Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф.С.Арасланов, А.А.Алексеев, В.И.Шигорин. 13 страница






Вызов лая на пищу (лакомство). Посадив собаку перед собой, дрессировщик опускает поводок на землю и наступает на него ногой так, чтобы можно было ограничить подпрыгивание собаки. Затем, взяв в правую руку лакомство, помахивает им перед собакой и возбуждает ее до проявления лая, одновремен­но произнося команду «Голос». Как только собака залает, дает ей лакомство. Движение руки с лакомством перед собакой должно походить на жест. Условный рефлекс быстрее вырабаты­вается при дрессировке голодной или полуголодной собаки. Упражнение можно выполнять при кормлении собаки. Кормушку с пищей дрессировщик ставит так, чтобы собака не могла достать ее. Собака возбуждается и начинает прыгать, визжать или лаять. В этот момент дрессировщик произносит команду «Голос», и как только собака активно залает, дает пищу, повторяя команды «Хорошо», «Голос», «Хорошо» (рис. 41).

Вызов лая на апортировочный предмет. У собак, заинтересо­ванных в апортировке, условный рефлекс на команду «Голос» можно выработать путем возбуждения их на апортировочный предмет. Дрессировщик использует высокоподнятый предмет. Стараясь его достать, собака обычно возбуждается и начинает лаять. В момент дразнения дрессировщик произносит команду «Голос», «Голос». Как только она залает, дрессировщик дает ей апортировочный предмет. Затем забирает его и дает лакомство.

Рис. 41. Приучение подавать голос

Вызов лая на помощника. Применяется для собак, не прояв­ляющих лай на лакомство и апортировочный предмет.

Собаку привязывают или удерживают на поводке. Помощник, приближаясь к собаке, своими движениями возбуждает ее до проявления лая. В момент ее возбуждения дрессировщик произносит команду «Голос» и когда собака залает, поощряет ее поглаживанием и лакомством.

По мере формирования у собаки условного рефлекса на команду и жест лакомство дается реже, собака поощряется только поглаживанием и словом «Хорошо».

Вызов лая методом подражания. Подбирают двух собак, спокойно относящихся друг к другу, одна из них должна активно подавать голос. Оба дрессировщика одновременно подают команду «Голос». Активный лай подготовленной собаки, как правило, вызывает у неподготовленной собаки проявление лая. Как только собака начинает лаять, дрессировщик, повторяя команду «Голос», поощряет ее лакомством. После отдыха в течение 2—3 минут упражнение повторяется.

Голосовую реакцию (подачу голоса) у собаки можно вы­работать и методом ухода от собаки. У собак с хорошей привязанностью к дрессировщику, как правило, при его уходе проявляется голосовая реакция. Поэтому, отходя от собаки, дрессировщик подает команду «Голос», и как только собака начинает лаять, подает команду «Голос», «Хорошо», «Голос», затем подходит и поощряет собаку лакомством и игрой. После выгуливания упражнение повторяется.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде дрессировщика активно подает голос.

В последующем вводятся и параллельно отрабатываются следующие усложнения: постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой; управляют собакой по команде или жесту; вызов лая при различных положениях дрессировщика и собаки; приучение собаки к обозначению (облаиванию) вещей; подача голоса при наличии различных отвлекающих раздражителей; управление собакой без поводка; приучение собаки к облаиванию задержанного человека в присутствии и отсутствии хозяина; совершенствование навыка в ходе специальной дрессировки.

Упражнение выполняется так. При обыске местности, работе по запаховому следу помощник оставляет на участке (на следу) предметы, которые собака не в состоянии поднять или достать. Когда собака обнаружит их, дрессировщик по команде или жесту вызывает у нее лай. Кроме того, и сам помощник периодически укрывается в местах, недоступных для собаки (на дереве, за высоким препятствием и т. д.). При обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик вызывает у собаки лай (голос) коман­дой или жестом. Если собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее до проявления лая. Упражнение заканчивается дачей лакомства или предоставлением собаке возможности потрепать помощника. При повторении подобных упражнений постепенно увеличивается расстояние между дрес­сировщиком и собакой.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту на удалении 25—30 метров от дрессировщика громко лает, а также самостоятельно облаивает обнаруженный предмет или помощника в недоступных для нее местах и при отрыве от дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1.Увлечение вызовом лая, в результате чего собака привы­кает лаять во всех случаях сильного возбуждения. Это может демаскировать местонахождение служебного наряда.

2.Вызов лая всегда в одинаковых условиях, в результате чего собака не проявляет лая в других случаях.

3.Приучение собаки подавать голос с применением меха­нических раздражителей, причиняющих боль.

ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕПОЛЗАНИЮ

Навык переползания собаки (самостоятельно и с дрессиров­щиком) необходим для маскировки при выполнении служебных задач.

Условные раздражители — команда «Ползи» и жест — пома­хивание кистью правой руки на уровне ниже колен дрес­сировщика.

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, нажим на холку собаки и воздействие поводком.

Навык вырабатывается на базе пищевой и пассивно-оборони­тельной реакций поведения.

Прием вводится после выработки условных рефлексов на команды «Сидеть», «Лежать» и хорошей выдержки в этих приемах.

Методика и техника дрессировки. Подбирается ровный, сухой участок местности, с травяным (снежным) покровом или с мелким песком без камней. На участке не должно быть колючих или режущих предметов, которые могут причинить собаке боль.

Рис.42. Приучение к переползанию.

Первый способ. Дрессировщик укладывает собаку перед собой, берет в правую руку лакомство, подносит его к морде собаки и, подавая команду «Ползи», отводит руку с лакомством вперед, одновременно удерживая левой рукой за ее холку, предупреждая вставание. За ползание собака поощряет­ся поглаживанием и лакомством.

Ползание быстро утомляет собаку, поэтому в первые дни занятий переползать надо не более чем на 2—3 метра. Вместо лакомства может применяться апортировочный предмет, к ко­торому собака проявляет большую заинтересованность.

Второй способ. Дрессировщик, положив собаку слева от себя, правой рукой берет поводок на удалении 20—25 сантиметров от ошейника, а ладонь левой руки кладет на холку собаки и, повторяя команду «Ползи», одновременным потягива­нием, рывком поводка заставляет собаку ползти вперед. Движе­ние собаки вперед поощряется поглаживанием и лакомством (рис. 42).

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде «Ползи» уверенно переползает до 8—10 метров рядом с дрессировщиком без принуждения безуслов­ными раздражителями.

В последующем вводятся следующие усложнения: выраба­тывается условный рефлекс на жест; постепенно увеличивается расстояние переползания; управление собакой только командой или жестом и без поводка; приучение к безотказной работе собаки при наличии отвлекающих раздражителей; приучение к работе на разнообразных участках местности и в различное время суток; управление собакой при различных положениях дрессировщика (сидя, стоя, лежа, из-за укрытия); совершенство­ванием навыка до безотказности выполнения в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными навыками.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест выполняется так. Дрессировщик становится впереди собаки на удалении 2—3 шагов, берет в правую руку лакомство и, пятясь, помахивает кистью правой руки на уровне колен, или чуть ниже, периодически подкрепляя жест командой «Ползи». Движение собаки за дрессировщиком поощряется лакомством и поглажива­нием. Помахивание кистью руки можно сочетать с легким потягиванием собаки к себе поводком, находящимся в правой руке.

Если собака пытается встать, дрессировщик должен подавать команду «Ползи» с угрожающей интонацией и при необходи­мости с применением механического воздействия на собаку.

Навык считается выработанным, если собака по команде или жесту дрессировщика безотказно переползает на расстояние до 25—30 метров в сложных условиях.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Приучение к переползанию на участках местности с нали­чием камней, острых предметов, колючей травы и т. д.

2.Преждевременное приучение собаки к ползанию до выработки прочной выдержки в лежачем положении.

3.Нарушение последовательности ввода усложнений при
переползании.

ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕКРАЩЕНИЮ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Этот навык необходим во всех случаях для прекращения нежелательных действий собаки при дрессировке или на службе.

Условный раздражитель — команда «Фу», подаваемая с угрожающей интонацией.

Безусловные раздражители — сильный рывок поводком, воздействие строгим ошейником, электротоком, удар прутом.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной реакции поведения.

Прием вводится после установления прочного контакта дрессировщика с собакой.

Методика и техника дрессировки. Первоначально у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду «Фу» при наличии незначительного количества отвлекающих раздражителей. Для этого дрессировщик подбирает участок с наличием таких раздражителей, на которые собака активно реагирует. Выгуливая собаку на укороченном поводке, постепенно приближается к раздражителям, наблюдая за ее поведением. При попытке собаки наброситься на отвлекающий раздражитель, дрессиров­щик произносит команду «Фу» с угрожающей интонацией и делает рывок поводком.

Как только собака прекратит нежелательные действия, Дрессировщик поощряет ее дачей лакомства и продолжает выгуливание. На каждом занятии упражнение повторяется 2—3 раза. Необходимо иметь в виду, что условный рефлекс прекращать нежелательные действия вырабатывается быстрее, если команда «Фу» подается в тот момент, когда собака пытается совершить нежелательное для дрессировщика действие.

В последующем запрещение нежелательных действий выпол­няется, а комплексе с другими упражнениями.

По мере образования условного рефлекса на команду «Фу» занятия проводятся в более сложных условиях, при наличии самых разнообразных раздражителей — вблизи проезжих дорог, на окраинах населенных пунктов и т. п. В этот период упражнение выполняется на длинном поводке. К работе без поводка можно переходить лишь после того, как собака будет приучена к четкому прекращению нежелательных действий по команде «Фу», на­ходясь на длинном поводке. В этом случае на собаку надевают намордник.

При дрессировке собак, слабо реагирующих на рывки, реко­мендуется применять строгий ошейник (парфос) или электро­ошейник.

Навык считается выработанным, если собака не отвлекается на посторонние раздражители и прекращает нежелательные действия по первой команде дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1.Чрезмерно частые упражнения по подкреплению команды «Фу» сильными болевыми раздражителями, злоупотребление строгим ошейником, ударами хлыста, которые вызывают у собаки состояние общего торможения и угнетения.

2.Частое применение команды «Фу» без подкрепления безусловными раздражителями, в результате теряется сигналь­ное, предупредительное значение команды.

3.Неуместное пользование командой «Фу», вместо приме­нения какой-либо приказной или угрожающей команды.

ПРИУЧЕНИЕ НЕ БРАТЬ КОРМ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

Навык не брать корм от постороннего человека, а также случайно найденный на земле, необходим для предупреждения случайного отравления собаки и отвлечения от службы.

Условный раздражитель — команда «Фу». Безусловные раздражители — рывок поводком, удар хлыстом, воздействие строгим ошейником и, как исключение, электротоком.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной реакции и навыка прекращения нежелательных действий на команду «Фу». Прием вводится после выработки навыка прекра­щения нежелательных действий, в конце второго периода курса подготовки служебных собак.

Методика и техника дрессировки. Выработке этого навыка способствует повседневное соблюдение следующих условий: собаку должен кормить только хозяин в одни и те же часы не менее 2-х раз в сутки; количество корма и его калорийность должны соответствовать потребностям организма собаки в зави­симости от рабочей (служебной) нагрузки; во время кормления нельзя развивать у собаки жадность к пище. С этой целью не беспокоить во время еды; при выработке первоначального условного рефлекса собака должна быть в состоянии сытости и нормально упитанной; не разрешать собаке поедать пищу, найденную на земле или брошенную, предлагаемую посторон­ним человеком.

Выработка первоначального условного рефлекса начинается с приучения собаки поедать корм, даваемый дрессировщиком или только по его разрешению. Во время кормления дрессиров­щик ставит кормушку с пищей перед собакой, предупреждая командой «Фу». При попытке собаки есть корм, повторяет команду «Фу» и ограничивает ее действия. Через 1—2 минуты разрешает, есть корм по команде «Кушай». В последующем продолжительность выдержки постепенно увеличивается до 3—5 минут. После этого у собаки вырабатывается навык не брать корм от постороннего человека, как в присутствии, так и в отсут­ствии дрессировщика. К этому времени у собаки должна быть развита злоба и недоверие к постороннему человеку.

Упражнение выполняется так. Дрессировщик привязывает собаку цепью к столбу (дереву). Проинструктированный помощ­ник, имея в одной руке мясо (кость), а в другой (за спиной) прут, спокойно и уверенно подходит к собаке и предлагает ей мясо (кость). При попытке собаки взять мясо, дрессировщик подает команду «Фасс», показывая на помощника, а помощник наносит по собаке удары прутом и убегает в укрытие. Через 2—3 минуты упражнение повторяется. Вначале он мясо уносит с собой, в последующем (при уходе) бросает его перед собакой. Дрессировщик повторяет команды «Фасс», «Хорошо», «Фасс» и поощряет ее поглаживанием (рис. 43).

Рис. 43. Приучение не брать корм

Если собака пытается достать брошенное мясо, дрессировщик подает команду «Фу» с угрожающей интонацией и делает рывок поводком. Если собака не реагирует на мясо, дрессировщик быстро подходит к ней, поглаживает ее и дает лакомство. Занятия целесообразно проводить ежедневно, постоянно меняя помощников, разнообразя характер их действий и меняя место отработки упражнения.

Приучая собаку к отказу от корма, надо применять различные виды пищи.

В дальнейшем помощник не подходит близко, а подбрасывает пищу на расстоянии и уходит. При попытке собаки взять ее дрессировщик произносит команду «Фу», затем «Фасс». Реко­мендуется пускать собаку на задержание.

Упражнения по приучению собаки к отказу от корма, найденного на земле, выполняются так. Помощник у хорошо заметных ориентиров под наблюдением дрессировщиков раскла­дывает кости, кусочки мяса. Очередной дрессировщик берет собаку на короткий поводок и, двигаясь с собакой через участок, внимательно наблюдает за ее поведением. В случае, когда собака, почуяв запах мяса, попытается его схватить, дрессировщик подает команду «Фу» и делает резкий рывок поводком, после чего продолжает движение. В дальнейшем условия упражнения усложняются. Дрессировщик берет собаку на длинный поводок и, выгуливая, постепенно подводит ее к участку с разбросанными кусочками мяса. При этом внимательно следит за поведением собаки. Если собака не обращает внимания на мясо (кости), то дрессировщик по команде «Гуляй» продолжает выгуливание.

В случае, когда собака, почуяв запах мяса, попытается схватить его, дрессировщик подает команду «Фу» и делает рывок поводком и по команде «Гуляй» продолжает выгуливание. Собак, проявляющих сильную пищевую реакцию, в первые дни занятий следует выгуливать на коротком поводке и в наморднике. Если у собаки преобладает пищевая реакция, и она не отказывается брать корм (как в рассмотренных выше случаях), можно исполь­зовать индуктор, дающий силу тока не более 0, 05 А, мощностью 16 ватт или специальный электроошейник. Им надо пользоваться очень осторожно. Для этой цели применяется также специальный прибор ПДС-1 (прибор дрессировки собак-1). Упражнения этим способом рекомендуется отрабатывать только под руковод­ством опытного инструктора.

По мере выработки навыка отказа от корма вводятся следующие усложнения: занятия проводятся на разнообразной местности и в различное время суток; используются различные виды пищи; собакой управляют без поводка (первоначально лучше использовать электроошейник); проводятся упражнения по неизвестным для дрессировщика условиям; периодическое повторение упражнения по приучению собаки не брать корм, даваемый помощником, в отсутствии хозяина; навык совершен­ствуется в ходе отработки общедисциплинарных и специальных приемов в условиях, приближенных к требованиям службы.

Навык считается выработанным, если собака не берет пищу, как случайно найденную на земле, так и предлагаемую посто­ронним человеком в присутствии или отсутствии дрессировщика.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Проведение занятий на одном и том же участке.

2.Использование одной и той же пищи (например, мяса), в результате чего собака привыкает не брать только этот вид пищи.

3.Разрешение собаке поедать найденную или предложенную (оставленную) помощником пищу, в результате чего не выраба­тывается безотказный навык отказа от корма.

4.Неправильное применение безусловных раздражителей и особенно электротока.

5.Выработка первоначального условного рефлекса у голод­ной собаки.

ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕДИ ДРЕССИРОВЩИКА

Навык необходим при выполнении служебных задач по осмотру местности, транспортных средств и является базой для приучения собак к ездовой, сторожевой службам, а также буксировке лыжников.

Условные раздражители — команда «Вперед» и жест — показ рукой в направлении движения собаки.

Дополнительные команды —«Ищи», «След», «Сидеть», «Тихо».

Безусловные раздражители — лакомство и поглаживание.

Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной, пищевой реакций, а также навыка апортировки и преодоления препятствий.

Прием вводится параллельно с упражнениями по преодоле­нию препятствий.

Методика и технике дрессировки. Упражнение по приучению собаки к движению впереди дрессировщика выполняется так. Дрессировщик берет собаку на короткий поводок, показывает апортировочный предмет и бросает его на 25—30 метров впереди себя, после 1—2-минутной выдержки командой «Вперед» и жестом посылает собаку вперед. Движение собаки впереди на расстоянии короткого поводка дрессировщик поощряет словом «Хорошо».

Подойдя к апортировочному предмету, разрешает собаке взять его, затем забирает предмет и поощряет собаку лакомством.

Можно выполнять упражнения на участках с узким пространством между зданиями, на тропе с высокой растительностью по краям, на дне траншеи и т. п. В подобных условиях, где ограничена возможность движения собаки рядом, она будет идти впереди дрессировщика. Впоследствии упражнения прово­дятся в комплексе с преодолением препятствий (рис. 44).

Рис.44. Приучение к движению впереди дрессировщика

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде и жесту движется впереди дрессиров­щика на удалении до 1, 5 метра (длина короткого поводка).

В дальнейшем вводятся следующие усложнения: постепенное увеличение расстояния между дрессировщиком и собакой до 15 метров и более; приучение к движению по различным тропам и дорогам; приучение к движению впереди дрессировщика при наличии отвлекающих раздражителей; приучение собаки садить­ся и ожидать дрессировщика при движении впереди дрессиров­щика на закрытых участках местности; проведение упражнений в ночное время, с освещением местности ракетами; проведение занятий в комплексе со специальной дрессировкой собаки.

Навык считается выработанным, если собака по команде или жесту дрессировщика уверенно двигается впереди него на удалении не менее 15—20 метров, внимательно наблюдая за дрессировщиком и четко выполняя все его команды.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Применение механических раздражителей, вызывающих проявление пассивно оборонительной реакции.

2.Постоянное управление собакой без поводка, которое ослабляет дисциплину собаки.

3.Проведение занятий в однообразных условиях.

Глава 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА

ПРИУЧЕНИЕ К ВОЗВРАЩЕНИЮ НА МЕСТО

Навык дисциплинирует собаку, способствует развитию ее ориентировочной реакции, необходимой при выполнении слу­жебных задач.

Условные раздражители — команда «Место» и жест—показ рукой в направлении, куда должна идти собака.

Безусловные раздражители — рывки поводком, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакции. Прием вводится после выработки навыков садиться, ложиться, стоять. Основной метод дрессировки —контрастный.

Методика и техника дрессировки. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, посадив собаку, кладет перед ней какой-либо предмет (поводок, сумку, перчатку и т. п.) и отходит на 5—7 шагов. Несколько раз в разной последовательности заставляет собаку лечь, сесть, встать и подзывает к себе. Поощрив за подход, подает команду «Место», жестом руки в направлении оставленной вещи и легкими рывками поводка левой рукой ведет собаку к обозначенному месту. Возвратившись на обозна­ченное место, дрессировщик заставляет ее принять прежнее положение, а затем поощряет поглаживанием, лакомством и отходит от нее на 5—6 шагов (рис. 45).

Упражнение повторяется за рабочий день 30—40 раз.

Если собака без команды дрессировщика сойдет с места, то он командой «Место» с угрожающей интонацией, подкрепленной рывком поводка, возвращает ее на место.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде и жесту дрессировщика быстро возвра­щается к обозначенному месту на удалении 3—4 метров и самостоятельно занимает прежнее положение. В последующем вводятся следующие усложнения: постепенное увеличение вы­держки после возвращения собаки на место, в том числе в отсутствии дрессировщика; постепенное увеличение расстояния между дрессировщиком и собакой; проведение занятий на разнообразной местности, в различное время суток; совершен­ствование навыка до безотказности выполнения в сложных условиях в комплексе с другими общедисциплинарными и спе­циальными навыками.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту безотказно возвращается на место и занимает прежнее положение на удалении до 25—30 метров от дрессиров­щика и сохраняет выдержку не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Отработка первоначальных упражнений при наличии отвлекающих раздражителей.

2. Использование апортировочного предмета для обозначе­ния места, приводящее к стремлению собаки взять предмет и поднести его дрессировщику.

3. Применение сильных механических раздражителей при возвращении собаки на место.

ПРИУЧЕНИЕ ПЛАВАТЬ

Навык плавания необходим при выполнении служебных задач, он дисциплинирует собаку, способствует ее физическому развитию.

Условные раздражители — команда «Вперед» и жест — показ рукой в направлении, куда должна двигаться собака.

Безусловные раздражители — лакомство, апортировочный предмет, поглаживание.

Собаки способны держаться на воде и плавать. Однако не каждая собака самостоятельно входит в воду и умеет правиль­но плавать. Поэтому задача дрессировщика — приучить собаку плавать спокойно, бесшумно, не выбрасывая передние конеч­ности из воды. Упражнения по плаванию следует начинать после выработки у собаки основных общедисциплинарных навыков, и, как правило, летом, в теплые дни.

Методика и техника дрессировки. Вначале приучают собаку не бояться воды, смело входить в воду и свободно держаться на воде. Для этого находят водоем с отлогим берегом и с посте­пенно углубляющимся дном. Легче приучить собаку к плаванию в жаркие дни. В таких условиях собака более охотно входит в воду.

Первый способ. Собак, заинтересованных в апортировке, посылают в воду за апортировочным предметом. Это делается так. На виду у собаки дрессировщик бросает в воду недалеко от берега апортировочный предмет и посылает собаку за ним по команде «Апорт». За подноску предмета поощряет ее лакомством. Когда собака смело, будет входить в воду и уверенно плавать, апортировочный предмет забрасывается в воду все дальше и дальше.

Второй способ. Дрессировщик, выгуливая собаку у воды, постепенно увлекает ее за собой в воду. Если собака не входит в воду, то дрессировщик, находясь в воде недалеко от берега, подзывает собаку командой «Ко мне» и показом лакомства. Если собака не подходит, дрессировщик осторожно берет ее на руки и ставит в воду около берега, успокаивая поглаживанием и дачей лакомства. В дальнейшем дрессировщик, играя с собакой в воде у берега, увлекает ее за собой все дальше и дальше. Когда собака, попав в глубокое место, начинает бить по воде передними лапами, дрессировщик слегка поддер­живает ее под живот и дает возможность поплавать, повторяя команду «Вперед», «Хорошо». В последующем приучают собаку к длительному пребыванию в воде, заставляя плавать дальше от берега по нескольку раз в день с небольшими перерывами.

Одновременно собаку приучают плавать рядом с дрессиров­щиком. Дрессировщик, находясь в воде около собаки, произносит команду «Рядом» и делает попытку отплыть от нее. Последняя обычно плывет вслед за дрессировщиком.

В дальнейшем плавание сочетается с проработкой следов, проложенных через водные преграды, и задержанием по­мощника на другой стороне реки и др. Навык считается вырабо­танным, если собака смело входит в воду и правильно плавает в указанном направлении или рядом с дрессировщиком.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Бросание собаки в воду или другие принуждения, вызываю­щие у нее боязнь воды.

2. Проведение первоначальных упражнений в глубокой или быстротекущей воде, заканчивающиеся иногда трагическими последствиями.

3. Приучение к плаванию в прохладное время года, вызываю­щее у собаки простудные заболевания.

ПРИУЧЕНИЕ К ЗАМЕДЛЕНИЮ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ

Навык необходим для четкого управления собакой при выполнении служебных задач, связанных с преодолением слож­ных препятствий, проработкой сложного следа, особенно при управлении собакой без поводка и в других случаях. При умеренном темпе движения собаки дрессировщик более спокой­но ориентируется в обстановке, лучше наблюдает за поведением собаки, а собака увереннее различает запахи.

Условные раздражители — команда «Тихо». Безусловные раздражители — натягивание или легкий рывок поводком, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной реакции.

Прием вводится после приучения собаки к движению впереди дрессировщика, параллельно с преодолением препятствий.

Методика и техника дрессировки. Упражнение выполняется в комплексе с общедисциплинарными и специальными приемами. Так, при движении с собакой в положении «Рядом» разными темпами, переходя на замедленный темп, подает команду «Тихо» и сдерживает собаку, за правильные действия поощряет ее поглаживанием. Можно использовать движение с собакой по узкой тропе, посылая ее впереди себя на коротком поводке и периодически меняя темп движения. В случае, когда собака начинает движение в быстром темпе, дрессировщик подает команду «Тихо» и делает рывок поводком или просто натягивает его. За выполненное действие собаку поощряет поглаживанием, лакомством,

В дальнейшем отрабатываются упражнения по замедлению темпа движения при движении собаки по буму и лестнице, проработке запахового следа. Замедление движения собаки проработке следа отрабатывается во втором периоде курса дрессировки. Вначале это делается по известным следам. Дрессировщик пускает собаку по следу и внимательно следит за ее поведением. При быстром движении собаки по следу дрессиров­щик подает команду «Тихо» и натягивает поводок так, чтобы замедлить её движение.

Как только собака замедлит темп движения, дрессировщик ослабляет натягивание поводка и подает команды «Хорошо», «Тихо», «Тихо». Команды надо произносить достаточно громко, но спокойно и ласково.

Упражнение повторяется несколько раз, особенно в тех местах, где запаховый след сохраняется слабо или пересекается другими следами.

Не следует увлекаться, замедлением темпа движения собаки на следу, так как это может снизить заинтересованность работы по следу.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде «Тихо» замедляет темп движения, как при проработке следа, так и в других случаях передвижения.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Применение чрезмерно сильных рывков, особенно при работе по следу, ведущих к ослаблению рефлекса.

2.Постоянное натягивание поводка, приводящее к образова­нию безразличного отношения собаки к команде «Тихо».

3.Преждевременный переход к работе без поводка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.