Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязанность исполнений требований прокурора. Меры ответственности за их неисполнение.






 

Ст. 6 ФЗ «О прокуратуре»

 

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

 

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе входить на территории и в помещения органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций (ст. 22 ч.3), требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом, не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора, направленное в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа (ст. 9.1), протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправление на ближайшем заседании (ст. 23), представление прокурора об устранении нарушений законов, подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (ст. 24) и другие. О результатах рассмотрения любой из мер прокурорского реагирования, прокурору сообщается в письменной форме.
При проведении прокурорских проверок, возникает ситуация когда руководители, а также должностные лица отказываются выполнять законные требования прокурорского работника по предоставлению документов, информации или же являться в орган прокуратуры и давать объяснения. В этом случае прокурор может привлечь данное лицо к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 (и 19.5) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; да должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Надзирающая деятельность прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов.

Акты прокурорского надзора – это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий. Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью. Он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.

Любой акт прокурорского реагирования должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к составлению юридического документа. Его обязательными структурными частями являются: вводная, описательная (фактологическая, констатирующая), мотивировочная и резолютивная. Кроме того, в документе должны присутствовать наименование, дата и место его составления, реквизит «подпись». Во вводной части акта прокурорского реагирования указываются фамилия, имя, отчество должностного лица органов прокуратуры, его должность и классный чин, ссылка на регистрационный номер рассматриваемого материала. Описательная часть содержит подробное изложение установленных прокурором обстоятельств дела, т. е. приводятся факты нарушений законности, причины и условия, им способствующие, и т. д. В мотивировочной части юридически оцениваются данные, изложенные в описательной части, и обосновываются выводы прокурора. Резолютивная часть отражает принимаемое прокурором решение.

Излагаемые в актах прокурорского реагирования требования должны носить категоричный, императивный (властный) характер. Прокурор имеет право в приказном порядке требовать от нарушителя устранения нарушения закона в строго определенный срок. Сроки рассмотрения актов прокурорского реагирования зависят от видов этих актов. Законодательные нормы в основном прямо предписывают, в течение какого срока должны быть рассмотрены акты прокурорского реагирования и приняты по ним решения. В некоторых случаях, когда сроки четко не установлены или задаются прокурором произвольно, временной интервал определяется более гибко, исходя из конкретной ситуации. Н-р, по общему правилу протест рассматривается не позднее 10 дней с момента поступления в поднадзорный орган, хотя прокурор может установить сокращенный срок его рассмотрения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение месячного срока, письменные указания по уголовному делу императивно исполняются дознавателем в разумные сроки и т. д.

В целом при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов применяются меры прокурорского реагирования, некоторые из которых представлены ниже.

 

Вопрос 27. Протест прокурора

Протест прокурора - одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер прокурорского протеста выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Протест прокурора в порядке ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Прокуратура сама непосредственно не отменяет противоречащий закону правовой акт, а лишь приносит на него протест; рассматривает же протест и принимает по нему решение орган, наделенный правом отмены или изменения опротестованного прокурором правового акта. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора.

Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с их компетенцией. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров. Последние не могут пользоваться полномочиями вышестоящего прокурора. Протест приносится в орган, издавший незаконный правовой акт, либо в вышестоящий орган. В вышестоящий орган представляется целесообразным приносить протест в тех случаях, когда есть основания рассчитывать на его более объективное, по сравнению с органом, издавшим правовой акт, отношение к протесту, а также при наличии сведений о том,

что аналогичные нарушения могут иметь место в практике иных органов данной системы.

При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он мо­жет быть отозван. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен - прокурору или его заместителю.

Различают протесты прокурора, вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления, предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий, восстановления нарушенного права.

Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах.

Особенностью протеста является то, что он применяется не только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, но и при осуществлении надзора: а) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздела III ФЗ «О прокуратуре РФ», б) за исполнением законов судебными приставами (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»), в) за исполнением законов при производстве по делам об административных нарушениях (ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 25.11 и гл.30 КоАП РФ), г) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (глава 3 раздела III ФЗ «О прокуратуре РФ»; приказ Генпрокурора РФ от 15.2.2011 № 33; ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности), д) за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (глава 3 раздела III ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 37 УПК РФ, приказы Генпрокурора РФ от 6.9.2007 № 137 и от 2.6.2011 № 162), е) за соблюдением прав человека и исполнением законов в учреждениях и органах, исполняющих наказания (то есть в органах и учреждениях пенитенциарной системы) (ФЗ «О прокуратуре РФ», УИК, приказ Генпрокурора РФ от 16.1.2014 № 6).

Протесты в рассматриваемых отраслях прокурорского надзора отличаются содержанием решаемых задач, а также характером порождаемых правовых последствий. Н-р, протест в порядке общего надзора не влияет на процесс исполнения опротестованного правового акта, в то время как протест, принесенный, н-р, на акт администраций пенитенциарных органов и учреждений, приостанавливает его действие.

В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного или частного протеста прокурора в порядке надзора при нарушении закона в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Основание для кассационного протеста прокурора - нарушения, допущенные в суде 1-й инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда.

Частный прокурорский протест приносится прокурором на все вступившие в силуопределения суда 1-й инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

Протест прокурора в порядке надзора может быть принесен на приговор, решение, определение или постановление суда, вступившего в силу. Основанием к пересмотру судебного решения в порядке надзора являются как протесты прокурора, так и председателя (заместителя председателя) суда не ниже областного уровня.

Статья 36 ФЗ «О прокуратуре РФ». Опротестование судебных решений:

«1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями».

Надзорный порядок пересмотра судебных решений часто называют исключительным, поскольку он возможен лишь по инициативе обозначенного в законе узкого круга должностных лиц судебных и прокурорских органов, если они найдут для этого весомые основания. Он также отличается от порядка пересмотра дел в кассационном порядке как процессуальным (процедурным) регламентом, так и более широкими возможностями опротестования любого судебного решения независимо от срока его вынесения. Протест может быть отозван прокурором, принесшим его, но лишь до начала судебного рассмотрения дела.

 

Вопрос 28. Постановление прокурора

В отличие от ранее действовавшего порядка, когда прокурор самостоятельно решал вопрос о возбуждении уголовного дела, в настоящее время при получении данных об имеющихся в материалах проверок признаков состава преступления прокурор реализует свои полномочия по осуществлению уголовного преследования в иной форме. В соответствии с УПК РФ в компетенцию прокурора не входит вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. Однако в соответствии со ст. 37, 221, 226 УПК РФ прокурор в досудебных стадиях уголовного судопроизводства наделен правами выносить мотивированное постановление о направлении материалов, содержащих признаки преступления, в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. При наличии оснований, предусмотренных ст. 24, 25, 27, 28 УПК РФ, прокурор вправе самостоятельно вынести постановление о прекращении уголовного дела.

Постановление о возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, за исключением случаев, связанных с решениями Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, выносится прокурором при наличии надлежащих поводов, в качестве которых могут выступать сообщения граждан, должностных лиц, данные органов расследования, суда. Если в результате прокурорской проверки или проведенного следственным органом расследования основания для возобновления производства по уголовному делу (т.е. наличие новых или вновь открывшихся обстоятельств не были установлены), прокурор выносит постановление о прекращении возбужденного им производства.

Также прокурор вправе выносить мотивированное постановление о незаконности или необоснованности постановлений органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

При выявлении доказательств по уголовному делу, полученных с нарушением закона, прокурор может своим постановлением признать доказательство недопустимым (ч.3 ст.88 УПК РФ).

Прокурор также вправе посредством вынесения постановления реализовать множество своих полномочий в уголовном процессуальном производстве:

- направить дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения;

- при утверждении обвинительного акта исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое;

- вернуть дело следователю для производства дополнительного следствия, и др.

При наличии оснований полагать, что нарушение носит характер административного правонарушения, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое направляется для исполнения органу, компетентному применять меры административной ответственности (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физ. лице или сведений о юр. лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения.

КоАП РФ определяет перечень дел об административных правонарушениях, возбуждаемых исключительно прокурором, н-р, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме и др. (ст. 28.4 КоАП РФ). Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении рассматривается в порядке и сроки, установленные КоАП РФ.

Прокурор также наделен правом требования привлечения нарушивших закон лиц к иным видам ответственности - материальной, дисциплинарной, что может быть оформлено соответствующим прокурорским постановлением.

Учитывая повышенную опасность нарушений законов в местах предварительного заключения, лишения свободы, психиатрических учреждениях, закон предоставляет прокурору возможность непосредственного вмешательства в правоприменительную деятельность администрации соответствующих органов и учреждений и принятия мер по безотлагательному устранению выявленных нарушений закона. В этой связи следует отметить: а) право прокурора отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, б) право прокурора своим постановлением освобождать названные категории лиц из штрафного изолятора, помещений камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора, в) право немедленно освобождать каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо незаконно подвергнутого задержанию, предварительному заключению, либо с нарушением закона помещенного в специализированное психиатрическое учреждение. Такого рода решения прокурора обсуждению не подлежат, выбора другого варианта не предоставляют и исполняются незамедлительно.

 

Вопрос 29. Представление прокурора

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

«1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генпрокурор РФ информирует об этом Президента РФ».

1. Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится по группе нарушений закона. Однако возможно использование данной формы реагирования и в отношении единичных фактов.

Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.

Каждое представление должно быть индивидуально по своему содержанию и рассматриваться безотлагательно. Часто на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления. В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках названных видов реагирования на него.

Напоминание о требовании сообщать прокурору о принятых мерах в письменной форме также должно содержаться в тексте прокурорского документа.

2. Обстоятельства, обусловливающие обязательность сообщения прокурору о дне рассмотрения представления коллегиальным органом, аналогичны тем, которые изложены применительно к процедуре рассмотрения протеста (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

3. Постановления Правительства как подзаконные акты должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и законов РФ, поэтому прокуратура выступает механизмом, позволяющим своевременно выявлять и устранять противоречия между правительственными актами и законом.

В силу своего должностного положения Генпрокурор информирует Президента РФ о всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

Сферы, где еще применяются представления прокурора:

- в исполнительном производстве на действия судебных приставов, нарушивших законодательство, об устранении допущенных нарушений, а также о привлечении нарушителей к дисциплинарной ответственности;

- прокурор обязан вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- в гражданском судопроизводстве прокурор вправе вносить представления: на определение суда 1-й инстанции (ст. 244.18 ГПК РФ); апелляционное (ст. 320 ГПК РФ); кассационное (о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения (ст. 377 ГПК РФ, 291.1 АПК РФ)); надзорное (в надзорной инстанции) о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ст. 391.5, 394 ГПК РФ, ст. 292, 299 АПК РФ)), и так далее;

- в уголовном судопроизводстве прокурором вносятся представления: а) об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (317.5 УПК РФ), б) об отмене оправдательного приговора, постановленного на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей, в) об отсрочке исполнения приговора, г) в кассационном порядке о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения (ст. 401.2 УПК РФ), д) в надзорном порядке (ст. 412.3 УПК РФ), и др.

Статья 127 УПК РФ гласит, что:

1.Жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов 1-й и апелляционной инстанций, а также жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, приносятся в порядке, установленном главами 45.1 и 47.1 УПК РФ.

2. Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, приносятся в порядке, установленном главами 48.1 и 49 УПК РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.