Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14. Теория циклического балансирования бюджета






В основе теории циклического балансирования бюджета (ТЦБ) лежит идея балансирования государственного бюджета. Однако, в отличии от последней, сведение госбюджета происходит не на годичной основе, а на основе циклов развития экономической конъюнктуры. Суть данной теории состоит в том, что во время экономического спада государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в экономике. Причем за счет государственного долга возможно финансирование всех расходов. В течение фазы экономического подъема государство выплачивает все долги на основе повышенных ставок налогообложения, в результате к концу конъюнктурного цикла бюджет становится сбалансированным.

При этом для финансовой политики неважно, на какую фазу цикла приходится проведение соответствующих бюджетно-налоговых мероприятий. В фазе высокой конъюнктуры возможно образование запасов или выплата уже имеющихся долгов. Во время депрессии должна проводиться противоположная политика: поддержание на определенном уровне расходов, при условии конъюнктурно уменьшающихся доходов. Запланированный дефицит покрывается за счет накопленных центральным банком запасов.

Государственная задолженность в результате дефицитного финансирования понимается в ТБЦ как сознательное использование государственных займов для финансирования бюджетного дефицита, возникшего из-за уменьшения доходов от налогообложения в фазе экономической стагнации. Государство в период спада должно не только препятствовать уменьшению государственных расходов, но и компенсировать резкое падение спроса в частном секторе, чтобы не допустить снижения производственных мощностей. Таким образом, государственный дефицит в периоде снижающегося совокупного спроса не только приемлем, но и даже необходим.

Другая версия этой бюджетной концепции предусматривает возможность кредитного финансирования государственных расходов только за счет ликвидных средств негосударственного сектора, для которых, вследствие низкой склонности к инвестициям, не может быть найдено эффективного источника вложения. В период бума государство должно следить за тем, чтобы погашение государственной задолженности, по возможности, не приняло слишком значительных объемов, дабы избежать превращения бюджетной политики в проциклическую.

Что касается вопроса о границах государственной задолженности, то дефицит государственного бюджета, согласно ТЦБ, может допускаться только в том объеме, который равен превышению доходов над расходами во время фазы роста экономики. Объемы государственного кредита при этом не могут быть связаны с объектом финансирования, как это было в классической теории, так как все действия государства по сглаживанию экономической конъюнктуры рассматриваются как продуктивные.

Применение теории обнаруживает ряд проблем. Одна из них – прогнозирование развития экономической конъюнктуры. Обычно достаточно сложно точно выделить сам цикл экономического развития, а также фазу, в которой на данный момент находится народное хозяйство. Симметричность циклов также достаточно спорна. К тому же, если существование регулярного конъюнктурного цикла ставится под сомнение, то в этом случае невозможно определить тот период, в течение которого государственный бюджет должен сбалансирован.

Значительную роль в теории балансирования бюджета на циклической основе играют политические факторы. Накопление государственных средств во время фазы экономического роста традиционно наталкивается на политическое противодействие, так как руководство страны имеет свои собственные представления о механизмах экономического развития и преследует другие цели: общая цель стабилизации конъюнктуры обычно подчинена срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению расходов.

Бюджетно-налоговая политика, поставленная на службу антициклическому регулированию, обычно пренебрегает структурно- и общественно-политическими аспектами государственной деятельности. Так, например, полностью обусловленное конъюнктурой сокращение или отсрочка государственных расходов может привести к тому, что важнейшие государственные задачи в области фундаментальных исследований или развития государственной инфраструктуры останутся не профинансированными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.