Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строение и функции слухового анализатора






Отделы слухового анализатора Наружное ухо Среднее ухо Внутренне ухо
Строение      
Функции      

 

Задание 2. Нарисуйте общую схему строения любого анализатора.

 

Задание 3. Нарисуйте схему поперечного сечения глаза и обозначьте его структуры.

 

Задание 4. Составьте таблицу «Возрастные особенности зрения». В ней отразите возрастные особенности изменения цветовой чувствительности, светопреломляющего аппарата глаза, аккомодации, остроты зрения, цветового и бинокулярного зрения.

 

Темы докладов, сообщений, презентаций:

1. Учение И. П. Павлова об анализаторах.

2. Общие свойства и закономерности деятельности анализаторов: чувствительность, ее зависимость от величины рецептивного поля, генераторный и рецепторный потенциалы, спонтанная активность, торможение, адаптация.

3. Зрительный анализатор. Светопреломляющий аппарат глаза, его свойства. Механизмы фоторецепции.

4. Нарушения рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Причины, вызывающие нарушения световосприятия.

5. Бинокулярное и пространственное зрение. Адаптация зрительного анализатора.

6. Возрастные особенности зрительного анализатора. Гигиена зрения. Световой режим в школе.

7. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Акустические свойства уха.

8. Возрастные особенности слухового анализатора. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков.


 

Раздел 4. МОТОРНЫЕ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА. Тема 6. Опорно-двигательный аппарат (ОДА). Материалы лекции

В состав опорно-двигательного аппарата входят скелет и мышцы. Основными функциями опорно-двигательного аппарата (ОДА) являются:

1. Опорная – ограничение полостей, в которых располагаются внутренние органы и создание для них и мышц опоры.

2. Двигательная – осуществление движения, перемещения тела.

3. Защитная – защита внутренних органов от повреждений.

Движение – естественное проявление деятельности живого организма и, одновременно, важнейшее условие его развития!

Скелет человека состоит более чем из 200 костей, соединённых между собой неподвижно (кости черепа), малоподвижно (позвоночник) или подвижно, как соединено большинство костей скелета (суставы). Концы костей, образующих сустав, покрыты гладким гиалиновым хрящом (рисунок 11). Область сочленения окружена суставной сумкой с жидкостью в ней (снижает трение при движении костей).

 

В состав костей входят:

- вода (10 %);

- минеральные вещества (60 %), придающие крепость и твёрдость кости;

- органические вещества (30 %) – придающие эластичность и упругость кости.

Функции костей:

- опорная;

- участие в обмене минеральных веществ (запас Ca, F, P);

- участие в кроветворение (функцию выполняет красный костный мозг, расположенный в губчатом веществе кости).

Рис. 11. Внутреннее строение костей

Рост костей в длину осуществляется за счёт хрящей на концах кости, а в толщину за счёт деления клеток надкостницы. Надкостница – соединительнотканная оболочка, покрывающая кость, богата нервами и кровеносными сосудами.

Возрастные особенности: у детей в костях содержится больше органических веществ. Скелет их отличается большой упругостью и эластичностью, вследствие чего он сильно подвержен деформации. Полностью окостенение скелета заканчивается к 20–24 годам у мужчин, у женщин на 2–3 года раньше.

Черепные кости новорождённого соединены родничками (перепонка из мягкой соединительной ткани), благодаря которым кости черепа сохраняют подвижность, за счёт чего размер головки может уменьшаться, что важно в процессе родов. Кроме того, эти участки – места интенсивного роста костей черепа, что очень важно в связи со значительным в раннем возрасте увеличением мозга в объёме. Малые роднички зарастают к 2–3 месяцам после рождения, а большой лобный – к 1, 5 годам. У новорождённого объём мозгового отдела в 6 раз больше лицевого, а у взрослого – в 2–2, 5 раза. Голова ребёнка относительно роста очень велика.

Позвоночник ребёнка 1-го года жизни не имеет изгибов – лордозов (шейного и поясничного) и кифоза (грудного). Изгибы позвоночника формируются по мере роста туловища и реализации антигравитационных реакций (сидение, стояние, хождение), так как основное их назначение – амортизирующий эффект. Фиксируются в 7 (кифоз) и 12–14 (лордозы) лет. От формы и изгибов позвоночника зависит взаимное расположение внутренних органов. Окостенение позвонков завершается к 21–23 годам. Изгибы полностью формируются на начальных стадиях полового созревания.

Грудная клетка у новорождённого имеет коническую форму, а её переднезадний диаметр превышает поперечный. После 3–4 лет форма грудной клетки сменяется на цилиндрическую, что позволяет увеличить эффективность дыхательных движений. К 12–13 годам грудная клетка по форме соответствует взрослому человеку.

Окостенение конечностей завершается к 18–20 годам, фаланг пальцев и костей запястья к 12 годам (с этой особенностью связано ограничение во времени тонко координированных движений при письме). У детей каждая тазовая кость состоит из трёх самостоятельных костей: подвздошной, лобковой и седалищной. Их сращение и окостенение начинается с 5–6 лет, а завершается к 17–18 годам. Крестец состоит из несросшихся позвонков, соединяющихся в единую кость к подростковому возрасту. В 9 лет начинают проявляться половые различия в строении таза. Возрастные особенности ярко проявляются и в строении стопы: ребёнок рождается с плоской стопой. Когда он начинает ходить формируется сводчатость стопы. Свод смягчает удары и толчки при ходьбе и беге, способствует распределению тяжести при переноске грузов. Для его формирования необходимо создание опоры стопе за счёт правильно подобранной обуви. Она должна быть удобной, иметь каблук высотой 3–4 сантиметра.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.