Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кнут и пряник






 

Чтобы заставить свою команду работать должным образом, Джобс использовал и кнут, и пряник. Он не признает компромиссов и требует, чтобы работа отвечала высочайшим стандартам. Иногда он настаивает на чем-то, что кажется невозможным, так как уверен, что даже самые трудные проблемы разрешимы. Дар убеждения Джобса произвел впечатление на Джона Скалли. Он писал: «Стив предъявлял очень высокие требования и вдохновлял сотрудников на работу с полной отдачей, так что они сами потом удивлялись достигнутым результатам. У него прекрасное чутье на то, как выжать из людей все лучшее, на что они способны. Он льстит им, признаваясь в собственной несовершенности, он давит на них, пока они не принимают его бескомпромиссную этику, он играет на их гордости или поет им дифирамбы».

Скалли описывает, как «своеобразно» Джобс отмечает достижения. Завершение каких-то важных этапов работы часто отмечают шампанским, кроме того, Джобс часто устраивает экскурсионные поездки в музеи или на выставки, а также щедрые разгульные вечеринки в дорогих заведениях. Чтобы отметить Рождество в 1983 году, Джобс организовал вечеринку в смокингах в церемониальном зале роскошного отеля «Сент-Франсис» в Сан-Франциско. Сотрудники всю ночь танцевали вальсы Штрауса под аккомпанемент симфонического оркестра Сан-Франциско. Джобс настоял на том, чтобы все расписались на внутренней части корпуса «Макинтош», как это делают художники, подписывающие свои работы. Когда «Мак» был закончен, Джобс подарил каждому по компьютеру с персональной табличкой. В последние годы он распространил свою щедрость на всю компанию, во всяком случае, на штатных сотрудников. Он подарил всем работникам айпод-шаффл, а в 2007 году все 21 600 штатных сотрудников получили айфон.

Но Джобс может быть крайне жестким и грубым. У него не задержится назвать чью-то работу дерьмом и в гневе швырнуть ее в лицо «бракоделу». Как сказал Скалли: «Меня удивляло его поведение, даже когда критика была справедливой. Он постоянно заставляет сотрудников поднимать свою личную планку. Люди добиваются такого, о чем никогда и не помышляли, причем только благодаря тому, что Стив постоянно стремится поддерживать мотивацию и быть харизматичным. Он заставляет сотрудников восхищаться своей работой, чувствовать себя великими. Но с другой стороны, он безжалостно критикует их работу, пока результат не будет с его точки зрения удовлетворительным».

 

«Великий и ужасный»

 

По мнению стэнфордского социопсихолога Родерика Крамера, Джобс относится к «великим и ужасным» бизнес-лидерам. Согласно этому эксперту, такие руководители запугивают подчиненных, но являются чем-то большим, чем просто офисные тираны. Они похожи на «строгих отцов», внушающих и страх, и желание угождать им. Примерами таких лидеров являются глава компании «Мирамакс» Харви Вайнтсайна, руководитель «Хьюлетт-Паккард» Карли Фиорину и экс-министр обороны США Роберт Макнамара (занимавший этот пост во время Вьетнамской войны). Как правило, «великие и ужасные» тяготеют к отраслям, связанным с высокими рисками и большой отдачей. Это прежде всего Голливуд, технологии, финансы и политика.

В большинстве руководств по менеджменту, вышедших за последние двадцать пять лет, делается акцент на сочувствии и милосердии. Они советуют осуществлять руководство, основываясь на доброте и взаимопонимании. Мало кто пишет о том, что для получения требуемых результатов следует «драть сотрудников плеткой». Но как сказал Ричард Никсон: «Люди оперативнее реагируют на страх, а не на любовь — этому не учат в воскресной школе, но это так».

Как и другие тираны, Джобс очень волевой человек. Он и давит, и ублажает, причем довольно бесцеремонно. Он без колебаний использует «грубую силу», чтобы внушить страх и заставить выполнить работу. Такой стиль управления очень эффективен в кризисных ситуациях, когда компания переживает трудные времена и требуется властный руководитель, способный взять на себя управление. Но как показал Джобс, это так же эффективно и при быстром выведении продукта на рынок. Крамер обнаружил, что многие бизнес-лидеры стремятся к такой власти. Да, они могут относиться к работникам справедливо и с пониманием, но время от времени не прочь дать им пинка, чтобы те «вертелись» более активно.

Джобс часто раздавал тумаки и переступал черту, особенно когда был моложе. По словам Лари Тесслера, бывшего ведущего научного консультанта «Эппл», Джобс в равной степени вызывал страх и уважение. Когда в 1985 году он ушел из компании, сотрудники испытывали по этому поводу смешанные чувства. Как говорит Тесслер: «Стив Джобс, так или иначе, терроризировал всех и каждого, и с его уходом все ощутили определенное облегчение. С другой стороны, думаю, все эти люди очень уважали Джобса, и мы беспокоились о том, что же будет с компанией с уходом ее основателя, без его прозорливости и харизмы».

Иногда это было просто шоу. Джобс устраивал кому-то публичный разнос, чтобы произвести впечатление на остальных. Генерал Джордж С. Патон ставил себе «генеральское лицо» перед зеркалом. Предприниматель Регги Льюис тоже тренировался перед зеркалом, чтобы выработать нужную мимику для ведения переговоров. Как пишет Крамер, политики часто используют напускной гнев.

Джобс обладает большой политической мудростью или, как это определяет Крамер, «ярко выраженным менталитетом руководителя». Джобс очень хороший психолог. Он оценивает людей с холодной рассудительностью, чтобы выбрать подходящий инструмент воздействия. При приеме на работу он практиковал уже опробованные «голливудские приемчики», позаимствованные у известного кастингового агента Майка Овитца, создателя «Креатив артистс эдженси». Овитц устраивал собеседование днем, в ходе разговора постоянно звонил секретарше и давал ценные указания. Он специально постоянно прерывал разговор, чтобы посмотреть, как на это отреагирует кандидат, стремился держать собеседника в напряжении, чтобы проверить, как тот справится с ситуацией. Джобс, собственно, делал то же самое. Он признается: «Я часто намеренно расстраивал собеседника, например, критиковал его прежнюю работу, спрашивал, чем кандидат занимался раньше, и говорил: „Это же оказалось ерундой, это был бесперспективный продукт. Зачем вы над ним работали? “ Я хотел посмотреть, как человек поведет себя под давлением — просто замкнется или покажет, что верит в себя и гордится тем, что сделал».

Одна кадровая сотрудница высшего звена из фирмы «Сан» описала в интервью журналу «Апсайд» разговор с Джобсом. Прежде чем до него добраться, она более десяти недель беседовала с разными высшими чинами «Эппл». Джобс сразу поставил ее в затруднительное положение, заявив, что ее опыт им не подходит. «Сан» — хорошая фирма, но это не «Эппл». Он заявил, что ее следовало бы исключить из списка кандидатов с самого начала.

Затем Джобс спросил у кандидатки, есть ли у нее вопросы, и она спросила о корпоративной стратегии. Джобс ответил, что они раскрывают стратегию только по мере надобности. Она спросила, зачем ему кадровый работник. Это была ошибка. Джобс ответил, что никогда не встречал достойных кадровых работников и вообще все они отличаются небольшим умом. Затем зазвонил телефон, и он снял трубку. Претендентка на место была уничтожена. Но если бы она держалась смелее и защищалась, все бы завершилось более позитивно.

Например, как это случилось с торговым агентом «Эппл», которую Джобс публично отчитал на годовом собрании компании. В этом мероприятии участвует несколько сотен торговых агентов «Эппл». Проходит оно в течение нескольких дней, обычно в штаб-квартире в Купертино. В 2000 году в зале находилось примерно 180 человек, ожидавших нагоняя от руководителя. Было только что объявлено о первых потерях за три года. Джобс сразу пригрозил уволить всех агентов. Всех до одного. В течение своей часовой речи он повторил эту угрозу как минимум четырежды. Потом он вызвал одну женщину-агента, работавшую с «Пиксар» — компанией, тогда тоже принадлежавшей Джобсу. Он начал перед всеми кричать на женщину: «Вы не выполняете свою работу». Дело в том, что «Пиксар» подписала контракт на 2 миллиона долларов с конкурентом «Эппл», компанией «Хьюлетт-Паккард». Агенты «Эппл» контракт проиграли. Как вспоминает Эйгерман: «Эта женщина начала защищаться и кричать на него. Я был очень удивлен. Она была вне себя от ярости, но Джобс не стал ее слушать и приказал ей сесть на место. Она и сегодня работает в „Эппл“ и преуспевает… Это как всегда здесь — то ты герой, то придурок».

Вероятно, самым значительным результатом таких публичных разборок было запугивание других торговых агентов. Все должны четко понимать, что в «Эппл» каждый отвечает за работу персонально.

Два года спустя на собрании торговых агентов Джобс был очень мил и любезен. (В 2001 году он не присутствовал на собрании, так как оно проводилось в другом месте.) Джобс благодарил агентов за хорошую работу и полчаса отвечал на вопросы. Он был просто удивительно обходителен. Как и все тираны, он при необходимости может быть невероятно очаровательным. Как известно, Роберт Макнамара имел репутацию очень холодного и неприступного человека, но при желании мог стать очень обаятельным. Как пишет Крамер: «Великие и ужасные могут быть и большими льстецами».

Джобс славится своим «полем искажения реальности» — его обаяние столь сильно, что может исказить восприятие у любого, кто подпадет под его влияние. Энди Хертцфельд столкнулся с этим вскоре после прихода в группу разработчиков «Мак»: «„Поле искажения реальности“ является смесью харизматической риторики, несгибаемой воли и стремления скорректировать любой факт в соответствии с конкретными целями. Если те или иные аргументы не убеждают, он ловко переходит к другим. Иногда он может выбить собеседника из колеи, вдруг приняв его точку зрения и делая вид, что никогда и не возражал. Удивительно, но „поле искажения реальности“ работает даже в тех случаях, когда собеседник осознает его существование, хотя после ухода Джобса эффект может ослабнуть».

Алан Дейчман, биограф Джобса, попал под его чары при первой же встрече. Импонировало то, что: «Он очень часто называл собеседника по имени и смотрел прямо в глаза своим пронизывающим взглядом. У него глаза как у кинозвезды, очень завораживающие. Но что действительно оказывает влияние — так это его речь, отличающаяся каким-то особым ритмом и невероятным энтузиазмом, о чем бы он ни говорил. Это просто заражает собеседника. В конце нашего разговора я сказал себе, что должен написать об этом парне, просто чтобы еще раз с ним пообщаться, ведь это так интересно! Когда Стив хочет очаровать и соблазнить, его никто в этом не обойдет».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.