Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация поворотов






В современных шоссейно-кольцевых в трековых автогонках на победу может рассчитывать только тот спортсмен, который при прочих равных условиях знает наизусть всю трассу: геометрию поворотов, особенности покрытия, малейшие уклоны дорожного полотна и многое другое, что в конечном итоге создает в памяти гонщика своеобразный портрет трассы, определяющий точную схему ведения гонки. Но одно дело помнить все элементы участка длиной около 5 километров, где 10 - 15 поворотов, и совсем другое, когда в процессе одной гонки спортсмен проходит тысячи, а подчас и десятки тысяч поворотов, как это бывает в авторалли.

Поэтому именно у раллистов возникла потребность в такой классификации поворотов, которая позволила бы в предельно лаконичной форме охарактеризовать любой из них.

В этой книге будет использована одна из систем обозначения сложности поворотов, принятая у раллистов.

В самом общем виде все существующие повороты можно разделить на три группы: простые, сложные и опасные.

Для простых поворотов радиус кривизны постоянен, а для сложных он может меняться. Простые повороты разнятся лишь направлением движения (правый, левый) и крутизной траектории. Многообразие сложных очень велико: плавный, резкий, длинный, крутой, сочлененный, S-образный и другие. Каждому из перечисленных вариантов соответствует определенная техника управления.

Опасные повороты - это особая категория, причем к ней могут относиться и простые, и сложные повороты.

Опасность поворота может определяться чем угодно: резким сужением дороги, помехами на стандартной траектории движения (камень, неровности), которые могут нарушить стабилизацию автомобиля. Зачастую во время соревнований вообще нет смысла анализировать опасность и расчленять ее на составные части. Проще применить традиционный прием: снизить скорость почти до полной остановки. В штурманской стенограмме поворот этой категории записывается с тремя восклицательными знаками (очень опасный).

Рис. 23. Классификация поворотов: 1 - по углу; 2 - по углу и кривизне.

Классификация поворотов началась с попыток разбить их по геометрическому признаку (рис. 23.1), где, например, " правый пятый" соответствовал повороту вправо под углом от 90 до 135°. Но геометрия поворота еще не определяет скорость его прохождения. Конечно, учитывая ширину дороги и зная угол поворота, спортсмен может быстро вычислить скорость и определить схему действий. Поэтому первоначальная - " геометрическая" классификация со временем трансформировалась в другую - по углу и кривизне поворота (см. рис. 23.2). О правильном ходе эволюции системы говорит хотя бы тот факт, что в последнем варианте поворот под прямым углом может быть " пятым" и " два-два-два", то есть в обоих случаях дорога меняет свое направление на 90-135°, но радиусы кривизны разные.

И все же постоянная необходимость перевода геометрии в скорость, а скорости в технику управления занимает определенное время. Это требование стимулировало появление классификации поворотов, в которой порядковый номер сложности однозначно определил бы скорость прохождения или (еще лучше) - четкий алгоритм действий. Конечно же, изменения в этом случае погодных условий требуют определенной коррекции, но, как показала практика, внесение поправок по ходу гонки не вызывает особых затруднений у гонщиков. Системой обозначения поворотов по скорости их прохождения сегодня пользуется у нас в стране практически только один экипаж мастеров международного класса - братьев Больших. По их классификации скорость равна номеру поворота, умноженному на двадцать. " Левому пятому", например, соответствует скорость сто километров в час, " шестому" - сто двадцать.

И, наконец, вариант, которым мы и будем пользоваться, где категории поворота соответствует определенная техника прохождения.

Сравнительный анализ двух школ показал, что они ничуть не противоречат друг другу. В таблице, где приведены обе системы, максимальная скорость соответствует квалификации водителя - мастер спорта СССР для автомобиля, подготовленного по группе А2/1. Разброс скоростей в каждой категории обусловлен различием в коэффициенте сцепления колес с дорогой.

Сравнение систем классификации поворотов по скорости и технике прохождения
Категория сложности поворота по технике его прохождения Категория сложности поворота по скорости его прохождения Максимальная скорость автомобиля на входе в поворот км/ч Элементы техники прохождения поворота (подход и вход)
  9-7.5 180-150 IV-ПР
  7.5-6.5 150-130 IV-ТД-ПР
  7-5.5 140-110 IV-Т-ПР
  6-4.5 120-90 IV-Т-III-ПР
  5-3.5 100-70 IV-Т-III-Т-ПР
  4-3 80-60 IV-Т-III-Т-II-ПР
    60-... IV-Т-III-Т-II-Т-(I)-ПР
Условные обозначения: I; II; III; IV - номер передачи; ТД - торможение двигателем; Т - торможение рабочим тормозом; ПР - начало поворота руля.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.