Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновации в преподавании истории в вузе.






В современных условиях концепция модернизации российского образования заключается в формировании универсальных знаний, освоении ключевых компетенций и совершенствовании опыта самостоятельной деятельности. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают смещение акцентов на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности студентов. В связи с этим выдвигаются весьма высокие требования к качеству обучению, методике проведения лекционных и семинарских занятий, организации самостоятельной работы, методике проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний. При этом должны быть пересмотрены теоретические и практические под-ходы к содержанию образования, к педагогической подготовке преподавателей, к разработке новых методов и технологий обучения. Преподаватель находится в постоянном поиске новых форм и методов преподавания. Во многих технологиях обучения получают отражение иннова-ционные методы, направленных на развитие и совершенствование учебного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности. Они создают условия как для формирования, так и закрепления знаний, умений и навыков у студентов. В свою очередь, использование инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, развитию творческих способностей. В научных работах и исследованиях, посвященных проблемам управления инновационными про-цессами в сфере образовательной деятельности, отмечается многоаспектность и сложность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на системности инновационного подхода, который охватывает все аспекты учебной работы при подготовке будущих специалистов.

Современная система российского исторического образования характеризуется внедрением в учебный процесс различных инновационных технологий. Они представляют собой совокупность новых форм и способов организации процесса обучения, в том числе использование информационных технологий, компьютерных обучающих и контролирующих программ.

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения, когда знания не сообщаются в готовом виде, а перед обучаемыми ставятся различные проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения.При его использовании лекция проводится в виде диалога, преподавание имитирует исследовательский процесс. В процессе работы выдвигаются ключевые вопросы по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала. Эта методика позволяет заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс обучения.

Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций. Технология «кейс-стади» – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, направленный не столько на освоение конкретных знаний, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей, участвующих в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения происходит многоэтапное знакомство с проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своей позиции по вопросу. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. Кейс-метод требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы. В свою очередь, он позволяет разработать алгоритм принятия решения, овладеть навыками исследовательской работы, применить полученные теоретические знания на практике и ускорить усвоение практического опыта при изучении истории. Главное, анализ ситуаций воздействует на профессионализацию студентов, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе, способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач. К примеру, извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Таким образом, в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Разнообразные методы и приемы активного обучения способствуют проявлению у студентов интереса к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.