Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды административных взысканий






Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных на­рушений, а также.по отношению к лицам, которые впервые совер­шили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия сви­детельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дают предписания). Данная мера со­стоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный харак­тер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущен-

' В ст. 243 ГК РФ установлено: «В случаях, предусмотренных законом, конфис­кация может быть произведена в административном порядке».


296 Глава 16. Административные взыскания

ные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетен­тным государственным органом, одновременно может быть уста­новлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что вначале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности — более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, ус­тановить административный надзор можно, если и после сделанно­го ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законо­дательством случаях является обязательным первым принудитель­ным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия называть предостережени­ем. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за определенный проступок компе­тентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф — мера имущественного характера. В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов оп­ределения размеров штрафов.

1. В определенной сумме (до пятисот тысяч рублей и т. п.).

2. Кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, напри­мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день».

3. Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).

4. Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель использу­ет чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из раз­мера минимальной месячной оплаты труда на день совершения на­рушения, а если такой день установить невозможно, — на день его обнаружения (ст. 243 ТК).

Максимальный размер штрафа, которому может быть подверг­нут индивидуальный субъект, — 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, — 25 тысяч минимальных окладов^

' СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.


§ 2. Виды административных взысканий 297

Возмездное изъятие применяется только в отношении предме­тов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­том административного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она назва­на в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санкциях.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предме­та в собственность государства. Административно-правовая конфис­кация всегда является специальной: она производится только в от­ношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и бое­припасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК). Дело в том, что это — мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмот­рено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нарушителю, — значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в госу­дарственную.,

Лишение специальных прав. Среди субъективных прав физи­ческого лиЦапо правовому источнику их возникновения можно выделить относительные права, возникающие на основе индивиду­ального юридического акта. Чтобы возникло такое право, необхо­дим специальный индивидуальный властный акт, предоставляю­щий его.

Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специ­альный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.


298 Глава 16. Административные взыскания

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специаль­ного права: управления транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу для­щихся, минимальный его размер — 15 суток, а максимальный — три года.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в свя­зи с инвалидностью, лишение права на управление может приме­няться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она явля­ется основным источником существования.

Исправительные работы — длящееся взыскание имуществен­ного характера. Оно применяется на срок от 15 дней до двух меся­цев с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удер­жанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правона­рушителям, имеющим постоянную работу.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административ­ному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщи­ны, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, ин­валиды 1 и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыс­кание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно. Законодатель использует ад­министративный арест только в альтернативных санкциях (напри­мер, ст. 158, ч. 3 ст. 162, ст. 165 КоАП). За соответствующие деяния может быть наложен штраф или исправительные работы, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя при­менение этих мер будет признано недостаточным, избирается ад­министративный арест.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту также на основании ст. 50' УК за совершение действий, содержащих при­знаки преступления, и ст. 302 КоАП — в порядке замены исправи­тельных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыс­кания.

Административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации состоит в принудительном и контролируемом перемеще­нии лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание мо­жет применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.


§ 2. Виды административных взысканий 299

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает тако­го права. Поэтому названная мера — это тоже лишение специаль­ного права. Рассматриваемое административное взыскание приме­няется за совершение уполномоченными лицами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квали­фикационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мера применяется только к гражданам. А отзыв лицен­зии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицен­зия, квалификационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого разрешения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимо выполнение установленных тре­бований: представление документов, уплата сборов и др. В некото­рых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного срока.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И этим он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи. К сожалению, во многих поста­новлениях правительства РФ часто вместо слова «отзыв» использу­ется слово «аннулирование», хотя речь идет именно о прекращении права с даты принятия постановления. Если же речь действительно бы шла об аннулировании, то следовало бы все ранее предостав­ленные льготы, права считать недействительными с даты выдачи лицензии и было бы необходимо довзыскивать налоги, признавать недействительными уже исполненные сделки и т. д.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со­стоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст. 245 ТК). В размере до 300% на основе норм Таможенного кодекса может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.


300 Глава 16. Административные взыскания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.