Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет: Международная товарная торговли закономерности ее развития






Международная торговля (МТ) – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

 

^ Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец – покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п. Эти аспекты МТ изучаются конкретными специальными (прикладными) дисциплинами – организация и техника внешнеторговых операций, таможенное дело, международно-финансовые и кредитные операции, международное право (различные его отрасли), бухгалтерский учет и т. д.

 

^ Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров – мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение понимается как объем производства товаров, которое производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения на нем – конъюнктуры), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом самых разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.

 

Эти проблемы изучаются международным маркетингом и менеджментом, теориями международной торговли и мирового рынка, международных валютно-финансовых отношений.

^ Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике.

Прежде всего, следует отметить, что они носят всемирный характер, поскольку в них вовлечены все государства и все их экономические группировки; они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда (МРТ). МТ определяет что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства; эти отношения объективны и универсальны, т.е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства; им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив в нем государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота. По этому признаку различают “малые” страны - те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, “большие” страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются (интегрируются) и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны, упрочивая, таким образом, свое положение в МТ.

 

Для характеристики Международной торговли применяется ряд показателей: стоимостной и физический объем мирового товарооборота; общая, товарная и географическая структура; уровень специализации и индустриализации экспорта; коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли; внешнеторговая, экспортная и импортная квоты; торговый баланс.

 

Мировой товарооборот представляет собой сумму внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны – это сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.

 

Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта.

 

Состояние мирового товарооборота оценивают его объемом за определенный временной период или на определенную дату, а развитие – динамикой этих объемов за определенный период.

 

Объем измеряется в стоимостном и физическом выражениях, соответственно, в долл. США и в натуральном измерении (тоннах, м., баррелях и т.п., если оно применяется к однородной группе товара), либо в условном измерении, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического объема, стоимостной объем делится на среднюю мировую цену.

 

Для оценки динамики мирового товарооборота используются цепные, базисные и среднегодовые темпы (индексы) роста.

 

Структура мирового товарооборота показывает соотношение в общем его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.

 

^ Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта в процентах или в долях. В физическом объеме это соотношение равно 1, а вот в суммовом доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF (cost, insurance, freight, т.е. они включают в стоимость товара, стоимость фрахта, страховые расходы и иные портовые сборы).

 

^ Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь ввиду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы – спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.

 

Товары, производимые в национальных экономиках по разному участвуют в МТ. Некоторые из них не участвуют в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

 

Торгуемые – это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые – в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т.п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.

 

В наиболее общей пропорции в мировом товарообороте выделяют торговлю товарами и услугами. В настоящее время соотношение между ними составляет 3: 1, но оно неуклонно изменяется в пользу услуг.

 

В мировой практике используются различные системы классификации товаров и услуг. Например, в торговле товарами используется Стандартная Международная Торговая Классификация (ООН) – СМТК, в которой 3118 основных товарных позиции объединены в 1033 подгрупп (из них 2805 позиций входят в 720 подгрупп), которые агрегированы в 261 группу, 67 отделов и 10 разделов. Большинство стран используют Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (в т.ч. с 1991 г. – РФ).

 

При характеристике товарной структуры мирового товарооборота чаще всего выделяют две большие группы товаров: сырье и готовую продукцию, соотношение между которыми (в процентах) сложилось как 20: 77(3% прочие). По отдельным группам стран оно изменяется от 15: 82 (для РСРЭ) (3% прочие) до 45: 55 (РС). По отдельным странам (внешнеторговый оборот) диапазон вариаций еще более широк.

 

Для более подробной характеристики товарной структуры может быть использован более диверсифицированный подход (в рамках СМТК или в других рамках в соответствии с задачами анализа).

 

Для характеристики мирового экспорта важное значение имеет расчет доли машиностроительной продукции в общем его объеме. Сопоставление его с аналогичным показателем страны позволяет исчислить индекс индустриализации ее экспорта (I), который может находится в интервале от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем более тенденции в развитии экономики страны совпадают с тенденциями развития мировой экономики.

 

^ Географическая структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков – совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении) движущихся между странами.

 

Различают товарные потоки: между СРРЭ. Их принято обозначать “Запад-Запад” или “Север-Север”. На них приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, которые обозначают “Запад-ЮГ” либо “Север-Юг”, на них приходится свыше 20% мирового товарооборота; между СРРЭ и странами переходной экономики (СПЭ) – “Запад-Восток”, “Север-Восток”, на которые приходится около 10% мирового товарооборота; между РС – “Юг-Юг” – около 10%; между странами переходной экономики и социалистическими странами – “Восток-Восток”, “Юг-Восток” – примерно по 1% мирового товарооборота.

 

В географической структуре следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.

 

Для оценки степени индустриализации мирового товарооборота исчисляют индекс специализации (Т). Он показывает долю внутриотраслевой торговли (обмен деталями, узлами, полуфабрикатами, готовыми предметами одной отрасли, например, легковыми автомобилями разных марок, моделей) в общем объеме мирового товарооборота. Его величина всегда находится в интервале 0  1; чем она ближе к 1, тем более глубоко в мире МРТ, тем более в нем роль внутриотраслевого разделения труда. Естественно, что его величина будет зависеть от того, как широко определена отрасль: чем она шире, тем выше коэффициент Т.

 

Особое место в комплексе показателей мирового товарооборота занимают те из них, которые позволяют оценить влияние мировой торговли на мировую экономику. К ним относят прежде всего коэффициенты эластичности мировой торговли. Он рассчитывается как отношение темпов индексов роста физических объемов ВВП (ВНП) и товарооборота. Его экономическое содержание состоит в том, он показывает на сколько процентов увеличился ВВП (ВНП) при росте товарооборота на 1%. Для мировой экономики характерна тенденция усиления роли МТ. Например, в 1951 – 1970 гг. коэффициент эластичности составлял 1, 64; в 1971 – 1975 гг. и 1976 – 80 гг. – 1, 3; в 1981 – 1985 гг. – 1, 12; в 1987 – 1989 гг. – 1, 72; в 1986 – 1992 гг. – 2, 37. Как правило в периоды экономических кризисов – коэффициент эластичности ниже, чем в периоды рецессий и подъема.

 

“Условия торговли” – коэффициент устанавливающий связь между средними мировыми ценами экспорта и импорта, поскольку рассчитывается как отношение их индексов за определенный период времени. Его величина изменяется от 0 до + : если он равен 1, значит условия торговли стабильны и сохраняют паритет экспортных и импортных цен. Если коэффициент увеличивается (против предыдущего периода), значит условия торговли улучшаются и наоборот. В теории и практике различают разные виды “условий торговли”: товарные или чистые бартерные – соотношение экспортных и импортных цен (индексов цен, экспорта и импорта) определенных товаров; доходные – индекс, характеризующий потенциал страны импортировать товары за счет экспортной выручки.

 

факторные - индекс, связывающий производительность одного или нескольких факторов производства с импортными ценами. Его экономический смысл в том, что он показывает какое количество импорта может быть получено на единицу роста производительности труда в экспортных секторах экономики страны, из которой импортируется товар.

 

^ Эластичность импорта – индекс, характеризующий изменение совокупного спроса на импорт, вытекающее из изменений “условий торговли”. Он рассчитывается как процентное соотношение объемов импорта и его цены. По своему численному значению он всегда больше нуля и изменяется до + . Если его величина меньше 1, значит повышение цены на 1% привело к росту спроса более, чем на 1%, а, следовательно, спрос на импорт эластичен. Если коэффициент более 1, то спрос на импорт вырос меньше, чем на 1%, то импорт неэластичен. Поэтому улучшение условий торговли вынуждает страну увеличивать расходы на импорт, если спрос на него эластичен, и уменьшать – если неэластичен, наращивая при этом расходы на экспорт.

 

^ Эластичность экспорта и импорта также тесно связана с “условиями торговли”. При эластичности импорта, равной 1 (падение цены импорта на 1% привело к росту его объема на 1%) увеличивается предложение (экспорт) товаров на 1%. Это означает, что эластичность экспорта (Ex) будет равна эластичности импорта (Eim) минус 1, или Ex = Eim – 1. Таким образом, чем выше эластичность импорта, тем более развит рыночный механизм, позволяющий производителям быстрее реагировать на изменение мировых цен. Низкая эластичность чревата для страны серьезными экономическими проблемами, если это не связано с другими причинами: высокие капиталовложения, сделанные в отрасль ранее, невозможность быстро переориентироваться и др.

 

Названные показатели эластичности могут использоваться для характеристики международной торговли, но более эффективны они для характеристики внешней торговли. Это относится и к таким показателям, как: внешнеторговая, экспортная и импортная квоты.

 

Внешнеторговая квота (ВТк) определяется как полусумма ( /2) экспорта (Э) и импорта (И) страны, отнесенная к ВВП и (ВНП) и умноженная на 100%. Она характеризует среднюю зависимость от мирового рынка, ее открытость к мировой экономике.

 

Анализ значимости экспорта для страны оценивается экспортной квотой – отношение суммы экспорта к ВВП (ВНП) умноженная на 100%; импортная квота рассчитывается как отношение суммы импорта к ВВП (ВНП) умноженная на 100%.

 

Рост экспортной квоты свидетельствует о росте его значимости для развития экономики страны, но сама эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Она безусловно положительна, если расширяется экспорт готовой продукции, а вот рост экспорта сырья, как правило, ведет к ухудшению “условий торговли” для страны – экспортера. Если при этом экспорт монотоварен, то его рост может привести к разрушению экономики, поэтому такой рост называют разрушающим. Результатом такого роста экспорта становится недостаточность средств для его дальнейшего наращивания, а ухудшение условий торговли по доходности не позволяет приобрести на экспортную выручку необходимое количество импорта.

 

Результирующем показателем, характеризующим внешнюю торговлю страны, является сальдо торгового баланса, которое представляет собой разницу между суммой экспорта и импорта. Если эта разница положительная (к чему стремятся все страны), то баланс активный, если отрицательная – пассивный. Торговый баланс входит составной частью в платежный баланс страны и во многом определяет последний.

 

 

25. ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборотаI) Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят нерыночный, а производственный характер. По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные' и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу международными по месту его приложения. Роль ТНК в мировой экономике. Влияние и масштабы деятельности ТНК растут. В 1998 г. насчитывалось свыше 63 тыс. подобных объединений, а в 1970 г. — 7тыс. В сферу их деятельности входит около 700 тыс. дочерних компаний и отделений за границей. В целом ТНК обеспечивают 25% мирового производства, но при этом следует иметь в виду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования. На страны базирования приходится 2/3 объема их производства.

Экономическая мощь ТНК высоко концентрирована. На 100 крупнейших ТНК (0, 16% их общего числа) приходится 15% зарубежных активов всех международных компаний и 22% их международных продаж. Странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Япония и ЕС. Крупнейшие транснациональные компаний по объему оборота нередко превосходят ВВП развивающихся и малых развитых стран. Так, оборот американской «Дженерал моторз» превышав объем ВВП Норвегии и Финляндии. Организационная структура ТНК представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широко, масштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую. политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обьгано располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями. Все транснациональные компании проводят широкую внешне-экономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов. Стратегия ТНК. В основе стратегии ТНК находится мировой подход, предусматривающий оптимизацию результатов не каждого отдельного звена, а для объединения в целом. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные, (трансфертные) цены. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие условия, как важность данного рынка с точки зрения перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными производителями однотипной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы. Мировая стратегия исходит также из конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от предельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков — исследования и разработки, материальное снабжение, производственный процесс, маркетинг, послепродажное обслуживание. ТНК проникают на рынки других стран за счет имеющихся у них монопольных преимуществ, дающих возможность использовать факторы производства других стран. Основными источниками капиталовложений выступают сами принимающие и третьей страны. У американских ТНК доля самофинансирования и рефинансирования составляет около 16% инвестиционных расходов. Основные финансовые средства (45%) мобилизуются на рынке принимающей страны, т.е. принимающие страны в основном сами финансируют деятельность иностранных ТНК. ТНК и государство. ТНК обладают большими возможностями воздействия на экономику стран пребывания. Приток их прямых инвестиций достигает 5% мировых валовых вложений в основной капитал. Операции между подразделениями ТНК, расположенными в разных странах, представляют собой существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов даже крупных западных стран. На торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю между независимыми компаниями приходится в общей сложности примерно 2/3 мирового торгового оборота. Доля ТНК в экспорте промышленной продукции некоторых малых стран превышает 50% (Венгрия, Малайзия)

Существующий порядок свободного перемещения капитала позволяет ТНК переводить из страны в страну в своих интересах огромные объемы капитала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.