Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий административный надзор






Важную роль в достижении целей, поставленных перед субъ­ектами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т. е. надзор.

Известно, что контроль — атрибут управления, одна из важ­нейших его функций. Он включает в себя наблюдение за закон­ностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки правовыми актами контрольные полномо­чия субъектов власти ограничивают, представляют им возмож­ность осуществлять только надзор. А когда между проверяю­щими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля надзором необходимо для предотвращения


§ 5. Общий административный надзор 245

вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несу­щих ответственность за ее последствия.

В условиях сокращения государственного вмешательства в де­ятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству роль надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля.

Административный надзор осуществляется специальными ве­домствами, ведомственными службами, органами, для которых такая функция является важнейшей или даже главной (1). Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надве-домственными полномочиями, их деятельность — разновидность межотраслевого управления (2). Его субъектами могут быть как государственные, так и общественные, религиозные и иные него­сударственные организации, а также граждане (3). Администра­тивный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и под­законными актами, многие из которых к тому же относятся к технико-юридическим (4). Осуществляется он систематически и обычно по инициативе властных субъектов (5). И еще одна важ­ная особенность: он, как правило, связан с применением админис­тративного принуждения (6).

Административный надзор — надведомственный контроль ис­полнительной власти за соблюдением коллективными и индиви­дуальными субъектами правовых норм. С одной стороны, — это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-рас­порядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, — это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который вклю­чает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный.

Существует большое число государственных структур, зани­мающихся административным надзором. Среди них есть специа­лизированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопас­ности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой дея­тельностью.


246 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

Во многих ведомствах есть специализированные надзорные службы, большинство из которых называются государственными инспекциями, а некоторые носят названия регистров, служб, уп­равлений. В их числе: государственная ветеринарная, автомобиль­ная, торговая, охотничья инспекции, главное управление государ­ственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики; морской, речной, авиационный регистры; Главное управление охраны общественного порядка МВД РФ.

Специализированные надзорные ведомства подчинены Прави­тельству РФ, а ведомственные службы — соответствующим цен­тральным федеральным органам специальной компетенции.

Главные задачи административного надзора состоят в том, чтобы обеспечить: 1) безопасность граждан, общества, государства; 2) надлежащее качество продукции и услуг.

А для этого необходима охрана соответствующих обществен­ных отношений и материальных ценностей. И не только от право­нарушений, но и от объективно противоправных действий и сти­хийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить на­ступление вредных последствий, выявить обстоятельства, кото­рые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. И лишь потом необходимо выявить виновных и решать вопросы об их ответственности. Иными сло­вами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превен­ции правонарушений в будущем.

Содержание административного надзора как разновидности межотраслевого управления, направленного на обеспечение за­конности, можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

1. Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных струк­тур сами утверждают специальные правила (санитарные, вете­ринарные, технических осмотров, учета происшествий и т. п.); в других — утверждают их совместно с органами администрации; в третьих — нормы принимаются по согласованию с ними; в чет­вертых — они готовят проекты соответствующих актов.

2. Организационно-массовая и материально-техническая дея­тельность. Субъекты административного надзора используют раз­нообразные формы неправовой управленческой деятельности для достижения поставленных перед ними целей. Они активно осу­ществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного


§ 5. Общий административный надзор 247

движения, пожарной безопасности и др.), координацию и мето­дическое руководство соответствующей деятельностью поднад­зорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государ­ственные инспекции занимаются и не свойственными любой уп­равленческой деятельности техническими, хозяйственными и. иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологичес­кого контроля проводят анализы крови, природоохранительные инспекции воспроизводят природные ресурсы, ГАИ оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных про­исшествиях.

3. Наблюдение за соответствующими отношениями, действия­ми, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредствен­ное осуществление контроля. А он предполагает сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты над­зора наделяются полномочиями требовать представления спра­вок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должност­ных лиц и граждан, проводить проверки, досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать про­ведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.

Как правило, надзорная деятельность включает в себя предва­рительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется при регистрации, выдаче разрешений (прав на управление транспортными средствами, проведение взрывных работ, приобретение и хранение огнестрельного ору­жия, наркотических средств и т. д.), выдаче заключений по про­ектам строительства зданий и сооружений, по документации, рег­ламентирующей производство машин, продуктов питания, государственных испытаний средств измерений, аттестации ра­ботников и иными способами.

4. Применение разнообразных предупредительных мер. Это обязательные прививки, карантины, запрещение проезда по до­рогам, закрытие границы, изъятие и уничтожение предметов и продуктов, представляющих угрозу для здоровья населения, об­щественной безопасности. Так, государственные ветеринарные инспектора вправе принимать решения о вакцинации животных по эпизодическим показаниям.

5. Осуществление юрисдикционной деятельности, применение принудительных мер. Субъекты административного надзора пре­секают противоправные действия, выявляют их причины, уста­навливают виновных, применяют административные санкции, ставят перед компетентными органами вопросы о привлечении виновных к административной, дисциплинарной или уголовной


248 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

ответственности. Юрисдикционная деятельность включает в себя сбор доказательств для выявления обстоятельств и виновности, оценку полученной информации, принятие административных актов, дознание.

В ходе надзорной деятельности меры административного при­нуждения могут применяться как к индивидуальным (гражда­нам, должностным лицам), так и к коллективным субъектам ад­министративного права. Широко используются разнообразные пресекательные средства, реже — карательные и совсем редко — правовосстановительные санкции.

С целью пресечения противоправной деятельности, предотвра­щения вредных последствий применяются меры психического и физического принуждения: обязательные предписания об устра­нении в определенный срок вскрытых нарушений, приостановле­ние деятельности, доставление, принудительное освидетельство­вание, отстранение от работы и др.

Большинство субъектов административного надзора вправе давать обязательные предписания, в которых содержатся пере­чни недостатков, сроки их устранения и предостережения о не­благоприятных последствиях неисполнения требований.

Приостановление работ осуществляется в разных формах: при­остановление всей деятельности предприятия или его части, за­прещение отдельных видов работ, эксплуатации отдельных ма­шин и механизмов, отгрузки и реализации, отключение от газовых магистралей, электрических и тепловых сетей и т. д. Здания, ме­ханизмы могут быть опечатаны, отключены, с автотранспортных средств могут быть сняты номерные знаки, инструменты, иные ценности могут быть изъяты из обращения. Госэнергонадзор име­ет право ограничивать отпуск электрической энергии, органы го­сударственного надзора за стандартами и средствами измерений вправе вводить на предприятиях особый режим приемки готовой продукции.

Перечень органов, имеющих право рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях и привлекать виновных к адми­нистративной ответственности, устанавливается законом. Поэто­му в главе 16 КоАП РСФСР названы субъекты административного надзора, которые вправе налагать на граждан административные взыскания, т. е. применять карательные административные санк­ции. Но чаще всего от их имени это делают единолично руководи­тели органов (служб, инспекций), государственные инспектора и иные уполномоченные лица.

Почти 20 статей КоАП РСФСР определяют подведомственность различных надзорных структур, устанавливают, какие ^атего-


§ 5. Общий административный надзор 249

рии дел рассматривают органы пожарного, санитарного, ветери­нарного, пробирного надзора, органы охраны водных ресурсов, лесного хозяйства, таможенные органы и другие субъекты адми­нистративной юрисдикции. Они вправе применять к гражданам и должностным лицам такие взыскания, как предупреждение, штраф, а некоторые из них, кроме того, могут лишать виновных специальных прав, производить конфискацию предметов, явив­шихся орудием совершения или непосредственным объектом ад­министративного правонарушения. В тех случаях, когда субъек­ты административного надзора не уполномочены применять административные взыскания, они, возбудив дела, направляют их народным судьям, в административные комиссии или иным уполномоченным органам.

В производстве по делам об административных правонаруше­ниях все органы надзора руководствуются положениями, уста­новленными КоАП РСФСР. Многие центральные органы надзор­ных систем издали ведомственные инструкции, положения,. постановления, которые детализируют, уточняют нормы Кодекса.

Известно, что КоАП регламентирует только административную ответственность граждан и должностных лиц. Чтобы раскрыть полномочия субъектов административного надзора, связанные с применением административных взысканий к организациям, не­обходимо обратиться к текущему законодательству и многим иным некодифицированным правовым актам.

Так, на организации может быть наложен штраф в сумме со-: крытого или заниженного дохода (прибыли), а при повторном на-. рушении — штраф в двухкратном размере этой суммы. У орга-, низаций может быть аннулирована лицензия на право ведения разрешенной деятельности в случае нарушения условий ее дей­ствия. А такая принудительная мера есть не что иное, как разно-' видность лишения прав.

: По инициативе органов административного надзора решаются вопросы о применении такой административной санкции, как лик­видация (прекращение деятельности) организаций.

Для конкретизации теоретических положений целесообразно проиллюстрировать их данными об одном из наиболее известных надзоров — санитарно-эпидемиологическом. Он действует на ос­нове Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения» от 19 апреля 1991 г. в редакции Закона РФ от 2 июня 1993 г.'

' ВВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 641; ВВС РФ. 1993. № 29. ст. 1111. Кстати, это; первый закон по этому вопросу. В прошлом действовали правительственные пос­тановления о санитарном надзоре, на смену которых пришел закон.


250 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

Указанный надзор проводится специальным общефедеральным ведомствам — Государственной санитарно-эпидемиологической службой России. В ее систему входят Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому контролю и центры государ­ственного санитарно-эпидемиологического надзора субъектов Федерации, городов и районов. Центры подчиняются только по вертикали, что ослабляет влияние на их деятельность местных органов и органов субъектов Федерации.

Руководители органов данного надзора являются соответственно Главными государственными санитарными врачами РФ, субъек­тов Федерации, городов и районов.

Президент РФ 19 ноября 1993 г. утвердил Положение о Госсан-эпиднадзоре России', в котором сказано, что Госсанэпиднадзор осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает созда­ние системы санитарно-эпидемиологического нормирования, орга­низует разработку федеральных санитарных правил и гигиени­ческих нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выпол­нении гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Органы Госсанэпиднадзора активно пропагандируют правила санитарии, проводят гигиеническое воспитание и образование граждан, ведут государственный учет инфекционных, паразитар­ных, профессиональных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания. Они обеспечи­вают проведение ряда медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения сани­тарно-эпидемиологического благополучия и т. д. В целом органи­зационно-массовая работа санитарно-эпидемиологической служ­бы очень разнообразна.

Формами контрольной деятельности органов санэпиднадзора являются заключения о соответствии санитарным правилам вво­димых в эксплуатацию зданий и сооружений, новых технологий, веществ, изделий. Разработка и постановка на производство но­вых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологичес­ких процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании ги­гиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической службы.

' САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4527.


§ 5. Общий административный надзор 251

Для получения необходимой информации должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе: беспрепятственно посещать и проводить обследования организа­ций, предприятий, жилищных условий граждан; получать от ор­ганизаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (про­бы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиеничес­кой экспертизы.

Законом установлено, что в целях охраны здоровья, преду­преждения возникновения и распространения заболеваний ра­ботники предприятий и организаций должны проходить меди­цинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора могут прини­мать решения:

— о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выпол­няемой работы;

— о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными ин­фекционными заболеваниями;

— об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представ­ляющих опасность для окружающих;

— о проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или рас­пространения инфекционных заболеваний;

— о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.

С целью пресечения санитарных нарушений организациям и гражданам могут быть предъявлены требования о проведении ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных нарушений.

Довольно часто органы Государственного санитарно-эпидемио­логического надзора используют право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:

— работы по проектированию и строительству, а также введе­ние в эксплуатацию законченных строительством, реконструиро­ванных объектов;


252 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти

— эксплуатацию действующих предприятий, отдельных про­изводственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдель­ных видов работ и производственной деятельности;

— производство и применение (использование) продукции на­родного хозяйства;

— производство, хранение, транспортировку и реализацию про­довольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оз­доровительных целей.

А за совершение санитарных правонарушений к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.

7 июля 1994 г. Госсанэпиднадзор России утвердил инструкцию, регламентирующую порядок привлечения к административной от­ветственности за санитарные правонарушения.

Главные санитарные врачи вправе направлять в компетентные органы, компетентным должностным лицам материалы о сани­тарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Они мо­гут также предъявлять требования: о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилак­тических и санитарно-профилактических учреждений на прове­дение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отрав­лений людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.