Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная реформа 1864 г. Подготовка к этой реформе началась еще в 50-е гг.XIX в






Подготовка к этой реформе началась еще в 50-е гг.XIX в. В ее основу были положены принципы независимости суда от администрации, равенства сторон перед судом, гласности и состязательности процесса, права обвиняемого на защиту.

Первой судебной инстанции стал мировой судья, чьему рассмотрению подлежали уголовные дела о нетяжких преступлениях (максимальное наказание за совершение которых не превышало 1.5 лет) и несложные гражданские дела (с ценой иска не более 500 руб., позже - не более 1500 руб., кроме дел о недвижимости). Мировой судья принимал решение единолично. Решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный (столичный) съезд мировых судей. Мировые судьи работали бесплатно. В систему общих судов входили окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды рассматривали уголовные и гражданские дела, не отнесенные к подсудности мировых судей, при этом уголовные рассматривались с участием присяжных заседателей. Судебные палаты были аппеляционными инстанциями для окружных судов, могли выступать в качестве первой судебной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам (о религиозных и политических преступлениях).

Сенат - высшая кассационная судебная инстанция, рассматривающая жалобы на приговоры, вынесенные общими судами с участием присяжных заседателей. Он также выполнял функции суда первой инстанции при привлечении к уголовной ответственности высших государственных чиновников.

По приказу царя мог создаваться специальный Верховный уголовный суд для рассмотрения уголовных дел особой государственной важности. В 1867г. прошла также военно-судебная реформа: была несколько либерализована система военных судов. Адвокатура была создана в ходе судебной реформы 1864 г. Среди адвокатов выделялись присяжные и частные поверенные. Присяжные выступали в качестве защитников в уголовном процессе, частные могли работать только при определенном суде.

Одновременно с реформированием полиции была проведена и тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы.

Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. - в составе Министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т.д. были ликвидированы.

Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов: 1) крупные тюрьмы (так называемые “централы около Иркутска 2) тюрьмы общего типа 3) каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т.д).

" КОНСТИТУЦИЯ" ЛОРИС-МЕЛИКОВА

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел, как уже говорилось, к диктатуре М. Т. Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями “конституции”. В январе 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как “конституция Лорис-Меликова”.

Лорис-Меликов предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства. Преобразованный Государственный Совет становился как бы зародышем парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

Александр II в общих чертах одобрил проект М. Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего “Правительственного сообщения”. По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г. В этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами.

Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.