Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорские проверки исполнения законов и законности правовых актов.






Основным правовым средством выявления и устранения право­нарушений является надзорная проверка.

В теории и на практике различают несколько видов прокурорских проверок: целевые; комплексные; сквозные; совместные.

По объему решаемых задач проверки делятся на целевые и комплексные. Целевые проверки нацелены на проверку конкретного сообщения или отдельного нормативного акта, а комплексные — на всестороннее исследование одной или нескольких групп вопросов, например исполнение законов о приватизации.

Сквозные проверки, как правило, проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, 'а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централи­зованного государственного кредита).

Совместными называют проверки, осуществляемые с участием контролирующих органов. Совместные действия проводятся в рамках координации деятельности правоохранительных органов по самостоятельным планам и при руководящем, воздействии прокурора. Проверки с участием специалистов — это надзорное действие, при котором прокурор, используя предоставленное законом право, привлекает специалиста для решения чисто надзорных задач. В данном случае специалист выполняет задание прокурора.

В целях проверки результативности актов прокурорского надзора проводятся так называемые контрольные проверки на одном и том же объекте по прошествии времени, необходимого для при­нятия мер по устранению нарушений законов и обстоятельств, им способствующих.

Основными этапами проведения надзорной проверки являются:

1) подготовка к ее осуществлению, включающая в себя изучение необходимого законодательства; анализ имеющихся в прокуратуре материалов предыдущих проверок, актов прокурорского надзора; консультации со специалистами, коллегами; составление плана проведения проверки; определение ее продолжительности, сроков ее начала и окончания, последовательности осуществления отдельных надзорных действий;

2) собственно проверка на конкретном объекте. Как правило, прокурор заблаговременно извещает о предстоящей проверке руководителя, согласует с ним время ее проведения, а по окончании проверки знакомит руководителя поднадзорного объекта с ее результатами;

3) составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

Для сферы надзорных правоотношений существенным представляется вопрос о периодичности проверок и объеме проверяемого нормативного массива в форме законов субъектов Российской Федерации.

1. Акты представительных органов Российской Федераций, нормативные акты представительных органов местного самоуправления должны проверяться -непосредственно после их принятия. Проверка осуществляется сплошным способом.

2. Акты органов исполнительной власти предпочтительно проверять не реже одного раза в квартал. Речь идет об администрациях краев, областей.

3. Акты органов государственного контроля обычно проверяются в ходе целевой проверки на данном объекте. В одно и то же время проверяются исполнение возложенных на данный орган обязанностей по контролю за исполнением законов и законность в деятельности самого органа, в том числе при издании правовых актов.

Во втором и в третьем случаях проверки являются плановыми, что, естественно, не исключает возможности проверки по поступившему в прокуратуру сигналу.

Общие правила проверок контролирующих органов с учетом особенностей их правового статуса сводятся к тому, чтобы обеспечить прокурорское воздействие на следующие направления:

• изучение правовых актов органов контроля;

• соблюдение законодательства, регулирующего деятельность самих органов контроля;

• применение мер принуждения к виновным физическим лицам, а в допускаемых законом случаях и к юридическим лицам, особенно в связи с привлечением их к административной ответственности.

С тем чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов надзорной деятельности в процессе организации и проведения проверок в контролирующих органах, необходимо:

• знать систему действующих на надзорной территории органов вневедомственного контроля;

• обладать информацией о правотворческой практике контролирующих органов (из средств массовой информации, проверок вышестоящих органов, в рамках межведомственной координации и др.);

• первоочередное внимание уделять правовым актам, носящим нормативный характер.

В ходе проверки устанавливается:

а) имело ли место нарушение закона, какого именно;

б) в чем заключается допущенное нарушение;

в) какие меры следует принять для устранения допущенного нарушения;

г) причинен ли правонарушением ущерб, каков его размер;

д) каков круг ответственных лиц.

В ходе надзорных проверок прокурору важно принимать во внимание обязанности других государственных органов по выявлению и устранению нарушений законов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.