Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» ямб






Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» входит в цикл «На поле Кулико­вом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» Блок, который чувствует приближение переломного момента в истории России, соотносит его с одним из самых значимых событий русской истории — Куликовской битвой.Цикл состоит из пяти стихотворений: первое и второе изображают Россию и лирического героя накануне битвы; третье — ночь накануне битвы и явление божества; четвертое и пятое — отобра­жают мироощущение человека рубежа XIX—XX веков.«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» открывает цикл. Тема стихотворения — осмыс­ление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколе­ния представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа — скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степе­ни единения лирического героя с Россией. И наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь...»

На железной дороге»- ямб

СтихотворениеА. Блока " На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая. В первом четверостишии Блок рисует образ " красивой и молодой" женщины, жизнь которой прервалась в самом расцвете. Смерть ее так же нелепа и неожиданна, как нелепо и то, что теперь она, " в цветном платке, на косы брошенном", лежит " под насыпью, во рву...": Автор отказывается объяснять причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, " любовью, грязью иль колесами она раздавлена". Автор предостерегает нас и от излишних вопросов. Коль были к ней при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие.

Вхожу я в темные храмы...»- дольник

Вхожу я в храмы темные» - стихотворение, которое овеяно некой таинственностью, как и большинство стихотворений о Прекрасной Даме. С первой строчки автор указывает нам на таинственность, мистичность происходящего. Так, когда везде принято храм ассоциировать со светом, сиянием, тогда как у Блока храмы, в которые он входит темные. С одной стороны, это символизирует ту же таинственность, с другой – греховность, в некотором роде, даже преступность затей лирического героя.Фразу «Совершаю бедный обряд» можно расценивать как откровенно богохульную. Но не стоит судить так однобоко. Этой фразой автор подчеркивает отношение лирического героя к Прекрасной Даме – оно настолько возвышенное, сильное, непередаваемое, что даже молитва Господу меркнет по сравнению с теми обрядами, которые он готов совершить ради своей мечты.Это же подтверждает и дрожь, которая сотрясает лирического героя, когда он стоит в тени колонны. Дрожь пробегает по телу, когда он слышит скрип двери, а это означает, что в нее вошла его Прекрасная Дама. Примечательно и то, что лирический герой не показывается на глаза Прекрасной Даме, а только издали наблюдает за ней. Фраза «А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней» открывает нам суть блоковского мировосприятия, а это, как известно, символизм. Основной чертой мировоззрения символистов было стремление к искусству ради искусства. То есть, они отрекались от всего земного, ища истину в каких-то высших материях, в плоскости духа. Лирический герой видит не живого человека, а только воссозданный на основе его образ, идеализированный и воспетый им же, вознесенный выше всего насущного.К тому же смыслу сводиться и третья строфа стихотворения. В ней Прекрасная Дама названа Величавой и Вечной Женой. Таким образом, подчеркивается высшее, чем у лирического героя, происхождение Дамы. Она отмечена вечностью, величием. Опять-таки, автор направляет наши взоры ввысь, где по карнизам витают, сны, улыбки и сказки. Это еще раз подтверждает символистский, декадентский мировоззрения лирического героя, под которым стоит подразумевать образ самого автора.Последняя строка поясняет нам, почему лирический герой видел перед собой только образ Прекрасной Незнакомки: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты». Лирическому герою вовсе не обязательно лицезреть ее, осязать – достаточно только знать, что она находится где-то рядом.Примечательным является и то, что, не называя возлюбленную по имени, даже местоимения написаны с заглавной, что еще раз подчеркивает необычайное отношение к Прекрасной Даме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.