. Возможны переходы за пределы намеченного участка. Поэтому дрессировщик должен вниматель­но следить за ориентирами на границах подучастков.

В дальнейшем упражнения отрабатываются в комплексе с другими специальными приемами. На указанном участке местно­сти (в помещении) помощник, не заходя на участок, разбрасывает 4—5 предметов и прячется в укрытии в конце участка. В этом случае вначале производится обыск местности для обнаружения вещей, а затем обыск продолжается до обнаружения и задержа­ния помощника. В последующем помощник должен тщательнее маскироваться на дереве, в кустах, под хворостом и т. п.

Обыск местности с последующей проработкой запахового следа и после проработки следе в районе задержания помощника проводится так. Помощник разбрасывает на участке 4—5 предме­тов, затем заходит на край участка и прокладывает запаховый след в соответствии с заданием. В этом случае дрессировщик по истечении необходимой давности производит обыск местности в целях обнаружения предметов. После обнаружения и обозна­чения всех вещей прорабатывает запаховый след помощника до его задержания (рис. 71).

В последующем после каждого проработанного запахового следа и 5—10-минутного отдыха собаку пускают на обыск мест­ности или помещения в районе задержания помощника для обнаружения выброшенных, закопанных или подвешенных вещей (документов, оружия и т. д.). Размеры осматриваемого участка должны быть не менее 200X200 метров. Дрессировщик разбива­ет по ориентирам указанный участок на 4 подучастка размерами по 50Х 200 метров и поочередно их осматривает с учетом направ­ления ветра (рис. 72).

Обыск местности в комплексе со сторожевкой. Для этого через намеченную дозорную тропу прокладывается запаховый след. В конечном пункте разбрасываются предметы. Помощник прячется в укрытии. По истечении намеченной давности следа дрессировщик с собакой выполняет сторожевку в движении и, обнаружив запаховый след, прорабатывает его, задерживает помощника. Затем, отконвоировав его в сторону, производит обыск местности в целях обнаружения брошенных предметов.

Рис. 72.Обыск местности в районе задержания помощника

Осмотр местности вдоль линии следа (маршрута движения задержанного). В практике службы нередко приходится осматри­вать местность вдоль линии следа злоумышленника в целях обнаружения возможно выброшенных им предметов. Для этого помощник, двигаясь по указанному маршруту, разбрасывает вещи вправо и влево от себя. Через определенное время дрессировщик пускает собаку на обыск местности вдоль линии следа, зигзагообразно пересекая запаховый след помощника. Можно производить одновременный осмотр двумя собаками, двигаясь по обе стороны линии запахового следа.

После третьего периода собака должна: активно, организован­но и зигзагообразно производить обыск местности на участке 200х200 метров, как на поводке, так и без поводка; смело заходить в различные помещения, активно и заинтересованно производить их обыск, как в присутствии, так и в отсутствии дрессировщика; самостоятельно обозначать обнаруженные предметы через 4 часа после их разбрасывания, не прикасаясь к ним, а также смело вести борьбу с помощником; обнаруживать запаховые следы давностью до 2 часов.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Разбрасывание предметов помощником, двигающимся только с одной стороны участка, в результате предметы оказы­ваются близко один к другому.

2. Проведение занятий на однообразной местности, в одно и то же время вырабатывают привычку к работе только в опре­деленных условиях.

3. Использование однообразных предметов приводит к тому, что собака может не обнаружить предметы других качеств.

4. При расположении помощников за одинаковыми местными предметами собака привыкает искать помощника только в опре­деленных местах.

5. Частое управление собакой без поводка, в результате у собаки снижаются дисциплинированность, организованность поиска.

ПРИУЧЕНИЕ К ОДОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Одорологическая идентификация — установление сходства запахов специально подготовленной собакой с применением прибора «Шершень» или приспособлений. Она включает: отбор запаха на месте происшествия (обнаружения следов); хранение запаха в пробниках или приспособлениях от нескольких минут до 10—12 месяцев; подготовку запаховых объектов (предметов, людей) для выборки; применение специально подготовленной собаки. Одорологическая идентификация (выборка) основана на природной способности собаки, тонко различать запахи по их силе, концентрации и другим свойствам.

Для одорологической идентификации пригодны собаки, приученные к четкой работе по выборке вещей, человека и запахового следа. Приучение собак к одорологической иденти­фикации — продолжение отработки специальных приемов с соблюдением повышенных требований, предъявляемых к подго­товке, как дрессировщика, так и собаки.

Дрессировщик должен уметь готовить для работы одороло­гический прибор (приспособление), правильно пользоваться им и строго соблюдать правила организации и проведения выборки. Для одорологической идентификации используются прибор «Шершень» и различные приспособления (стеклянные флаконы, банки, полиэтиленовые баллоны, пакеты, ватные шарики, марле­вые салфетки и др.).

Устройство прибора «Шершень» и его тактико-технические данные. Прибор предназначен для отбора, хранения и примене­ния запаховых проб для ознакомления собаки с искомым запахом.

Рис. 73. Прибор «Шершень» и приспособления

В состав прибора входят: двухклапанный циркулярный ручной насос, предназначенный для прокачки воздуха при отборе запаховых проб и ознакомления собаки с запахом искомого объекта перед идентификацией предметов, человека, следа; шесть пробников с колпачками, прикрепленными к трубке капроновыми нитками; футляр, в котором, кроме насоса и пробников, имеются мерная лента, совок, пинцет, комплект полиэтиленовых салфеток и пакетов, карандаш. Вес прибора —0, 6 килограмма, габариты 185х55х80 миллиметров, рабочий диапазон температур — 40... 50.° С, применительная относительная влажность воздуха — 98 % при +35°С. Ручной насос обеспечивает не менее 5000 прокачек.

Правила пользования. Прибор закрепляют за одним дресси­ровщиком, который отбирает пробы запаха, В пробник запах забирается только один раз и используется для ознакомления (обнюхивания) собаки не более 2—3 раз. После этого содержи­мое из пробника удаляют, пробник промывают и вновь заполняют специальным составом; прибор носят слева на ремешке через правое плечо на два пальца от пряжки поясного ремня.

Правила забора проб запаха. Перед пользованием прибором надо встать против ветра, поднять насос над головой и прокачать его 5—7 раз. Затем вставить два пробника во втулки насоса, сняв колпачки, поднести к поверхности объекта с запахом на расстояние 1—2 сантиметров и сделать 5—7 медленных прокачек. От каждого объекта рекомендуется иметь пробу запаха в 2—4 пробниках (рис. 74).

После забора проб запаха на пластинке прибора записать номера пробников, дату проб запаха, объект (вещь, следы и др.)

Объектами для забора запаха могут быть: объемные поверх­ностные следы человека на грунте; вещи, принадлежащие помощнику, и предметы, которыми он пользовался или соприка­сался с ними; кровь, слюна, моча и другие биологические выделения человека; места остановок, отдыха или временного пребывания искомого человека и другие объекты.

При ознакомлении собаки с запахом пробник вставляют во втулку, помеченную стрелкой «Выброс», подносят к носу собаки и, медленно нажимая на ручку поршня, в течение 2—3 секунд дают собаке обнюхать выбрасываемый из пробника запах. Для возвращения поршня в исходное положение отводят руку с при­бором в сторону от себя против ветра.

Рис






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.