Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф.С.Арасланов, А.А.Алексеев, В.И.Шигорин. 12 страница






Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Дрессировщик сажает собаку перед собой, берет поводок в правую руку в 50—60 сантиметрах от ошейника, поднимает руку с поводком на уровень груди и рывком поводка сверху вниз принуждает собаку лечь, одновременно произнося команду «Лежать». Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед левой ногой. Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

Дальнейшая методика ввода и отработки усложнений такая же, как и при выработке навыка садиться.

Навык считается выработанным, если собака безотказно ложится по первому сигналу дрессировщика на расстоянии от него до 25—30 метров и в сложных условиях окружающей среды, с выдержкой в лежачем положении не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Многократное повторение команды «Лежать» без подкреп­ления безусловным раздражителем.

2.Неправильное выполнение подсечки, причинение боли собаке.

3.Несвоевременное исправление неправильного положения корпуса, в положении лежа, нетребовательное отношение к собаке.

4.Систематический подзыв собаки.

ПРИУЧЕНИЕ СТОЯТЬ

Навык, собаки стоять, необходим для чистки, осмотра, надевания на нее специального снаряжения, способствует выра­ботке общей дисциплины.

Условные раздражители — команда «Стоять» и жест — под­нимание левой руки вперед ладонью вверх до уровня плеча.

Безусловные раздражители — воздействие левой рукой на живот собаки, подтягивание поводком, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций собаки.

Прием вводится после выработки у собаки условных рефлек­сов на команды «Сидеть», «Лежать» с выдержкой в принятом положении не менее одной минуты.

Основной метод дрессировки — контрастный.

Методика и техника дрессировки. Дрессировщик, находясь с правой стороны сидящей собаки, подает команду «Стоять» и через 1—2 секунды правой рукой делает легкий рывок повод­ком вперед, одновременно приподнимая собаку воздействием на живот левой руки.

Как только собака встала, дрессировщик одобряет ее погла­живанием и дачей лакомства.

При попытке собаки сесть дрессировщик переносит левую руку под живот и поддерживает ее в стоячем положении, повторяя команды «Стоять», «Хорошо». При первых упражнениях после 5—10-секундной выдержки собаку выгуливают. В после­дующем продолжительность выдержки увеличивается. Упражне­ние повторяется 35—40 раз и так в течение 4—5 дней (рис. 35).

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде «Стоять» встает и остается в этом положении 15—20 секунд. Дальнейшее совершенствование первоначального условного рефлекса до навыка осуществляется с вводом усложнений и соблюдением правил, изложенных в приемах приучения собак садиться, ложиться. Имеет свои особен­ности выработка условного рефлекса на жест «Стоять». Движение левой руки снизу вверх до уровня плеча близко по своему способу к выполнению первоначальных упражнений. Поэтому движение левой рукой снизу вверх становится сигналом безус­ловного воздействия. Упражнение с жестом выполняется так.

Когда собака сидит на расстоянии одного шага от дрессиров­щика, он, сделав правой ногой шаг вперед, движением левой руки снизу вверх приподнимает и ставит собаку. В момент легкого воздействия на живот и приподнимания собаки левой рукой дает команду «Стоять». Как только собака встала, поощряет ее поглаживанием и лакомством. Одновременно с воздействием левой рукой делает легкий рывок поводком вперед. В последую­щем движение левой руки совершает без шага вперед, подкреп­ляя легким подтягиванием собаки поводком к себе.

Навык стояния считается выработанным, если собака четко встает по команде или жесту дрессировщика на удалении 25—30 метров в сложных условиях, правильно вытягивает туловище и остается в стоячем положении не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1.Сильное давление левой рукой на живот собаки или удар по животу, вызывающие проявление трусости, попытки садиться или ложиться при виде руки.

2.Сильный рывок поводком, заставляющий собаку не только вставать, но и сходить с места, в результате замедляется выра­ботка выдержки.

3.Частые подзывы собаки к себе из стоячего положения, вырабатывающие привычку самостоятельно сходить с места.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

Навык поиска, и подноски предметов является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности, досмотру транспортных средств, работе по запаховым сле­дам и др.

Навык способствует развитию обонятельно-поисковой реак­ции собаки.

Условные раздражители: основные — команда «Апорт» и жест — показ рукой в направлении поиска апортировочного предмета (запахоносителя); вспомогательные команды —«Ищи», «Дай», «Нюхай», «Фу» (в негромкой интонации); дополнительные команды —«Сидеть», «Голос».

Рис. 35. Приучение стоять

Рис. 36. Приучение к апортировке

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе сложной инстинктивной реакции схватывания движущихся объектов (предметов), а также пищевой и активно-оборонительной реакций собаки. Прием вводится параллельно с приучением собаки садиться.

Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первые упражнения проводятся с использованием предметов, привлекающих внима­ние собаки и вызывающих у ней хватательную реакцию. Можно пользоваться небольшой палочкой, куском веревки или резино­вой трубки, поношенной перчаткой и т. п. Вначале приучают собаку брать предмет с руки дрессировщика. Для этого, удер­живая собаку поводком возле себя левой рукой, дрессировщик правой рукой показывает предмет, «оживляет» его разнообраз­ными движениями перед глазами собаки, произнося команду «Апорт». Обычно собака возбуждается и хватает предмет зубами. Дрессировщик, слегка подтягивая предмет, дает возможность подержать его в течение 5—10 секунд. После этого по команде «Дай» отбирает предмет, достает лакомство из сумочки и поощ­ряет собаку (рис. 36).

При дрессировке собак, предназначенных для розыскной службы, апортировочные предметы берутся правой рукой, а лакомство левой. В течение двухчасового занятия упражнение повторяют 15—20 раз, постепенно изменяя порядок апортировки. Как только собака схватит предмет, дрессировщик дает ей возможность самостоятельно подержать его и пройтись рядом с дрессировщиком. Через 10—15 секунд забирает предмет и дает лакомство.

Следующий вид упражнений — приучение собаки держать апортировочный предмет в зубах, сидя перед дрессировщиком. С этой целью дрессировщик сажает собаку перед собой и по команде «Апорт» дает ей апортировочный предмет. После 5—10-секундной выдержки берется рукой за предмет, подает команду «Дай», забирает его у собаки и заносит руку с предметом за спину, затем достает лакомство и поощряет собаку (рис. 37).

Рис.37. Приучение собаки держать предмет в зубах сидя перед дрессировщиком.

При выполнении упражнений надо обращать внимание на выработку выдержки с предметом, т. е. на продолжительности удерживания предмета в зубах и спокойное реагирование на движение правой руки, чтобы собака не выбрасывала предмет. Поднося правую руку к собаке, перед тем как взять предмет, рекомендуется погладить ее. Запрещается доставать лакомство на виду у собаки и подносить его к ней, когда собака держит предмет в зубах.

Когда собака будет приучена, спокойно брать предмет с руки дрессировщика, держать его в зубах до 20—30 секунд и более, отдавать по команде, переходят к упражнениям по приучению подносить предметы, брошенные на землю. Это выполняется так, удерживая собаку поводком слева от себя, дрессировщик возбуждает ее движением предмета, при попытке схватить его бросает предмет на 1—2 шага от себя. Подав команду «Апорт», посылает ее за предметом. После того как собака подняла предмет, дрессировщик с помощью поводка подтягивает ее к себе или отбегает назад и по команде «Дай» забирает предмет и дает лакомство. Если же собака, подбежав к предмету, не берет его, то дрессировщик «оживляет» его, двигая ногой или рукой.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака активно бежит за предметом, брошенным на 3—4 метра, подносит его к дрессировщику и удерживает в зубах до команды «Дай».

В дальнейшем вводятся следующие усложнения: выработка условного рефлекса на жест; увеличение дальности броска предмета; приучение к апортировке разнообразных предметов; выработка навыка садиться с предметом перед дрессировщиком; выработка навыка поиска предмета по его запаху.

Все эти усложнения вводятся и отрабатываются параллельно, т. е. они включаются в каждое упражнение по апортировке.

Условный рефлекс на жест вырабатывается так. При положе­нии собаки рядом дрессировщик бросает предмет на виду у собаки на 5—10 метров и удерживает собаку в сидячем положе­нии 3—4 секунды, потом движением правой руки в направлении предмета и командой «Апорт» посылает ее за предметом.

В последующем предметы надо бросать из-за плеча и по возможности так, чтобы собака не видела его полет. Время выдержки в положении рядом увеличивается постепенно.

Одновременно вырабатывается навык апортировки различных предметов как по форме, величине, так и по качеству материала, из которого они сделаны (металлические, кожаные, резиновые, бумажные и др.). При апортировке нового, незнакомого для собаки предмета необходимо вначале дать собаке схватить его с руки дрессировщика и только после этого можно бросать. В первое время апортировку новой вещи нужно обязательно подкреплять дачей лакомства.

Навык садиться с предметом перед дрессировщиком легко вырабатывается, если собака приучена садиться перед дресси­ровщиком при каждом подходе. Для этого при подходе собаки с предметом он подает команду «Сидеть» и усаживает в одном шаге от себя. После небольшой выдержки по команде «Дай» дрессировщик забирает предмет и дает ей лакомство.

К упражнениям по выработке навыка поиска предметов по запаху приступают тогда, когда собака безотказно приносит предмет, брошенный на 15—20 метров с выдержкой перед движением за предметом. Для этого дрессировщик бросает предмет на 15—20 метров в кусты, канаву, высокую траву так, чтобы собака не видела его. При этом апортировочные предметы должны быть небольших размеров (5—7 сантиметров) и по цвету соответствовать фону местности. Собаку посылают за предметом по команде «Апорт» и жесту. В первое время собаке необходимо помогать, пробежав в направлении поиска. Движение собаки на поиск предмета сопровождается командой «Ищи апорт». По мере активизации поиска помощь собаке со стороны дрессиров­щика уменьшается.

Полезно усложнять упражнения путем подвешивания пред­метов на ветках деревьев, закапывания в землю, отрабатывать в комплексе с вызовом лая. Для этого сначала заставляют собаку облаивать высоко поднятый предмет командами «Голос», «Апорт», «Голос». Облаивание подкрепляется дачей возможности собаке схватить предмет с последующим поощрением ла­комством. Затем отрабатывается облаивание подвешенных вещей.

В заключительном периоде апортировки отрабатываются упражнения по закреплению навыка апортировки до безотказ­ности в сложных условиях и подготовке собаки к специальной дрессировке: выборке вещей, обыску местности, выборке человека по запаху вещи и др.

Подготовительные упражнения к выборке вещей: выработка условного рефлекса на команду «Нюхай» и приучение к спокой­ному обнюхиванию предмета; апортировка чужих предметов; апортировка запаховых предметов из большого количества подобных беззапаховых предметов; апортировка небольших предметов из 50—100 штук других, подобных по форме, качеству, размерам и цвету.

Подготовительные упражнения к выборке человека: апор­тировка предмета, лежащего у ног помощника; апортировка предмета из рук помощника; апортировка предмета из рук помощника, стоящего в группе 4—5 человек.

Подготовительные упражнения к обыску местности и поме­щений:

приучение к последовательному поиску и подноске 7-9 предметов, заброшенных в разные стороны от маршрута движения дрессировщика с собакой;

апортировка предметов в различных помещениях;

приучение к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов;

приучение садиться у обнаруженных предметов и подавать голос само­стоятельно.

Это делается так. После выработки прочного условного рефлекса апортировки, в любом упражнении заключительного периода, когда собака, подойдя к предмету, намеревается схватить его, дрессировщик упреждает ее действия командой «Сидеть» и усаживает перед предметом. Затем подходит к собаке, дает ей лакомство. Вначале такие упражнения выполняют­ся только периодически, но в последующем, по мере выработки специальных навыков выборки вещей, обыска местности и др., во всех случаях обнаружения искомого предмета собака должна самостоятельно сесть перед ним, не трогая его.

Навык апортировки считается выработанным, если собака по команде и жесту отыскивает брошенную дрессировщиком или помощником вещь, активно подносит, самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «Дай» сразу же отдает.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Неумелый подбор апортировочного предмета, приучение собаки к апортировке с применением принуждения.

2.Увлечение апортировкой мягких предметов, допущение игры собаки с апортировочными предметами.

3.Использование металлических предметов при выработке первоначального условного рефлекса.

4.Апортировка больших предметов (более 10 сантиметров в длину), отличающихся от фона местности по цвету.

5.Неправильное пользование лакомством.

6.Многократное использование одних и тех же предметов.

ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ

Навык преодоления собакой различных препятствий необхо­дим при выполнении служебных задач. Он дисциплинирует собаку, способствует ее физическому развитию.

Условные раздражители — основные: команда «Вперед» и жест — показ рукой в направлении препятствия, вспомогатель­ные: команды «Тихо», «Сидеть».

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, воздействие поводком, апортировочный предмет.

Навык вырабатывается на базе природной способности собаки преодолевать преграды, а также пищевой, активно-оборонительной реакций и рефлекса подражания.

Прием вводится параллельно с посадкой и апортировкой. Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Упражнения по преодоле­нию препятствий выполняются с соблюдением следующих правил:

Заниматься надо на специальной площадке, оборудованной различными препятствиями.

Виды, размеры препятствий, их количество определяются наставлениями по службе собак соответствующих ведомств, исходя из особенностей применения собак на службе и количества дрессировщиков с собаками в учебном подразделении. Основными препятствиями являются: барьеры различных конструкций, лестницы, бумы, висячие (перекидные) мостики, рвы и др. По возможности барьеры, лестницы и бумы должны быть удобными для перемещения с одного места на другое.

Упражнения следует начинать с ознакомления собаки с пре­пятствиями путем выгуливания, а иногда и кормления возле них. Собака должна быть в голодном или полуголодном состоянии. Запрещается проведение занятий после кормления. При пре­одолении препятствий соблюдать осторожность, не допускать причинения собаке боли. Умело пользоваться лакомством для побуждения собаки к преодолению препятствия и для подкреп­ления за выполненное действие.

И только по мере натренирован­ности собаки постепенно усложнять их конструкцию.

В целях предупреждения выработки у собаки нежелательных привычек следует менять последовательность преодоления препятствий, а также пускать собаку на них с разных сторон. Не увлекаться многократным преодолением барьеров (заборов), так как усталость собаки может привести к травме. Приучать собаку садиться и ожидать хозяина, как перед препятствием, так и после преодоления его. Расстояние (от места посадки собаки до забора), необходимое для разбега, зависит от высоты препятствия.

Перед пуском собаки на препятствия дрессировщик обязан осмотреть и определить их исправность, соответствие степени подготовленности собак, осмотреть грунт, чтобы не было острых предметов.

На заключительном этапе дрессировки разумно сочетать преодоление препятствий на специальной площадке с преодоле­нием естественных преград, встречающихся в ходе полевых занятий.

Методика приучения собак к преодолению различных пре­пятствий почти одинаковая, как и при преодолении трех основных видов препятствий — барьера (забора), лестницы и бума.

Приучение к преодолению барьера (забора). Для этого используют барьер спортивного типа или забор (высота 2 метра, ширина 2, 5 метра), устойчивый и прочный. Доски забора должны быть съемными. Первоначальное упражнение следует отрабаты­вать при высоте не более 60—70 сантиметров одним из следую­щих способов.

Первый способ. Дрессировщик, находясь на удалении 5—6 метров от барьера, держит собаку с левой стороны на коротком поводке, затем бежит к препятствию и перепрыгивает через него, увлекая собаку за собой. Перед прыжком произносит команду «Вперед». Как только собака преодолела препятствие, поглаживает ее и дает лакомство.

В дальнейшем дрессировщик не перепрыгивает через барьер, а только подбегает с собакой к нему и, подав команду «Вперед», побуждает собаку совершить прыжок. Сам быстро переходит на другую сторону барьера и поощряет собаку.

Второй способ. Дрессировщик, держа собаку на длин­ном поводке, усаживает ее в 2—3 метрах перед препятствием, перекидывает конец поводка через барьер и переходит на противоположную сторону. Затем по команде «Ко мне» подзы­вает собаку к себе и подтягивает ее поводком. В момент ее прыжка подает команду «Вперед», а после прыжка поощряет поглаживанием и дачей лакомства (рис. 38).

Рис. 38.Приучение к преодоле­нию 2-метрового забора

Третий способ. Собаку, заинтересованную в апортировке, посылают через барьер за предметом, бросая его на виду у собаки. В момент прыжка произносят команду «Вперед».

Четвертый способ основан на методе подражания. Для этого подбираются две собаки, как правило, кобель и сука. Кто-то из них хорошо преодолевает препятствие. Два дрессиров­щика с собаками останавливаются у препятствия на удалении 6—8 метров. По команде «Вперед» вначале пускается через препятствие подготовленная, собака, за ней дрессируемая.

Пятый способ. Для собак с преобладающей активно-оборонительной реакцией поведения в качестве раздражителя, побуждающего собаку к преодолению препятствия, можно использовать помощника. Помощник, находясь на противополож­ной стороне барьера (забора) на виду у собаки, возбуждает ее и делает попытку к бегству. Дрессировщик по команде «Фасс» посылает собаку через препятствие за помощником. В момент ее прыжка произносит команду «Вперед», и, предоставив собаке, возможность потрепать помощника, переводит ее в свободное состояние. Через 2—3 упражнения действия помощника исклю­чаются.

Если собака по команде «Вперед» самостоятельно и смело перепрыгивает через препятствие, условия дрессировки услож­няются: постепенно увеличивается высота барьера (забора); управление собакой осуществляется командой или жестом и без поводка; вырабатывается выдержка перед прыжком и навык садиться и ожидать дрессировщика после преодоления препятст­вия; отрабатывается преодоление различных препятствий — шта­кетника, живой изгороди, натуральных заборов и др.

Высоту барьера (забора) следует увеличивать на 10—15 сантиметров через каждые 3—4 занятия с учетом физических возможностей собаки. При увеличении высоты забора дрессиров­щик во время прыжка должен помочь собаке легким натягива­нием поводка в сторону забора или подсаживанием ее на забор настолько, чтобы она могла зацепиться передними конечностями за верхнюю доску забора.

Во всех случаях удачного прыжка собаки дрессировщик переходит на другую сторону препятствия и поощряет ее. В случае отказа собаки от прыжка дрессировщик должен уста­новить причины отказа и определить посильный способ пре­одоления.

В заключительном периоде дрессировки наряду с закрепле­нием навыка преодоления стационарных барьеров (заборов) следует добиваться безотказности преодоления различных естественных препятствий, встречающихся в ходе полевых занятий. Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту безотказно преодолевает различные пре­пятствия высотой до 2 метров, проявляя выдержку сидя до и после преодоления препятствия.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1.Увеличение высоты препятствия без учета физических возможностей и степени подготовленности собаки, вызывающее отказ от прыжка через него.

2.Увлечение упражнениями по преодолению препятствий, вызывающее утомление собаки и отказ от прыжка.

3.Грубое обращение с собакой.

4.Проведение упражнений на неисправных препятствиях.

Приучение к движению по лестнице. Движение по лестнице отрабатывается параллельно с упражнениями по преодолению других препятствий. Для этого используются лестницы разных конструкций: щенячьи — невысокие с плоскими широкими ступеньками и комбинированные, когда две лестницы с разными ступеньками по ширине установлены наклонно под разными углами к стойкам и с площадкой наверху. Первоначальные упражнения следует проводить на некрутой лестнице с широкими ступеньками, К движению по лестнице приучают несколькими способами.

П е р в ы й способ. Дрессировщик с собакой в положении «Рядом» на коротком поводке подходит к лестнице и, осторожно поддерживая ее поводком, поднимается по лестнице, повторяя команду «Вперед». По достижении площадки поощряет собаку лакомством. Затем, повторяя команду «Вперед», ведет собаку за собой вниз. Спуск с лестницы для собаки значительно труднее, чем подъем, поэтому дрессировщик должен находиться несколько впереди собаки и следить за тем, чтобы она шла спокойно (рис. 39).

Рис. 39. Приучение к движению по лестнице.

Если собака не идет на лестницу этим основным способом, можно пользоваться одним из следующих способов:

посылать собаку по лестнице за апортировочным предметом, брошенным на площадку или положенным на ступеньку лестницы после предварительного возбуждения собаки этим предметом;

побудить собаку к подъему по лестнице путем раскладки кусочков мяса на ступеньках, установлением кормушки с пищей на площадке или показом собаке лакомства, двигаясь чуть впереди собаки;

методом подражания. Движение собаки по лестнице должно совершаться только с дрессировщиком.

Когда собака спокойно и смело, станет ходить по лестнице совместно с дрессировщиком, упражнения усложняются:

приучают к самостоятельному движению по лестнице (даже в темное время суток);

используют лестницы более крутые и с узкими ступеньками;

вырабатывают выдержку у собаки на площадке лестницы, в положениях сидя, лежа и стоя, а также перед началом движения по лестнице и после спуска,

В упражнениях по приучению собаки к самостоятельному движению по лестнице дрессировщик делает попытку подняться по лестнице и как только собака станет подниматься вверх, останавливается и управляет ею командами. В дальнейшем дрессировщик, посадив собаку рядом с собой перед лестницей на расстоянии 1—2 метров, отстегивает поводок, делает шаг вперед, поворачивается налево и после небольшой выдержки командой «Вперед» и жестом посылает собаку на лестницу.

При подъеме собаки по лестнице дрессировщик произносит команды «Вперед», «Хорошо». Как только собака поднялась не площадку, он переходит на противоположную сторону лестницы и командой «Ко мне» или жестом подзывает собаку. При быстром спуске дается команда «Тихо».

В дальнейшем по мере выработки навыка дрессировщик останавливает собаку на верхней площадке командами «Сидеть», «Лежать», «Стоять» и приучает к постепенному преодолению более сложных лестниц (с узкими, круглыми ступеньками), установленных под разными углами.

Дальнейшее совершенствование навыка до безотказного выполнения осуществляется преодолением лестниц более сложных конструкций, оборудованных как на дрессировочной площадке, так и встречающихся в процессе работы по запаховому следу, обыска помещений в населенных пунктах. При встрече с лестницей различных конструкций, затрудняющих движение собаки, дрессировщик должен оказать ей активную помощь.

Навык преодоления лестницы считается выработанным, если собака по сигналу дрессировщика смело поднимается и спускает­ся по лестнице, а также четко выполняет команды «Сидеть» «Лежать», «Стоять», «Голос» на верхней площадке лестницы, самостоятельно садится до и после преодоления лестницы. Возможные ошибки дрессировщика:

1.Самостоятельное движение собаки по лестнице с пристег­нутым поводком, который может зацепиться за лестницу и причинить собаке боль или стать причиной ее падения.

2.Принуждение собаки карабкаться по лестнице, установлен­ной почти вертикально, чревато опасностями.

3.Разрешение прыгать с лестницы на землю может привести к увечью собаки.

Приучение собаки к движению по буму (бревну) проводится параллельно с упражнениями по преодолению других препятст­вий. Учебный бум представляет собой бревно (доску) длиною 5—6 метров, положенное на два столба высотой до одного метра. К концу бревна приставляются наклонные доски. Поверх­ность бревна для первоначальных упражнений должна быть плоской. Рекомендуется оборудовать бум из обрезного бруса с подвижными стойками для изменения высоты. Первоначальные упражнения рекомендуется начинать с движения по доске, бревну, лежащим на земле. Постепенно высота бума увеличи­вается. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, выгуляв собаку возле бума, берет ее на короткий поводок и подходит к буму с правой стороны. Затем, взяв поводок в правую руку, подтягивает собаку на бум. При этом подает команду «Вперед».

Рис. 40. Приучение к движению по буму

В первое время собака, поднявшись немного по откосу бума, пытается спрыгнуть с него. В этом случае дрессировщик удержи­вает собаку правой рукой за поводок возле ошейника, левой поддерживает собаку под живот. Сохраняя такое положение, он доводит собаку до другого конца бума, повторяя команды «Вперед» и «Хорошо». Во время движения по буму 1—2 раза дает собаке лакомство. После преодоления бума вновь поощряет лакомством (рис. 40).

В дальнейшем помощь со стороны дрессировщика уменьшает­ся, собаке предоставляется больше самостоятельности в движе­нии по буму.

Когда собака начнет самостоятельно и смело двигаться по буму, вводятся различные усложнения: ширина бревна умень­шается на 1 сантиметр; вырабатывается выдержка собаки перед бумом и после его преодоления; собака приучается садиться, ложиться на буме; двигаться по качающимся доскам, перекину­тым через рвы, канавы с водой, преодолевать естественные препятствия.

Навык движения по буму считается выработанным, если собака по первой команде или жесту смело и спокойно преодоле­вает бумы различных конструкций, проявляя выдержку сидя до и после прохождения.

Возможные ошибки дрессировщика:

1.Применение сильных рывков, усиливающих пассивно-оборонительную реакцию собаки.

2.Несвоевременное замедление быстрого темпа движения собаки по буму, в результате чего собака может потерять равновесие и спрыгнуть преждевременно.

3.Сильное воздействие на живот.

Розыскная собака считается подготовленной, если она выпол­няет следующие нормативы:

-перепрыгивает забор (штакетник) высотой до метра, не касаясь его;

-преодолевает 2-метровый забор;

-перепрыгивает ров шириной 2 метра;

-ходит по бревну шириной 7 сантиметров, поднятому над землей на высоту до 1—2 метров;

-проползает под препятствиями, находящимися на уровне 30 сантиметров от земли;

-поднимается и спускается по лестнице, поставленной под углом до 60°, с различными по ширине ступеньками;

-смело идет через туннели (подземные ходы) диаметром до 50 сантиметров.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДАЧЕ ГОЛОСА (ЛАЯ)

В розыскной и сторожевой службе навык проявления лая (голоса) необходим для обозначения места обнаружения тяжелых, подвешенных предметов или укрывшегося человека в недоступном для собаки месте, а также как сигнал о место­нахождении собаки при отрыве от дрессировщика во время выполнения службы. Для караульных собак навык самостоятель­ного облаивания постороннего человека на участке службы является одним из основных.

Условные раздражители — команда «Голос» и жест — помахивание правой рукой, согнутой в локте, на уровне плеча ладонью вперед.

Безусловные раздражители — лакомство, апортировочный предмет, помощник, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе пищевой, активно-оборони­тельной реакций, а также навыка апортировки. Можно исполь­зовать рефлекс подражания.

Прием вводится после выработки навыка садиться, ложиться, Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Условные рефлексы на команду и жест вырабатываются одновременно. При выработке этого навыка учитывается природная способность собаки прояв­лять лай в состоянии возбужденности на какие-либо раздражи­тели. Надо определить такие раздражители. Наиболее распрост­раненными являются способы вызова лая (голоса) у собак на пищу (лакомство), апортировочный предмет, помощника и на подражание другой собаке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.