Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава1. Теоретические основы руководства, власти и влияния






§ 1.1 Понятие и сущность руководства, власти и влияния

Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.[1]

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей. Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель

Руководство- функция менеджмента, содержание которой состоит в том, что руководитель на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть.

Власть- возможность влиять на поведение других лиц.

Макс Вебер выделял три типа законной власти, которая не заставляет других следовать за собой силой: рациональная, традиционная и харизматическая.

Как мы говорили выше, рациональная власть, основана на системе рационально продуманных целей и функций, рассчитанных на увеличение производительности организации. Власть сконцентрирована в должности человека. Это и есть бюрократия, одна из наиболее эффективных форм управления (по мнению Вебера), потому что она функционирует на базе общепринятых иерархий, вне зависимости от личностных особенностей и при помощи назначенных экспертов.

Преимущество бюрократической власти над другими состоит в ее иерархической форме, где роль каждого сотрудника определена четким регламентом, а должности связаны четкой вертикалью власти; где игнорируются личные качества во взаимоотношениях между сотрудниками организации, а отбор и выдвижение работников происходят в соответствии с их квалификацией.

Традиционная власть[2] в организациях рассматривалась Вебером как принадлежащая индивиду, но не организации. Такая форма типична для организаций, где власть переходит к лидеру от его предшественника, как в семейной бизнесе. Корнями эта система уходит в эпоху феодализма, с его правами и обязанностями, но все еще встречается в современных фирмах, где руководящие посты переходят по наследству. Традиционность, по Веберу, также проявляется в культуре тех компаний, где принцип " мы всегда так делали" противостоит критике со стороны новичков.

Традиция обладает огромным преимуществом-безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это обстоятельство повышает стабильность, так как организация не зависит от способностей какой-то одной личности. Большие вознаграждения в первую очередь тем, кто лучше всего подчиняется системе, а не тем, кто по-настоящему компетентен, подкрепляют способность организации использовать традицию с целью добиться покорности своих членов. Другим свойством является быстрота и предсказуемость влияния с помощью традиции.

Недостатки методики, опирающейся на традицию. Традиция может действовать и во вред организации. Чтобы соответствовать окружению, организация должна вносить изменения с свою стратегию и политику.

Организации, которые выдвигают традицию как аргумент в пользу сопротивления переменам, могут в конечном счете оказаться перед фактом вымирания. Если полагаться на традиционную власть, это обязательно породит проблемы, так как может войти в противоречие с ценностями современного трудящегося человека.

Харизматическая власть следующий вид власти. Харизматическая власть-это власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера или харизматическое влияние определяется отождествлением исполнителя лидером или неосознанным желанием подражать ему, а также потребностью исполнителя в принадлежности к его кругу и уважении. В противоположность безличному " должностному" влиянию традиции, харизматическое влияние- целиком личное. Даже невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером. На уровне подсознания исполнитель ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.

Некоторые характеристики харизматических личностей:

-обмен энергией. Создается впечатление, что эти люди излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;

-внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

-независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других;

-хорошие риторические способности и способности к межличностному общению;

-достойная и уверенная манера держаться. Они всегда собранны и владеют ситуацией.

Люди чаще всего подвержены влиянию тех, кто обладает чертами их характера и кто является их идеалом.

Влияние определяют как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны. Человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей — примером может служить коммунистическая идея.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — работе, необходимой для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть[3].

Способность руководителя оказывать влияние на подчиненных может определяться как личностными качествами менеджера, так и ситуационными факторами, а также объемом властных полномочий руководителя

§ 1.2 Взаимосвязь понятий “власть”, “влияние”, “руководство”

Руководство - это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности. Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство - это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

Влияние - это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.[4]

Власть - это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее.

Руководителю необходимо развивать власть потому, что, во-первых, руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, а во-вторых, потому, что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его приказов только потому, что он - начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

Зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей.

Таким образом, власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.