Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф.С.Арасланов, А.А.Алексеев, В.И.Шигорин. 7 страница






Недостаток метода — возможное столкновение оборонитель­ных и пищевых рефлексов, что приводит к срывам и неврозам, т. е. к нежелательным последствиям в дрессировке. Антагонисти­ческие раздражители применяются в определенном режиме с учетом индивидуальных особенностей собаки.

Подражательный метод основан, на использовании врожден­ных реакций животных подражать действиям другого животного или человека. Он является вспомогательным при других методах и чаще всего применяется в воспитательной дрессировке щенков и дрессировке молодых собак.

У собак сильно развиты подражательные рефлексы. Доста­точно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать другие. Подражанием можно выработать многие условные рефлексы: преодоления препятствий, хватки за дрессировочный костюм, подачи голоса, переползания и даже работы по следу, особенно в паре. Степень подражания зависит от возраста и типа собаки. Большинство условных рефлексов у щенков и молодых собак вырабатывается благодаря подражанию матери и взрослым собакам. При подражательном методе дрессировки условные рефлексы у некоторых собак выраба­тываются быстро. Однако этим методом невозможно формиро­вать любые навыки.

Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуж­дающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлек­сы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным.

Зная положительные и отрицательные стороны каждого метода, дрессировщик должен умело использовать их примени­тельно к особенностям поведения собаки и вырабатываемого навыка. Один и тот же навык можно выработать различными методами, но для каждого навыка существует определенный прием и конкретно обоснованная методика выработки условного рефлекса и формирования нужного навыка.

ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ

Прием дрессировки — методически обоснованная система воздействия на собаку разнообразными раздражителями в целях выработки определенного навыка. Приемы составляют содержа­ние методики и техники дрессировки собак той или иной службы. Количество, название и порядок отработки приемов зависят от требований, предъявляемых к собакам, условиями службы.

В соответствии со стадийностью формирования навыков, приемы дрессировки отрабатываются по трем периодам. В каж­дом периоде применяются соответствующие методы и способы воздействия раздражителями с учетом индивидуальных особен­ностей собак.

В результате накопленного опыта подготовки и использова­ния собак сложились определенные приемы дрессировки для каждого вида службы, которые по целевому назначению под­разделяются на подготовительные, основные и дополнительные.

Подготовительные приемы — это те, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы или первоначальные навыки у молодой собаки, необходимые для качественного проведения курса служебной дрессировки. Они всегда предшествуют основным приемам дрессировки и значительно облегчают выработку и формирование основных общедисциплинарных и специальных навыков. С помощью этих приемов сокращаются сроки курса служебной дрессировки, повышается качество подготовки служебных собак, предупреждаются возможные ошибки дрессировщиков и нежелательные связи у собак. Под­готовительные приемы применяются, как правило, в заключи­тельном периоде воспитательной дрессировки щенков. Если же строевые собаки, переданные в учебное подразделение, не прошли курс воспитательной дрессировки, то с ними надо в начале курса отработать подготовительные приемы и только после этого приступать к основным. К подготовительным приемам прибегают иногда при выработке некоторых общедисциплинар­ных и специальных навыков у собак. В этих случаях они вводятся в виде подготовительных упражнений перед отработкой основ­ного приема.

Виды и количество подготовительных приемов зависят от того, для какой службы предназначается выращиваемая собака. Так, для собак розыскной службы очень важно развивать обонятельно-поисковую реакцию, недоверие к посторонним людям, приучать к подноске предметов. Общими подготовительными приемами для многих видов служебных собак являются: установление контакта, приучение к кличке, ошейнику, поводку, привязи, наморднику и показу для осмотра.

Основными приемами дрессировки называются такие, с по­мощью которых у собаки вырабатываются общедисциплинарные и специальные навыки, обусловливающие принадлежность и пригодность ее к определенной службе (розыскной, караульной и др.). Виды и количество основных приемов зависят также от служебного назначения собаки. Они включают общедисципли­нарные и специальные приемы, которые являются обязательными в курсе подготовки собак в учебных подразделениях.

С помощью общедисциплинарных приемов у собак вырабаты­вают навыки общего послушания, необходимые для управления ее поведением при выработке специальных навыков и использо­вании на службе. Значительная часть общедисциплинарных приемов (приучение собаки подходить к дрессировщику, двигать­ся рядом с ним, садиться, ложиться и т. д.) является общей для собак многих видов служб.

В процессе общей дрессировки закладываются основы для дальнейшей подготовки собак к специальной службе, совершен­ствуется контакт дрессировщика с собакой, дрессировщики приобретают навыки управления собакой, изучают особенности ее поведения.

Специальные приемы дрессировки применяются для выра­ботки у собаки специальных навыков, определяющих ее служеб­ную направленность. Приемы специальной дрессировки ро­зыскных и сторожевых собак отличаются от приемов подготовки караульных, патрульных и ездовых собак. Наиболее сложна и трудоемка подготовка розыскных собак, в процессе которой отрабатываются такие основные специальные приемы, как приу­чение к задержанию и окарауливанию человека, поиску человека по запаховому следу, выборке вещей, обыску местности, сторожевке и др.

При подготовке собак других служб отрабатывается ограни­ченное количество специальных приемов, иногда только один основной прием, например, приучение к розыску мин, к поиску и обнаружению взрывчатых веществ и др. Большинство приемов специальной дрессировки основано на использовании обонятельно-поисковой реакции собаки, которая должна постоянно совершенствоваться и дополняться другими приемами.

Подготовка собак для универсального использования всегда сложна и требует более продолжительного по времени курса дрессировки в учебном подразделении. Такие собаки не всегда безотказны в работе. Многолетняя практика служебного собако­водства подсказывает, что при узкой специализации подготовки служебных собак требуется меньше времени, и собаки работают надежнее. Основные приемы общей и специальной дрессировки пополняются дополнительными приемами.

Дополнительные приемы дрессировки — это отдельные навыки, дополняющие обще дисциплинарную и специальную подготовку. Необходимость в них часто возникает в процессе продолжения подготовки собак в подразделениях, выполняющих конкретные служебные задачи, когда ранее выработанных навыков недостаточно для более эффективного применения собак. Так, при использовании розыскных собак, нередко возни­кает необходимость дополнительно приучить их к работе по следу в паре, плавать, ездить верхом на лошади и к другим действиям.

Разделение приемов на подготовительные, основные (обще­дисциплинарные, специальные) и дополнительные, а также рекомендованный порядок их отработки облегчают планирова­ние, контроль за состоянием и качеством подготовки собак по периодам.

Вся дрессировка состоит из комплекса приемов, которые отрабатываются в системе отдельных или комплексных упражне­ний. В каждом приеме заключено методическое содержание, теоретическое обоснование и техническое исполнение.

Практи­ческое выполнение приема дрессировщиком называется техни­кой дрессировки собак.

Содержание каждого приема изучается в следующем порядке: его назначение в системе подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, техника выполнения, нормативы и показатели в отработке приема по периодам, возможные ошибки дрессировщика и их последствия. Назначение приема определяется двумя целевыми установ­ками в системе подготовки служебной собаки — приучением собаки к выполнению тех или иных действий, необходимых в службе, и отработкой приемов общей и специальной дрес­сировки.

Теоретический анализ приема включает: подбор и способы применения условных и безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведения, на базе которых будет вырабатываться новый условный рефлекс; подбор и способы применения принудительных, побудительных и поощрительных подкреплений.

Методическое обоснование приема состоит из выбора метода дрессировки; определения рабочего режима с учетом преобла­дающей реакции поведения и типа высшей нервной деятельности; определения системы упражнений в формировании навыка как динамического стереотипа; последовательности ввода усложнений, предусмотренных в приеме по трем периодам.

Нормативы и показатели в отработке приема по периодам включают: время, необходимое для выработки условного реф­лекса и окончательного формирования навыка; количество сочетаний упражнений на каждом занятии по периодам; условия окружающей обстановки, в которых навык должен проявляться безотказно; по каким сигналам дрессировщика и на каких расстояниях собака должна выполнять навык.

Ошибки, допускаемые при отработке каждого приема, могут быть методическими и техническими.

Глава 8 МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК

Впервые методику выработки условных рефлексов на звуковые и световые раздражители разработал и применил на собаках И. П. Павлов. Его методика была признана классической и успешно применялась во всех лабораториях и учреждениях для изучения высшей нервной деятельности. Павловская методи­ка выработки условных рефлексов была принята в цирковой и служебной дрессировке.

ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Подготовка служебных собак осуществляется по определен­ной системе, называемой методикой дрессировки. Она включает в себя совокупность методов и приемов, применяемых в подго­товке собак той или иной службы, в том числе методику выработ­ки условных рефлексов.

Методикой выработки условных рефлексов называется система сочетаний и упражнений в определенном режиме работы с учетом индивидуальных особенностей собаки. При дрессировке служебных собак методика выработки условных рефлексов несколько отличается от Павловской методики.

Во-первых, для выработки условных рефлексов используются готовые поведен­ческие реакции различной сложности.

Во-вторых, выработка условных рефлексов усложняется созданием различных условий и большим разнообразием применяемых раздражителей в целях формирования у собаки стойких динамических навыков.

В-третьих, необходимость быстроты формирования навыков и безотказности их проявления обязывает включать дополнитель­ные факторы активизации и стимулирования, называемые под­креплениями.

Составными частями и основными положениями методики выработки условных рефлексов при дрессировке служебных собак являются:

определение и практическое применение оптимальной системы сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке первоначального условного рефлекса;

определение и практическое применение рациональной системы упражнений для формирования навыка;

выбор и умелое применение различных способов подкреп­ления сочетаний условного раздражителя с безусловным и образовавшихся условных рефлексов;

определение режима работы по времени и силе рабочей нагрузки в целях выработки у собаки рабочего состояния, соответствующего рабочему режиму при использовании собаки на службе.

Методика выработки условных рефлексов при дрессировке собак предусматривает обязательное выполнение условий, необходимых для образования условного рефлекса: определе­ние системы сочетаний, упражнений, способов подкреплений, режима работы и отдыха по трем стадиям, контроль за образова­нием первоначального условного рефлекса и правильным форми­рованием навыка. При выработке условных рефлексов учиты­ваются взаимосвязи условных рефлексов в сложных навыках и особенности их формирования под влиянием раздражителей из окружающей среды.

Система сочетаний. Сочетанием в дрессировке называется применение условного и безусловного раздражителей в целях выработки условного рефлекса. Например, команда. «Рядом» сочетается с рывком поводка, принуждающим собаку принять правильное положение около дрессировщика, или команда «Ко мне» с показом ей лакомства, а команда «Фасс»— с хваткой собаки за рукав в момент нанесения ей удара. Способы безуслов­ного воздействия на собаку могут быть различными. Их назна­чение — обеспечить выполнение собакой нужного действия (реакции).

Таким образом, путем сочетания сигнала дрессировщика с ответным действием собаки на безусловный раздражитель образуется условный рефлекс. Одноразовые сочетания не вызы­вают образования условных рефлексов, тем более навыков, необходимых в применении собаки на службе. Условный рефлекс средней сложности образуется через 30—40 сочетаний. Однако беспрерывное повторение большого количества сочета­ний не ускоряет, а тормозит образование первоначального условного рефлекса. Возникает необходимость определения оптимального количества сочетаний для выработки каждого вида условного рефлекса с учетом активности и заинтересованной работы собаки. Системой сочетаний в определенном режиме достигается выработка первоначального условного рефлекса, который упрочняется до навыка с помощью многократного повторения комплексных упражнений.

Система упражнений. Упражнением в дрессировке называется выполнение группы сочетаний в целях выработки, упрочения первоначального условного рефлекса и формирования из него навыка. Количество сочетаний в упражнении устанавливается опытным путем для каждого навыка в отдельности. После каждого упражнения собаке дается небольшой отдых по команде «Гуляй». Исходными данными для последующих упражнений считается такое количество сочетаний в одном упражнении, при которых собака не теряет активности и сохраняет заинтере­сованность в продолжении работы.

В зависимости от вида вырабатываемого навыка и способов применения раздражителей в одном упражнении может быть от 1 до 10 сочетаний. Например, в упражнениях при выработке у собаки навыка хождения рядом с дрессировщиком применяется 7 и более сочетаний. При отработке приемов приучения собаки стоять, ложиться, садиться и других — не более 3—5 сочетаний в одном упражнении. Для развития злобы у собаки или приучения ее к задержанию убегающего помощника по команде «Фасс» достаточно одного сочетания. Такое же методическое правило соблюдается в упражнениях при выборке вещей, человека, следа.

Продолжительность каждого упражнения определяется не только количеством сочетаний, но и сложностью вырабатывае­мого навыка. Упражнение может состоять из одной группы одинаковых или разнородных сочетаний. В первом случае упражнение называется простым, во втором — сложным или комплексным. Первоначальные условные рефлексы вырабаты­ваются и закрепляются, как правило, системой простых упражне­ний. По мере формирования навыков в дрессировке применяют системы комплексных упражнений, включая комбинации посадки, укладки, стояния, переползания, подзыва к дрессировщику и предоставления свободного состояния в различных вариациях.

Система упражнений предусматривает продолжительность интервалов во времени между сочетаниями и упражнениями.

В начале выработки условного рефлекса сочетания рекомендуется повторять через 3—5 минут, чтобы они не повлияли друг на друга. Количество сочетаний в одном упражнении не более 2—3. С первыми признаками начала образования условного рефлекса количество сочетаний в упражнении постепенно увеличивается, а интервалы во времени между ними уменьшают­ся.

Между упражнениями определяются интервалы для отдыха собаки по 5—10 минут. В связи с этим для работы с собакой определяется режим по времени и силе рабочей нагрузки. Подкреплением называется, с одной стороны, применение безусловного раздражителя после сигнального раздражителя (команды) с целью заставить, принудить собаку выполнить нужное действие, с другой — поощрение за правильное ответное действие на раздражители. В практике чаще пользуются понятием подкрепление в смысле поощрения, стимулирования условно-рефлекторной деятельности собаки.

Различают следующие виды стимулирующего подкрепления: безусловное — пищевое (лакомство), механическое (поглажива­ние) и условное — слово «Хорошо» в ласковой одобрительной интонации. Например, сочетание команды «Рядом» с рывком по­водка подкрепляется дачей лакомства и поглаживанием. Такие же подкрепления делаются при выработке многих условных реф­лексов.

Подкрепление сочетаний значительно ускоряет процесс образования первоначального условного рефлекса. Но более важное значение имеет подкрепление при формировании навыка, когда только что образовавшийся условный рефлекс легко тормозится и быстро угасает. Подкрепление ведет к вовлечению дополнительных мозговых механизмов, которые оказывают стабилизирующее влияние на процесс формирования условного рефлекса в навык, тем самым, ускоряя процесс дрессировки. В практике дрессировки собак применяют различные виды подкреплений, действие которых должно возбуждать нервную систему, вызывать приятные ощущения и соответствующие эмоции. Эмоциональное напряжение снимает пассивность собаки, вызванную механическими воздействиями, и способствует ускорению замыкания условно-рефлекторных связей в коре головного мозга.

В дрессировке собак может применяться полное (100 %-ное) и частичное (75 %-, 50 %-, 33 %- и 25 %-ное) подкрепление. Замечено, что при 100 %-ном подкреплении сочетаний первона­чальные условные рефлексы образуются в 2—3 раза быстрее и отличаются устойчивостью к торможению, но легко угасают при последующей отмене подкреплений.

Дальнейшее упрочение условного рефлекса до навыка осуществляется различными вариантами подкреплений в зависи­мости от стадии образования условного рефлекса (навыка) Систему подкреплений определяет руководитель занятий в зависимости от вида навыка и индивидуальности собаки.

Режим работы с собакой. Рабочий режим в дрессировке необходим для того, чтобы приучить собаку продолжительное время находиться в рабочем состоянии. Это достигается постепенным увеличением количества разнообразных упражне­ний, увеличением рабочей нагрузки и длительности каждого упражнения при постепенном сокращении времени для отдыха.

В начале дрессировки продолжительность рабочего состояния не должна превышать 10—15 минут, а в дальнейшем она постепенно увеличивается. Параллельно с увеличением времени нахождения собаки в рабочем состоянии возрастает рабочая нагрузка. Она включает постепенное увеличение физической нагрузки на собаку, введение условий, затрудняющих ее работу, а также использование различной обстановки.

Рабочая нагрузка в конце курса дрессировки собаки должна доводиться до рабочего режима, применяемого на службе, распределение рабочего режима по периодам определяется методикой дрессировки служебных собак.

Образование условных рефлексов (навыков) контролируется как самим дрессировщиком, так и руководителем занятий. Дрессировщик, зная особенности поведения своей собаки, проверяет правильность выбора и применения раздражителей при ее дрессировке. Чтобы сохранить у собаки заинтересован­ность в работе и обеспечить быстрое образование условных рефлексов и формирование навыков, он следит за активностью собаки при отработке упражнений и в случае необходимости меняет режим работы, способы применения раздражителей. Системой проверок дрессировщик выявляет оптимальное коли­чество сочетаний в одном упражнении по каждому навыку и делает выводы для определения режима дальнейшей работы с собакой.

Руководитель занятий внимательно следит за правильным выполнением техники дрессировки, скоростью образования первоначальных условных рефлексов и формированием навыков. Анализируя действия дрессировщика и поведение собаки, руководитель выявляет допускаемые им ошибки и образующиеся у собаки нежелательные связи, делает выводы о типе высшей нервной деятельности и дает заключение о ее пригодности к дальнейшей дрессировке. Наиболее трудно вырабатываются первые условные рефлексы. С началом образования первых навыков у собаки другие условные рефлексы образовываются легче и быстрее. К тому же у дрессировщика появляется опыт Дрессировки и умение управлять поведением собаки.

Путем повседневного наблюдения и системой контрольных проверок руководитель занятий отмечает начало и завершение формирования каждого навыка по стадиям у дрессируемых собак.

НАВЫКИ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Навыком называется условный рефлекс, доведенный до авто­матического и безотказного выполнения собакой. При дрессиров­ке навык формируется постепенно с закономерной последова­тельностью по трем стадиям.

Первая стадия — выработка первоначального условного рефлекса на сигналы дрессировщика. Достигается системой выполнения одиночных сочетаний условных и безусловных раздражителей, подкрепляемых различными способами. Продол­жительность первой стадии 3—10 дней. Она включает от 3 до 7 занятий, где ежедневно отрабатывается не более 5—20 сочетаний в зависимости от сложности выполняемых собакой действий и скорости образования первоначального условного рефлекса.

На первых занятиях сочетания повторяются примерно через 3—5 минут. Каждое сочетание подкрепляется дачей лакомства или поглаживанием, похлопыванием собаки. Лакомством обяза­тельно подкрепляются те сочетания, в которых ответное действие собаки было вызвано путем пищевого побуждения. Если лакомство отвлекает и мешает образованию первоначального условного рефлекса, то такие сочетания рекомендуется под­креплять поглаживанием, похлопыванием, а лакомство давать периодически. После каждого сочетания и подкрепления его поощрением собака растормаживается предоставлением ей свободного состояния.

На последующих занятиях промежутки между сочетаниями уменьшаются до 1—2 минут, а при наличии признаков начала образования условного рефлекса вводится система упражнений. Подкрепление сочетаний осуществляется различными способами: или дачей лакомства, или поглаживанием, похлопыванием с последующей дачей лакомства. Поощрительное слово «Хоро­шо» в начальном периоде подготовки собак не будет иметь своего поощрительного воздействия, потому что условное поощрение вырабатывается постепенно в ходе дрессировки.

Контрольные проверки процесса образования условного рефлекса проводятся через 10, 20, 30 и 40 сочетаний. Показате­лем образования первоначального условного рефлекса у собаки является проявление его без применения безусловного воздейст­вия. Когда условный рефлекс образовался, то он проявляется активно на сигнал дрессировщика при отсутствии отвлекающих раздражителей. Если собака сопротивляется или у нее проявляет­ся противоположная реакция на действия дрессировщика, необходимо подобрать другой безусловный раздражитель или изменить способы его применения. Неправильно выполненные собакой действия не подкрепляются поощрением.

Вторая стадия — усложнение первоначального условного рефлекса до навыка. Это достигается применением сочетатель­ной и условно-рефлекторной системы упражнений. В зависимости от сложности навыка продолжительность второй стадии может быть от 1 до 2 месяцев. Выработка навыка средней сложности включает 3—5 занятий в неделю по 2—5 упражнений на каждом занятии. Расчеты делаются с учетом последовательного введения и параллельной выработки на занятии по дрессировке собаки нескольких условных рефлексов и различных навыков. Простые навыки вырабатываются системой несложных упражнений или включаются в комплексную выработку сложного навыка.

Первоначальный условный рефлекс помимо упрочения его повторением упражнений, усложняется постепенным наращива­нием новых условно-рефлекторных связей и отработкой согла­сованного взаимодействия двигательных актов с различными видами торможения и растормаживания. Для формирования целостного навыка постепенно вводится выдержка и другие тормозные рефлексы. Сложные навыки формируются из отдель­но выработанных простых навыков путем объединения их в один сложный. Например, навык подноски предметов сначала фор­мируется из нескольких простых навыков, а потом комплексируется с обыском местности или работой по следу. Для формиро­вания и стабилизации навыка применяется в основном условно-рефлекторная система упражнений, т. е. условный рефлекс закрепляется путем нескольких его повторений в одном упражнении.

Первоначальные сочетания применяют в случаях ослабления или угасания образовавшегося условного рефлекса, при действии на собаку новых условий и отвлекающих раздражителей, при выработке выдержки или других тормозных рефлексов.

Подкрепление, как одиночных сочетаний, так и всех условно-рефлекторных проявлений на сигналы дрессировщика осущест­вляется в комплексе с поощрительным словом «Хорошо», поглаживанием, похлопыванием и дачей лакомства. С началом образования навыка допускаются частичные подкрепления условными и безусловными поощрениями. Варианты безусловных подкреплений могут быть различные: 75-, 50-, 33-, 25 %-ной вероятности. Поощрительное слово «Хорошо» и другие подкрепления применяются во всех случаях правильных ответных действий собаки.

Слабо проявляющийся одиночный условный рефлекс в слож­ном навыке вырабатывается вначале отдельным упражнением, а потом закрепляется системой условно-рефлекторных упражне­ний и только после этого вводится в комплекс упражнений по формированию сложного навыка. Продолжительность нахож­дения собаки в рабочем состоянии достигается в системе отработки комплексных упражнений путем постепенного увели­чения времени непрерывной работы с собакой до 20, 30, 40, 50 минут. Отдых между упражнениями 10—15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до 4 часов.

Условия окружающей среды меняются в пределах равноз начности, чтобы не тормозить образование навыка и не вырабо­тать стереотип навыка на однообразные условия обстановки В конце стадии собаку приучают к управлению командой и жестом на расстоянии до 12—15 метров от дрессировщика Одновременно в каждом навыке вырабатывается условный рефлекс на интонацию и силу голоса, вводятся сильные звуковые раздражители.

Контрольные проверки процесса образования навыка прово­дятся через каждые 10 упражнений и в конце второй стадии Показатель начала образования у собаки навыка — проявление условного рефлекса на команду или жест дрессировщика при наличии одиночных отвлекающих раздражителей, действующих из окружающей среды. Навык считается сформированным, если собака активно и четко выполняет все его элементы при действии комплекса отвлекающих раздражителей из окружающей среды. Третья стадия — совершенствование навыка до безотказного выполнения в сложных условиях. Оно проводится последователь­ным введением в систему упражнений различных усложнений, определяемых содержанием приема дрессировки. В зависимости от сложности навыка и важности его в системе подготовки служебных собак продолжительность третьей стадии может быть от 1, 5 до 2 месяцев, В этот период вырабатывается много навыков, предусмотренных курсом дрессировки. Поэтому совершенствование любого навыка необходимо проводить с учетом его взаимосвязи с другими навыками и конечной целью служебного назначения собаки. Во всех случаях навык должен активно проявляться в самых сложных условиях. Занятия пла­нируются и проводятся в различное время суток, при различной погоде, на самой разнообразной местности, в обстановке, приближенной к реальным условиям предстоящей службы.

Безотказность навыка достигается системой комплексных упражнений различных вариантов сложности. Основой выработки сложного навыка является условно-рефлекторная система упражнений. В необходимых случаях применяются одиночные сочетания: при действии на собаку сильных отвлекающих раздражителей, при выработке сильного условного рефлекса на сильный раздражитель, при выработке условных рефлексов на различные интонации голоса дрессировщика, для обеспечения проявления навыка при различных физиологических состояниях собаки (голод, жажда, утомление, вялость) и во всех случаях ослабления признаков проявления навыка.

Поощрительные подкрепления осуществляются различными способами, но главным образом словом «Хорошо» с одобри­тельной интонацией, а также периодической дачей лакомства или поглаживанием собаки. Угрожающая интонация подаваемой команды подкрепляется соответствующими сильными безуслов­ными воздействиями на собаку.

Режим работы по совершенствованию навыка устанавливается исходя из требований предстоящей рабочей нагрузки на службе. Продолжительность занятий планируется до 5—6 часов. Нахож­дение собаки в рабочем состоянии постепенно увеличивается от 1 до 3 часов. Перерывы для отдыха собаки предоставляются через 40—50 минут работы. Выдержка в навыке должна быть разнообразной от 3 до 30 минут. Ежедневно отрабатывается управление собакой без поводка на различных расстояниях от дрессировщика.

Контрольные проверки делаются через каждые 10 дней занятий и в конце третьей стадии. Выработка навыка считается завершенной, если он активно проявляется в сложной обстановке по первой команде или жесту, подаваемым дрессировщиком на расстоянии до 30 метров от собаки.

Глава 9 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.