Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях






Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений. Под пересмотром понимается рас­смотрение дел органами, на которые возложен контроль за за­конностью постановлений. Такая стадия предусмотрена во всех юрисдикционных производствах (процессах).

Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, на­деленным правом отменить, изменить или составить ранее при­нятое постановление без изменений. Пересмотр следует отли­чать от повторного рассмотрения дела, которое производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае дей­ствует постановление по делу, законность и обоснованность ко­торого проверяется. Во втором случае старое постановление отменено, и по делу необходимо принять новое.

Стадия пересмотра является факультативной, необязатель­ной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в поряд­ке контроля, но уже сам факт существования такой возможно­сти имеет большое превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания. Пере­смотр постановлений как самостоятельная стадия, построенная на основе сочетания свободы обжалования и опротестования пос­тановлений с обязанностью компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразного толкования и примене­ния закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Га­рантией соблюдения законности является также право выше­стоящих органов исполнительной власти, независимо от наличия жалобы, протеста прокурора, отменять или изменять постанов­ления. Таким правом наделен и председатель вышестоящего суда.

Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должно­стное лицо; суд; орган (должностное лицо), принявший поста­новление. А процессуальными основаниями для пересмотра мо­гут быть:

— жалоба лица, в отношении которого вынесено постановле­ние;

— жалоба потерпевшего; — протест прокурора;


336 Глава 18. Стадии производства

— усмотрение вышестоящего органа (председателя вышесто­ящего суда);

— усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия пересмотра может начаться по жа­лобе гражданина и по инициативе органа, осуществляющего надзор за законностью, а также автора постановления.

Существует два вида жалоб на постановления по делам об ад­министративных проступках: общие и специальные. Специаль­ная жалоба, или жалоба в порядке производства по делам об административных нарушениях, подается и рассматривается по правилам, закрепленным в ст. 266—273 КоАП, ст. 370—377 ТК.

На постановление народного судьи допускается подача толь­ко общей жалобы. Все иные постановления могут быть обжало­ваны в общем порядке и в порядке производства по делам об административных нарушениях.

Административное законодательство установило два канала, по которым деликвент или потерпевший может подать специ­альную жалобу на принятое постановление: а) вышестоящему органу; б) в районный (городской) или арбитражный суд. Ины­ми словами, постановления субъектов исполнительной власти обжалуются либо в административном, либо в судебном поряд­ке. Законодательством четко определены инстанции и различ­ные варианты обжалования постановлений. Таких вариантов несколько.

Первый вариант — альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа может быть обжало­вано гражданином в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд. Какой канал обжалования избрать — администра­тивный или судебный, — решает гражданин.

Второй вариант обжалования — последовательный, ступен­чатый, т. е. закон предоставляет право обжаловать постановле­ние сначала в один орган, а затем в другой. Последовательное (ступенчатое) обжалование заключается в следующем. Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении административного взыскания (кроме штрафа) подается граж­данином в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, после получения ответа она может быть подана в суд.

Таможенным кодексом предусмотрено последовательное об­жалование организациями постановлений таможенных органов. Третий вариант обжалования — исключительный: жалоба подается в административном порядке, т. е. только в вышестоя­щий орган, вышестоящему должностному лицу.


§ 4. Пересмотр постановлений 337

Четвертый вариант обжалования касается постановлений судей. По общему правилу они не подлежат обжалованию, но постановление о привлечении к административной ответствен­ности за малозначительное преступление, принятое на основа­нии ст. 50^ УК РСФСР, в 7-дневный срок может быть обжалова­но в вышестоящий суд.

Специальная жалоба может быть подана в течение десяти дней (по ТК — двадцати дней) со дня вынесения постановления. В случае пропуска этого срока по уважительным причинам (бо­лезнь, другие непредвиденные и чрезвычайные обстоятельст­ва) законодательством допускается его восстановление органом, должностным лицом, правомочным пересматривать дела (ст. 268 КоАП). Если лицо подало жалобу в установленный срок, то это является основанием приостановления исполнения постановле­ния о взыскании до ее рассмотрения. Исключение составляют постановления о наложении таких взысканий, как предупреж­дение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка^ Жалоба подается в орган, вынесший постановление. Поступив­шая туда жалоба в течение трех суток должна быть направле­на вместе с делом в орган (должностному лицу), который право­мочен рассматривать ее и которому она адресована.

Протест прокурора на постановление субъекта исполнитель­ной власти может быть направлен в вышестоящий орган, а на постановление народного судьи — самому судье или председа­телю вышестоящего суда.

Правомочный орган (должностное лицо) обязан рассмотреть поступившую жалобу или протест в десятидневный срок со дня поступления, а таможенный орган — в месячный срок. В соот­ветствии со ст. 272 КоАП при рассмотрении жалобы или про­теста на постановление он должен проверить законность и обос­нованность вынесенного постановления, внимательно разобраться в существе жалобы, выяснить вопрос о компетентности органа (должностного лица), принявшего постановление, рассматривать данное дело и налагать взыскание, а затем вынести обоснован­ное решение. Субъект пересмотра обязан проанализировать нормативное, фактическое и процессуальное основания привле­чения к ответственности, в том числе сам факт совершения про­ступка, причем данным лицом, его личности, доказательства по делу (объяснения свидетелей, потерпевших, выводы эксперта,

^ Следует напомнить, что специальная жалоба не может быть подана на поста­новление судьи, а значит, не предусмотрено приостановление ареста, исправи­тельных работ.


338 Глава 18. Стадии производства

специалиста) и другие моменты. Кроме того, он должен прове­рить соблюдение процессуальных и давностных сроков привле­чения лица к ответственности (возбуждения, административно­го расследования и рассмотрения), правильность квалификации деяния, законность и обоснованность взыскания.

Вышестоящий орган (должностное лицо), суд, пересматривая постановление, принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или про­тест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рас­смотрение. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), ко­торый не был правомочен решать данное дело, то оно отменяет­ся и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);

3) отменяет постановление и прекращает дело об админис­тративном нарушении;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи с тем, однако, чтобы взыска­ние не было усилено.

Следует подчеркнуть, что при пересмотре дела наложенное взыскание не может быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом (ст. 273 КоАП РСФСР) не допускается. А ст. 373 ТК РФ разрешает вышестоящему та­моженному органу при пересмотре дела в связи с жалобой от­менить постановление и возбудить уголовное дело. Такое от­ступление от запрещения поворота к худшему трудно признать обоснованным.

Копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу, принявшему постановление по делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. О результатах рассмотрения про­теста сообщается прокурору.

Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при установлении причин и условий, способствовавших совер­шению административных нарушений, вправе вносить соответ­ствующим организациям и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, конфискованных предме­тов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата пред­мета возвращается его стоимость.


§ 5. Исполнение постановлений 339 § 5. Исполнение постановлений

Исполнение постановлений — завершающая стадия произ­водства. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного деликвенту. В про­цессе исполнения постановления лицо, совершившее админис­тративный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального харак­тера.

В соответствии со ст. 278 КоАП постановление подлежит ис­полнению с момента его вынесения. Постановления являются административными актами и вступают в силу немедленно.

Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по фактическому приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 278 КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, т. е. те, которые выносят постановления о наложении административных взыс­каний. Вторую, в соответствии со ст. 279 КоАП, осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в поряд­ке, установленном законодательством. Вместе они образуют еди­ную стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами.

На первом этапе — обращения постановлений к исполнению — прежде всего юрисдикционный орган должен своевременно на­править вынесенное постановление органу-исполнителю. В со­держание этой деятельности входят также осуществление кон­троля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения пос­тановлений по основаниям, предусмотренным ст. 281 КоАП.

Деятельность государственных органов по приведению в ис­полнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.

В производствах по некоторым нарушениям юрисдикцион­ный орган, вынесший постановление, уполномочен сам приве­сти его в исполнение. Так, за управление транспортными сред­ствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены прав на срок до трех лет органами ГАИ. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления. Таможенные, на­логовые органы тоже в основном сами исполняют свои поста­новления.


340 Глава 18. Стадии производства

В ст. 282 КоАП установлено, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанное с принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчер­кнуть: постановление должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок со дня вынесения. Позднее начинать испол­нительное производство нельзя, это было бы нарушением за­конности. Но если исполнение начато до окончания срока дав­ности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока исполнительного производ­ства, он может быть много больше трех месяцев.

Установленный ст. 282 КоАП срок исполнительской давности является общим. А в ст. 378 ТК закреплен специальный срок давности исполнения постановлений: постановление таможен­ного органа о наложении взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, ис­полнению не подлежит. Еще один специальный срок назван ст. 298 КоАП: водительское удостоверение не подлежит изъятию, если срок, на который водитель лишен права управления тран­спортными средствами, истек. Особенность этого специального срока заключается в том, что он различен в конкретных делах. В каждом конкретном случае он равен названному в постанов­лении сроку лишения водительских прав конкретного лица. Зна­чит, со дня, следующего за днем вынесения постановления, те­чет срок обращения его к исполнению. Он может быть прерван фактическим изъятием удостоверения. Но если истекло время, равное сроку лишения прав, водительское удостоверение уже изымать нельзя, поскольку срок давности окончился.

Статья 280 КоАП предусматривает отсрочку исполнения та­ких постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. От­срочка, как и жалоба и протест, также приостанавливает ис­полнение данных постановлений; время отсрочки исключается из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должностное лицо), кото­рый вынес постановление. Основанием ее предоставления слу­жат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Так, Ц. был подвергнут админис­тративному аресту на 15 суток и помещен в изолятор времен­ного содержания. На следующий день произошел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 280 КоАП, отсро-


§ 5. Исполнение постановлений 341

чил на один месяц исполнение своего постановления, которым подверг Ц. административному аресту.

Производство по исполнению постановления о наложении штрафа регулируется ст. 285—288 КоАП. Они предусматрива­ют два варианта исполнения постановлений. В кодексе один из них называется добровольным, а другой — принудительным.

Согласно ст. 285 КоАП штраф должен быть уплачен наруши­телем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему поста­новления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вно­сится в учреждение банка, если иное не предусмотрено законо­дательством. Квитанция об уплате представляется органу (долж­ностному лицу), наложившему штраф.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок орган, вы­несший постановление, обязан направить его для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного заработка, пен­сии или стипендии в соответствии с правилами, установленны­ми ГПК РСФСР. Бухгалтерия организации, в которую поста­новление направлено для исполнения, обязана удержать соответствующую сумму штрафа (удерживая не более 20 % за­работной платы ежемесячно), после чего возвратить постанов­ление с отметкой об исполнении органу (должностному лицу), наложившему штраф.

Если нарушитель не работает либо взыскание штрафа из за­работной платы или иного заработка, пенсии или стипендии не­возможно, постановление должно быть направлено судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для обра­щения взыскания на его имущество или на долю в общей соб­ственности. Судебный исполнитель предлагает нарушителю уп­латить штраф, а в случае отказа от уплаты описывает, а затем реализует имущество на сумму, необходимую для взыскания штрафа. Взыскание не может быть обращено на имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Феде­рации не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Если необходимое имущество отсутствует, судеб­ный исполнитель должен составить акт о несостоятельности ош­трафованного и вместе с постановлением направить его органу (должностному лицу), наложившему штраф.

В соответствии со ст. 31 КоАП исправительные работы отбы­ваются по месту постоянной работы нарушителя. Контроль за правильным исполнением наказания осуществляют судья, вы-


342 Глава 18. Стадии производства

несший постановление, а также инспекция исправительных ра­бот, входящая в систему органов внутренних дел.

Постановление об исправительных работах направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его выне­сения. Бухгалтерия предприятия на основании постановления удерживает из заработной платы нарушителя часть заработка, определенную постановлением, но не свыше 20 процентов, в те­чение всего срока наказания.

Судья в постановлении определяет календарный срок испра­вительных работ (1 месяц, 2 месяца). Виновный должен отрабо­тать все рабочие дни, приходящиеся на данный срок. Если число отработанных дней меньше числа рабочих дней, приходящихся на установленный календарный срок, и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней, то исправительные работы про­должаются до полной отработки нарушителем положенного числа рабочих дней.

Надо иметь в виду, что в срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по причинам, считающимся в соответствии с законода­тельством уважительными, и ему за это время выплачивалась заработная плата (призыв на военные сборы, вызов в качестве свидетеля на судебное заседание и т. п.). В этот срок засчитыва­ется и время болезни, время, предоставленное для ухода за боль­ным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам. Этот перечень, приведенный в ст. 300 КоАП, является исчерпы­вающим. Период болезни, вызванный опьянением или действи­ями, связанными с опьянением, в срок отбывания исправитель­ных работ не засчитывается.

В соответствии со ст. 301 КоАП на администрацию предпри­ятия, организации, учреждения по месту отбывания нарушите­лем исправительных работ возлагается: правильное и своевре­менное производство удержаний из заработка нарушителя в доход государства, своевременный перевод удержанных сумм в установленном порядке; трудовое воспитание нарушителя; уве­домление органов, ведающих исполнением исправительных ра­бот, об уклонении нарушителя от отбывания данного наказания.

В случаях, если исправительные работы назначены за совершение мелкого хулиганства и виновный уклоняется от их отбывания, судья вправе своим постановлением заменить неот­бытый срок исправительных работ штрафом до половины ми­нимального размера оплаты труда или административным арес­том из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток (ст. 302 КоАП).


§ 6. Особенности отдельных категорий дел 343

Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение немедленно органами внутренних дел. Лица, подвергнутые такому взысканию, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел, от­дельно от других задержанных или содержащихся под стражей по иным основаниям. Арестованные перед исполнением поста­новления подвергаются личному досмотру; у них изымаются вещи и предметы, запрещенные в местах содержания под стра­жей. Арестованные могут использоваться на физических рабо­тах без оплаты труда.

На этапе окончания исполнения постановление о наложении штрафа с отметкой об исполнении возвращается органу, вынес­шему постановление. Конфискованное имущество должно быть реализовано, изъятые у водителей документы по истечению срока лишения водительских прав возвращаются. После реально­го исполнения или в случае, если невозможно выполнить поста­новление (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежа­щих конфискации, окончание срока давности и т. п.), исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание исполнения означает и окончание про­изводства по делу. Административное дело становится архив­ным делом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.