Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алхимический символизм






 

В алхимии есть три символические субстанции: ртуть, сера и соль. К ним был добавлен четвертый таинственный источник жизни по имени азот (Azoth). Касательно трех первых субстанций фон Веллинг писал: «Есть три основные химические субстанции, называемые философами солью, серой и ртутью, но которые никоим образом нельзя путать с обычными солью, серой и ртутью, добытыми из земли или купленными у аптекаря. Все эти три субстанции имеют тройственную природу, потому что в каждой из них, как гласит тайное учение мудрец0в, содержатся остальные две субстанции. Тело соли, следовательно, состоит из соли, ртути и серы, но при этом соль доминирует. Подобным же образом ртуть состоит из соли, ртути и серы с доминированием ртути. То же относится к сере. Эти девять сущностей – три, умноженное на три, – плюс азот (таинственная универсальная жизненная сила) образуют число 10, священную декаду Пифагора. Относительно природы азота существуют противоречивые мнения. Некоторые считают его невидимым вечным огнем, другие – электричеством, а третьи наделяют его магнитными свойствами. Трансценденталисты говорят о нем как об астральном свете.

Вселенная окружена сферой звезд. За ней находится сфера Шамаим, сфера божественной огненной воды, первого истока Слова Бога, пламенеющей реки, вытекающей из вечности. Шамаим, огненная андрогинная вода, разделяется. Огонь становится солнечным огнем, а вода становится лунной водой. Шамаим есть универсальная ртуть, иногда называемая азотом, неизмеримый дух жизни. Духовный огонь первоначальной воды – Шамаим – проходит через Эдем (в переводе с иврита – пар) и становится четырьмя реками (элементами). Объединенные потоки образуют реку живой воды – азот (огненная ртутная сущность), которая вытекает из трона Бога и Агнца. В этом Эдеме (паровая или туманная сущность) есть духовная земля (непостижимая и неощущаемая), или же пыль Афар, из которой Бог сделал Adam min Haadomah, духовное тело человека, которое должно иногда открываться».

В другом месте фон Веллинг говорит, что материальная вселенная возникла, когда Люцифер, пытаясь совершить космический алхимический эксперимент, неправильно использовал Шамаим, или божественный огонь. Для того чтобы восстановить Шамаим, извращенный Люцифером, и была образована эта вселенная как средство освобождения ее от темного облака, внутри которого она была заключена из‑ за ошибки Люцифера. Эти утверждения явно свидетельствуют о том, что ранние философы видели в Библии книгу химических и алхимических формул. Это обстоятельство следует всегда иметь в виду. Горе тому исследователю, который понимает бессвязные аллегории алхимиков буквально. Такой человек никогда не сможет войти в священное обиталище истины. Элиас Эшмоул в своем труде «Химический Театр Британии» таким образом описывает методы, используемые алхимиками для сокрытия своих истинных доктрин: «Их главнейшим занятием было облачение секретов в одеяния притч, и прядут они свои фантазии в тени, чьи лучи идут во все стороны и все же встречаются в общем центре, и указывают на одну вещь».

Тот факт, что Священное Писание содержит скрытое знание, если его рассматривать аллегорически, ясно демонстрируется притчей о царе Соломоне, его женах, наложницах и девах, опубликованной в «Основных фигурах розенкрейцеров» Уолтона в 1785 году. Д‑ р Хартманн, который перевел часть этой книги на английский язык, говорил, что жены Соломона представляли искусство, наложницы – науки, девы – еще не открытые секреты природы. По приказу царя девы должны были снять свои покрывала, что означало, что посредством мудрости (Соломон) мистические искусства вынуждены были открыть свои скрытые части философу, в то время как непосвященным видны только внешние одежды (такова мистерия покрывала Исиды).

 

Из книги Валентина «Последнее завещание и Ветхий Завет»

ТАБЛИЦА СРЕДНЕВЕКОВЫХ АЛХИМИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ

Герметисты использовали любопытные символы, показанные в этой редкой таблице, для того чтобы представить различные химические элементы и алхимические процессы. Полное значение этих странных знаков и букв никогда не было раскрыто, и знаки эти скрывали в своих собственных формах оккультные секреты о духовной природе металлов и элементов, которые представлены знаками.

В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур, такие как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке. Иногда этот металл символизировался солнечным кругом и лучами, исходящими от него. Серебро персонифицировалось в виде женщины, которую они именовали королевой. Она не носила короны, но часто стояла на полумесяце в позе Мадонны. Ртуть (Меркурий) символизировалась юношей с крыльями, часто с двумя головами, часто с жезлом, именуемым кадуцеем. Свинец символизировался стариком с палкой в руке, железо – солдатом в латах. Азотной кислоте было Дано странное название «Живот Устрицы», а завершение Большой Работы символизировалось фениксом, сидящим в гнезде из огня. Соединение элементов символизировалось женитьбой, процесс разложения – черепом, сурьма – драконом.

Алхимик должен вести свою работу одновременно в четырех мирах, если он хочет свершить Большую Работу. Таблица, показывающая аналогии трех принципов в четырех мирах, может прояснить соотношения между ними. Ранние мастера искусства алхимического символизма не стандартизировали термины и символы. Поэтому для раскрытия их загадочных утверждений требуется серьезное знакомство с предметом, соединенное с добротной интуицией. Третья и четвертая рубрики таблицы имеют альтернативные прочтения, возникающие из‑ за того, что некоторые авторы не проводили ясного различия между духом (spirit) и душой (soul). Согласно Священному Писанию дух нерушим, а душа смертна. Ясно, что они не являются синонимами. Ведь ясно утверждается, что «душа согрешившая умрет», а «дух возвратится к Богу». А вот сама таблица:

Тройные силы в четырех мирах

 

Альтернативные прочтения в пунктах 3 и 4 таковы:

 

Парацельс вслед за Аристотелем принял другое построение, в котором три фазы триединого бога опущены. Он комбинирует только второй, третий и четвертый миры:

 

Однако главное тут ясно: алхимические философы использовали символы соли, серы и ртути для представления не только химических элементов, но и для духовных и невидимых принципов Бога, человека и вселенной. Три субстанции (соль, сера и ртуть), существующие в четырех мирах, как показано в таблице, в сумме дают число 12. Поскольку 12 является основанием Большой Работы, в Откровении это число названо двенадцатью камнями в основании Священного Города. В том же самом русле Пифагор утверждал, что додекаэдр, двадцатигранное симметричное геометрическое тело, был основанием вселенной. А не могло ли быть связи между этим таинственным числом, а именно тройки, умноженной на четверку, и четырьмя частями трех, которые в легенде третьей степени масонства указывают на четыре положения херувима, создания, составленного из четырех частей?

Следующая таблица показывает направления, по которым группы из трех (соль, сера и ртуть) шли на поиски Хирама (Chiram):

 

Еще одна таблица должна представлять интерес для исследователя масонства: она показывает соотношение между тремя субстанциями: солью, серой и ртутью – и определенными символами, используемыми масонами. Эта таблица также имеет альтернативное прочтение, основанное на философских принципах, которые трудно, если это вообще возможно, разделить на хронологические порядки.

 

Альтернативное прочтение второй строчки таблицы таково:

 

Алхимия является продолжением универсальной мистерии. Ведь умерли на кресте Иисус, Хирам на западных воротах храма, Орфей на берегах реки Гебр и Осирис в гробу, приготовленном Тифоном. Точно так же в алхимии, пока не умрут элементы, работа не может быть завершена. Стадии этого алхимического процесса могут быть прослежены в жизни и деятельности практически всех мировых спасителей и учителей человечества, а также в мифологии многих народов. Ведь сказано в Библии, что «пока человек не родится вновь, не видать ему Царства Божия». А в алхимии провозглашается, что без разложения Большая Работа не может быть выполнена. Что умирает на кресте, что хоронится в гробницах мистерий, и что умирает в ретортах и становится черным при разложении? И что происходит в природе человека, если он может восстать снова, подобно фениксу, из своего пепла (caput mortuum)?

Раствор в алхимической реторте, если его держать на огне достаточно долгое время, обращается в красный эликсир, который называется универсальным лекарством. Он напоминает огненную воду и светится во тьме. В ходе процесса он принимает разные цвета, из‑ за чего называется павлином. Если увеличение его силы зайдет слишком далеко, реторта с ним взорвется и вещество превратится в пыль. Это часто случается, и в этом состоит большая опасность при приготовлении из металлов лекарств для людей. Если раствор получился слишком сильным, он будет просачиваться через стекло, и никак невозможно будет удержать его. Причина заключается в том, что это больше не субстанция, а божественная сущность всепроникающей силы Божества. Когда он правильно приготовлен, этот универсальный растворитель в жидкой форме будет растворять все металлы. В этом высоком состоянии универсальная соль является жидким огнем. Эта соль растворяет определенное количество любого металла и проходит через последовательные стадии приготовления, в результате чего становится лекарством для превращения низших металлов.

«Истинный путь природы» Гермеса Трисмегиста, описанный истинным масоном I.C.H., так говорит об опасности усиления раствора: «Но это умножение не может продолжаться бесконечно и достигает завершения на девятом цикле. Когда смесь прогоняется через весь процесс девять раз, она больше не может быть подвергнута дальнейшему разделению. Потому что при дальнейшем нагревании она проходит через стекло, подобно маслу через бумагу».

Нет никакого единообразия в терминологии при классификации процессов, через которые проходят химические элементы при приготовлении герметических лекарств. Если в «Истинном пути природы» отмечено семь стадий, то в «Словаре герметических искусств» отмечено двенадцать. Эти двенадцать стадий связаны со знаками зодиака весьма любопытным образом.

 

Эта таблица открывает большой простор для спекуляций, которые, если их совершать с умом, могут принести большую пользу. Эти двенадцать шагов, ведущие к завершению Большой Работы, напоминают двенадцать степеней древних розенкрейцеровских мистерий. До некоторой степени розенкрейцерство было химически облачено в теологические одежды и алхимически – в философские. Согласно мистериям, человек получает искупление в результате его прохождения через Двенадцать обителей неба. Двенадцать процессов, посредством которых может быть открыта «секретная сущность», напоминают о двенадцати сотоварищах‑ ремесленниках, которые были посланы искать убитого строителя вселенной, универсального Меркурия.

Согласно Соломону Трисмосину, стадии, которые материя должна пройди для достижения совершенства, разделяются на двадцать две части, каждая из которых представлена соответствующим рисунком. Есть важная связь между двадцатью двумя эмблемами Трисмосина, двадцатью двумя главными картами Таро и двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Эти таинственные карты Таро сами по себе являются алхимической формулой, если их правильно интерпретировать. Приводя доказательства утверждений средневековых философов о том, что царь Соломон был мастером алхимии, д‑ р Франц Хартманн заметил, что неверно понятая многими и ставшая объектом многочисленных злоупотреблений «Песнь Песней» является на самом деле алхимической формулой.

Исследователь натуральной философии незамедлительно поймет, что «черная дщерь Иерусалима» – не человек, а материал, священный для мудрецов. Д‑ р Хартманн пишет: «“Песнь Песней” Соломона в Ветхом Завете есть описание процессов в алхимии».

Малая частица философского камня, брошенная на поверхность воды, согласно фон Веллин1у, начнет процесс воссоздания в миниатюре всей истории вселенной, потому что вещество, подобно духам Элохим, движется по поверхности вод. В соответствии с утверждениями философов, миниатюрная вселенная на самом деле восстает из вод и плавает в воздухе, где она проходит процесс космического развития и наконец снова рассыпается в пыль. Возможно не только приготавливать лекарства для металлов: возможно также приготавливать настойки для минералов, посредством которых куски гранита и мрамора можно превращать в драгоценные камни. Кроме того, камни низкого качества можно превращать в камни высокого качества. Как справедливо заметил один из великих алхимиков, поиск человеком золота часто приводит к неверным поступкам, потому что при этом алхимический процесс неправильно понимается как всецело материальный. Люди не понимают, что философское золото, философский камень, философское лекарство существуют в каждом из четырех возможных миров, и что эксперимент не может быть завершен до тех пор, пока он не будет проведен во всех этих мирах по одной формуле. Больше того, одна из составляющих частей алхимической формулы существует только внутри природы самого человека, и без нее химические субстанции не соединятся, и даже если алхимик проведет всю свою жизнь в химических экспериментах, без этой составляющей он не придет к желаемому результату. Главная причина того, почему ученые‑ материалисты не могут повторить достижений средневековых алхимиков, повторяя каждый шаг их точно и аккуратно, состоит в том, что неуловимый элемент, который исходит от природы просвещенного и возрожденного алхимического философа, в их экспериментах отсутствует.

По этому поводу д‑ р Франц Хартманн в сноске к своим переводам извлечений из Парацельса ясно выражает мнение современного исследователя алхимической мудрости: «Я хотел бы предупредить читателя, который склонен следовать алхимическим предписаниям, не делать этого, если он не является сам алхимиком, потому что, как я знаю из личного опыта, эти предписания не только аллегорически, но и буквально истинны, и если не иметь необходимой квалификации, это будет тратой времени и денег. Человек, который хочет стать алхимиком, должен иметь в себе “магнезию”, что означает магическую силу, которая притягивает и “сгущает” невидимые астральные элементы».

При рассмотрении формул на следующих страницах нужно понимать, что никто не может успешно провести эксперимент, если сам не является магом. Если два человека, инициированный и непросвещенный в высшем искусстве, начинают работать, пусть даже рядом, используя одни и те же приборы, вещества и способы действия, то инициированный сможет получить свое «золото», а непросвещенный – нет. До тех пор, пока более высокая алхимия не свершится сперва в душе человека, он не сможет выполнить меньшую алхимию в реторте. Это нерушимое правило, хотя оно искусно скрыто в аллегориях и эмблемах герметической философии. До тех пор, пока человек не «родится вновь», он не сможет завершить Большую Работу, и если исследователь алхимических формул будет помнить об этом, это избавит его от печали и разочарований. Говорить о той части мистерии, где речь шла о секретном жизненном принципе внутри действительной природы человека, запрещено. Мастера искусства считали, что каждый сам для себя открывает истины, и неверно было бы говорить об этом более пространно.

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АЛХИМИИ (ЧАСТЬ II)

 

Все философы естественных или герметических наук начинают свои труды молитвой верховному алхимику вселенной, мольбой о помощи в свершении Большой Работы. Молитва, текст которой следует ниже, записанная неизвестным адептом в немецкой провинции в прошлом веке, весьма характерна в этом отношении:

 

О Святая и Святейшая Троица, Твое неразделенное и тройственное Единство! Позволь мне погрузиться в глубины Твоего безграничного вечного Огня, потому что только в этом Огне смертная природа человека может превратиться в смиренный прах, а новое тело из соединения солей находится в свете. О, расплавь меня и преврати меня в этом Твоем Священном Огне, чтобы однажды по Твоей команде огненные воды Святого Духа вытянули меня из мрачного праха, дав мне рождение и оживив меня Своим дыханием. Пусть буду я возвышен через смиренное унижение Твоего Сына, восстав с Его помощью из пыли и праха и превратившись в чисто духовное тело цветов радуги, как в прозрачное кристальное райское золото, чтобы моя природа могла быть искуплена и очищена, подобно элементам в ретортах, которые находятся передо мной. Раствори меня в водах жизни, как если бы я был в винном погребе вечного Соломона. Здесь огонь Твоей любви примет новое топливо и запылает столь ярко, что ничто не сможет потушить его. С помощью этого божественного огня я, возможно, удостоюсь быть названным среди просвещенных праведников. Может, я буду тогда скреплен со светом нового мира, смогу получить бессмертие и славу, где не будет больше смены света и тьмы.

Аминь.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.