Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим охраны Государственной границы Российской Федерации






Процесс обретения Россией государственности включает в себя и процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы.


§ 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 221

Протяженность Государственной границы России на суше, по воде — 58 тысяч километров. Большая часть этой линии — бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых гра­ниц — с бывшими союзными республиками.

Понятие государственной границы включает в себя три крите­рия: фактический, юридический, технический.

Прежде всего — это линия и проходящая по ней вертикаль­ная поверхность, определяющая пределы государственной тер­ритории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридически граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами РФ и бывшего СССР. 1 ап­реля 1993 г. был принят Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»' В п. 2 постановления о порядке введе­ния этого закона в действие установлено: до заключения догово­ров о прохождении Государственной границы РФ с сопредель­ными государствами — бывшими союзными республиками СССР — придать границе с этими государствами статус Государствен­ной границы.

Технический критерий — это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее ох­раны.

Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добро­соседских отношений с ними. Охрана государственной границы — важное условие защиты политических, экономических интере­сов и безопасности РФ. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления наде­жного режима охраны границы (1), выделения для этого необхо­димого количества средств (2), создания специальных служб (пог­раничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, му­ниципальными службами (3).

Политическая охрана преследует цель не допустить незакон­ного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны — предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опас­ные для людей, фауны и флоры.

' ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861.


222 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

Режим охраны границы состоит из следующих элементов:

1) режима границы;

2) пограничного режима;

3) режима в пунктах пропуска через границу;

4) особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Воен­но-морского флота.

Режим Государственной границы, включает в себя правила: а) ее содержания, которыми регулируется порядок сохране­ния и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания погра­ничных просек;

б) пересечения границы лицами и транспортными средствами. На суше оно осуществляется на путях международного железно­дорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, опре­деляемых международными договорами или решениями Прави­тельства Российской Федерации. Этими актами может опреде­ляться время пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска через нее и в обратном направлении. Мирный проход через территориальные воды РФ иностранных не воен­ных судов и военных кораблей разрешен по установленным мор­ским коридорам; воздушные суда пересекают границу и следуют вглубь страны по специально выделенным воздушным коридо­рам пролета;

в) пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Этими правилами преду­сматриваются проверки законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача разреше­ний на пересечение;

г) ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помехи содержанию границы;

д) разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы.

Лица, воздушные суда, не военные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных правил, признаются нару­шителями государственной границы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекающие границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях призна­ков преступления или административного правонарушения при­влекаются к ответственности. В случаях, когда в отношении этих


§ 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 223

лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные войска в официальном порядке передают их вла­стям государства, с территории которого они пересекли государ­ственную границу.

Если передача нарушителей властям иностранного государст­ва не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, Пограничные войска выдворяют их за пределы Российской Федерации. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предус­мотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством. В таком же порядке выдворяются нарушители, привлеченные к административной ответственности, в отноше­нии которых приняты постановления об их административном выдворении.

Прибывшие в пункты пропуска через государственную грани­цу граждане Российской Федерации, утратившие документы на право въезда в Российскую Федерацию в период пребывания за границей, оставляются в пунктах пропуска через государствен­ную границу на время, необходимое компетентным органам для установления их личности и уточнения обстоятельств утраты документов, но не более чем на 30 суток. Хотя в законе сказано, что лица «оставляются», на самом деле речь идет о задержании.

Для разрешения вопросов соблюдения режима границы, уре­гулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы Правительством Российской Федера­ции назначаются пограничные представители Российской Феде­рации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители)^

Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными пред­ставителями или представителями Министерства обороны Рос­сийской Федерации, разрешаются по дипломатическим каналам. Пограничный (приграничный) режим устанавливается в пог­раничной зоне, территориальных водах Российской Федерации и внутренних водах, имеющих выход к границе с целью создания необходимых условий для ее охраны. Правила этого режима при­нимаются высшими и центральными федеральными органами, а также органами субъектов Федерации.

' См.: Положение о пограничных представителях РФ (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1971).


224 Глава II. Специальные административно-правовые режимы

Пограничный режим включает правила: а) определения пограничной зоны. В нее включается полоса местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объ­ектов) культуры, а также места массового отдыха, активного во­допользования. На въездах в пограничную зону устанавливают­ся предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской федерации с сопредельным государством на отдель­ных участках границы пограничная зона может не устанавли­ваться;

б) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. Такие действия осу­ществляются по документам, удостоверяющим личность, инди­видуальным или коллективным пропускам, выдаваемым Погра­ничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, учреждений и общественных объеди­нений. Правилами могут устанавливаться места, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств;

в) хозяйственной промысловой и иной деятельности, связан­ной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведе­ния массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы, меропри­ятия проводятся с разрешения Пограничных войск;

г) учета содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Эти средства, использу­емые в территориальных и внутренних водах Российской Феде­рации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водо­емов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования.

Под пунктом пропуска через государственную границу пони­мается территория в пределах железнодорожного, автомобиль­ного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэро­дрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осу­ществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, тран­спортных средств, товаров и животных. Они устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлениям ми-


§ 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 225

нистерств и ведомств Российской Федерации, субъектов Феде­рации, согласованным с Пограничными войсками, с учетом инте­ресов сопредельных и других иностранных государств.

Режим в пунктах пропуска, регулируется транспортными министерствами и ведомствами Российской Федерации, актами, согласованными с Пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

На основе ведомственного акта руководитель транспортного предприятия издает с учетом местных условий согласованный с соответствующими должностными лицами Пограничных войск, таможенного и других контрольных органов приказ (инструкцию), устанавливающий режим в данном пункте пропуска через госу­дарственную границу.

Таким образом, режим в пунктах пропуска регулируется ак­тами трех уровней: федеральным законом, актами центральных органов исполнительной власти РФ и начальников станций, пор­тов, аэродромов.

Рассматриваемый режим включает правила: а) устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспорт­ных средств, ввоза (вывоза) товаров и животных в пунктах про­пуска. Такие действия осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администра­цией аэропортов, транспортных предприятий по согласованию с Пограничными войсками;

б) регулирующие пребывание в пунктах пропуска через госу­дарственную границу лиц и транспортных средств. Места и про­должительность стоянок в пунктах пропуска транспортных средств заграничного следования определяются администрацией транспортных предприятий. Доступ лиц к транспортным средст­вам и на транспортные средства заграничного следования в пе­риод осуществления пограничного и иных видов контроля огра­ничивается, а в случаях необходимости — запрещается. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения Пограничных войск и таможенных органов. Тран­спортные средства заграничного следования могут начинать дви­жение для убытия с территории Российской Федерации или сле­дования вглубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения Пограничных войск и тамо­женных органов;

в) устанавливающие правила захода, пребывания иностран­ных судов в портах (на рейдах) РФ, сообщения судов с берегом, схода членов экипажа на берег, посещения судов;


§ 6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 227 Санитарная охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной и фито-санитарной. Соответствующие органы осу­ществляют досмотры, наблюдение за здоровьем людей, живот­ных, растений, пересекающих границу, проводят бактериологи­ческие исследования. Они вправе вводить карантины, изолировать больных граждан, уничтожать нездоровых животных, больные или несущие на себе инфекцию растения. По инициативе сани­тарных служб решаются вопросы о временном ограничении или прекращении движения через границу.


226 Глава II Специальные административно-правовые режимы

г) устанавливающие дополнительные ограничения в помеще­ниях, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Решающая роль в охране Государственной границы принадле­жит Федеральной пограничной службе Российской Федерации, которой Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной грани­це Российской Федерации» предоставил широкие полномочия. В частности, ее структурные подразделения: а) контролируют соблюдение режима охраны границы и ведут необходимые для этого регистрацию лиц и учет фактических данных;

б) обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения прохождения государственной гра­ницы на местности;

в) проводят пограничные поиски и операции, оперативно-ро­зыскную, контрразведывательную и разведывательную деятель­ность, осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию Пограничных войск;

г) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению, рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним.

В пределах пограничной зоны, российской части вод погра­ничных рек, озер и иных водоемов, территориальных вод Рос­сийской Федерации, где установлен пограничный режим, в пун­ктах пропуска через государственную границу, а также на территориях, прилегающих к ним административных районов и городов, пограничники вправе возводить необходимые инженер­но-технические сооружения, сопровождать транспортные сред­ства, проверять документы, временно ограничивать или запре­щать движение транспорта, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производст­во различных работ.

Пресекая нарушения режимных правил, пограничники вправе доставлять граждан в соответствующие помещения, задерживать их, подвергать личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы; осматривать не военные суда, допустившие нарушения, и до­ставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения; применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и использо­вать служебных собак.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.