Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Методология экономической науки. Экономические модели и системы






ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МИКРОЭКОНОМИКА …………….2

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ………………..................2

Тема 1. Методология экономической науки. Экономические модели и системы…….2

Тема 2. Отношения собственности и товарно-денежные отношения………………….11

МОДУЛЬ 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА……...14

Тема 3. Теория поведения потребителя, индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и ее практическое значение…………………………....................14

Тема 4. Издержки и прибыль фирмы. Рыночное предложение………………………...20

Тема 5. Механизм конкурентного рынка и последствия фиксации цен……………...26

МОДУЛЬ 3. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА……………………………………..31

Тема 6. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур. Условия максимизации прибыли……………………………………………………………………..31

Тема 7. Особенности рынков факторов производства…………………………………..36

ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………..43

МОДУЛЬ 4. ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА…………………………50

Тема 8. Основы анализа государственного сектора и экономические функции правительства. Налоговая система………………………………………………………..50

Тема 9. Экономическая теория благосостояния. Распределение и перераспределение доходов…………………………………………………………………………………………60

МАКРОЭКОНОМИКА………………………………………………………………………65

МОДУЛЬ 5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. МОДЕЛЬ «СОВОКУПНЫЙ СПРОС-СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»……………………………………………………………………………65 Тема 1. Основные макроэкономические показатели…………………………………….66

Тема 2. Совокупный спрос и факторы, его определяющие……………………………..71

Тема 3. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Макроэкономическое равновесие………………………………………………………….73

Тема 4. Понятие экономического роста и его измерение………………………………..78

МОДУЛЬ 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ………………………………………………………………………..82

Тема 5. Экономический цикл и его фазы………………………………………………….82

Тема 6. Формы безработицы и ее естественный уровень……………………………….84

Тема 7. Инфляция и ее виды. Связь инфляции и безработицы: кривая Филлипса..87

МОДУЛЬ 7. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА……………………………………………...91

Тема 8. Финансовая система и ее структура……………………………………………..91

Тема 9. Денежно-кредитная политика…………………………………………………….95

Тема 10. Автоматическая и дискреционная фискальная политика………………….100

Тема 11. Внешнеэкономическая политика государства. Регулирование платежного баланса. Валютный курс…………………………………………………………………..104

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Тема 1. Методология экономической науки. Экономические модели и системы

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов воспроизводства:

1) какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества;

2) как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, т. е. с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в ограниченном количестве, и с использованием какой технологии;

3) для кого производить (в процессе решения этой задачи определяется структура социальных и производственных потребителей и формируются первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления).

В процессе решения этих вопросов между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ и услуг. Это и является определением экономики как объекта экономической теории.

Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества. В основу классификации разделов экономической теории положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень — функционирование фирм и домохозяйств (микроэкономика). Под домашними хозяйствами принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение.

Макроэкономика исследует национальное хо­зяйство как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов, экспорт, импорт и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

Выделяют также мезоэкономику - экономику отраслей, масштабных видов производственной деятельности, экономику регионов; мегаэкономику (мировую экономику) – исследующую важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

Методология - это учение о принципах по­строения, формах и способах научного позна­ния.

Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле­дованиях. Это — наблюдения (статистические), обработка полученно­го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Различают следующие общие методы познания экономической теории.

1. Индукция – выведение теоретических положений и принципов из фактов,

движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение познания от теории к фактам, от общего к частному. При этом формируют гипотезы (общие положения) и проверяют их истинность на конкретных фактах.

2. Анализ – разделение общего на части. Синтез – создание общего целого из разрозненных частей.

3. Модель – упрощённая картина действительности, отражающая только самые существенные особенности и закономерности объекта. Экономика оперирует количественными категориями и поэтому использует математический аппарат.

4. Абстракция – способ построения понятий, при котором отбрасываются все несущественные детали и получается совершенный идеальный объект, используемый для построения математических моделей и их анализа, формулировки законов.

Экономическая теория выполняет определенные функции. Первой функцией является познавательная, которая заключается в изучении экономической ситуации, анализе и систематизации данных, характеризующих социально-экономическую ситуацию в стране. Вторая функция – методологическая – заключается в разработке методов и средств научного инструментария экономических исследований. Третья – практическая функция – обеспечивает возможность проведения экономической политики. Четвертая – идеологическая – заключается в том, что экономическая теория позволяет сформировать современное для данной эпохи экономическое мышление.

Экономическая теория, предлагая эффективные решения проблемы редкости, не использует критерии справедливости.

Позитивная экономическая теория занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и закономерностей.

Нормативная экономическая теория охватывает моральные и стоимостные оценки экономических явлений и процессов, руководствуясь знанием позитивной экономики. Скажем, каков допустимый уровень инфляции или нормы процента? Следует ли через системы налогообложения перераспределять доходы в пользу бедных слоев общества? Какими темпами должны расти или сокращаться расходы на оборону? Ответы на эти вопросы диктуются политическим выбором.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие.

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и & постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством - функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, у является функцией х и записывается таким образом: у = f (x), где у - функция х, а х - аргумент функции.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4:. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают - нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

В микроэкономике применяются модели двух видов - оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических субъектов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические субъекты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический субъект не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Микроэкономическая теория лежит в основе разработки микроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, определяется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей и применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для осуществления этих целей.

Обратите внимание на то, что экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Блага – это то, что обладает полезностью для человека. Но блага делятся на даровые, или нередкие (их свойства – полезность), и экономические, относительно редкие блага (их свойства – это полезность + редкость = экономической ценности). Поэтому экономических благ на всех не хватает, их нужно производить, обменивать и распределять. В условиях натурального хозяйства достаточно отношений «производство-потребление»; или «производство-распределение–потребление»; в условиях товарных отношений возникает полный набор отношений воспроизводства: «производство-обмен -распределение –потребление».

В истории человечества существовали и существуют различные типы экономических систем: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.

Традиционные системы. В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие това­ры и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная экономика. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства.

Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни — от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приорите­тов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от об­щественных потребностей.

Рыночная экономика использует товарно-денежные отношения. Но это только один из способов решения проблемы удовлетворения потребностей в условиях редкости ресурсов для производства и редкости конечных благ, предназначенных для потребления домашними хозяйствами. Например, жребий – это тоже экономический механизм решения проблемы редкости, но это – не рыночный механизм.

Конкуренция, цена, спрос и предложение являются элементами рыночной системы, связь между производством и потреблением в которой осуществляются посредством конкурентного механизма.

Конкурентный механизм является основой рыночной экономической системы. Именно здесь в полной мере существует борьба за покупателя и ресурсы, тогда как в плановой и командной экономике данные вопросы решаются государством, а в традиционном обществе – на основе веками сложившихся правил.

В качестве условий возникновения рынка выделяют разделение труда, ведущее к специализации и обмену, обособленность хозяйствующих субъектов, свободу осуществления предпринимательской деятельности. К условиям возникновения рынка не относится функционирование института государства.

Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм. Проиллюстрируем это на примере экономики не­которых развитых стран.

Шведская система характеризуется энергичным участием государ­ства в обеспечении экономической стабильности и перераспределе­нии доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Главное достоинство швед­ской модели состоит в том, что она сочетает высокий экономиче­ский рост с высоким уровнем благосостояния населения и с обес­печением полной занятости.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государствен­ные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Материальное производство – процесс непрерывного производства материальных благ. В основе материального производства лежит процесс труда, состоящий из отдельных элементов: средств труда, предметов труда, самого труда, связанного с его субъектом – человеком. Труд – это целенаправленное воздействие человека на природу с целью приспособить её для своих потребностей.

Нематериальное благо – то благо, ценность которого заключается не в его материальных свойствах (как у станка, здания, хлеба), а в свойствах идеальных, связанных с представлениями людей или общества в целом о ценности таких благ. К нематериальным благам можно отнести стихи, картину, модную одежду (ценность как модной вещи), деньги, лицензии и патенты, законы.

Ресурсы - это все то, то используется для производства и реализации товаров и услуг.

Экономические ресурсы - это ресурсы, рассматриваемые с точки зрения редкости и ограниченности. Редкость означает то, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовле­творения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.

Ограниченность ресурсов бывает абсолютной и относи­тельной. Абсолютная ограниченность характерна для природ­ных И трудовых ресурсов, относительная - для материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Среди производственных ресурсов (факторов производства) выделяют природные (естественные), материальные, фи­нансовые, информационные, трудовые ресурсы.

К природным (естественным) ресурсам относятся земля, нефть, газ, расте­ния, леса и т. д. Среди них различают возобновляемые ресурсы (леса, растения, почва и т. д.), не возобновляемые (нефть, газ, уголь), неисчерпаемые (морские приливы и отливы, солнечная радиация, воздух, энергия ветра и воды), заменимые (топливные ресурсы на солнечную или атомную энергию), незаменимые (воздух, питьевая вода, мясо и т. д.). Плата за использование этих ресурсов носит название «рента».

К произведенным материальным ресурсам относится все то, что создано руками человека (здания, сооружения, оборудование, машины и т.д.). Эти ресурсы называются «капитал», а плата за них – «процент» (а в случае начисления амортизации – «арендная ставка», включающая процент и норму амортизации).

Капитал, материализованный в средствах труда (зданиях, сооружениях, станках и т. д.), функционирующий В производ­стве несколько лет и пере носящий свою стоимость на готовый продукт по частям в виде амортизационных отчислений, есть основной капитал. Другая часть капитала, включающая пред­меты труда (сырье, материалы, энергия и т. д.) И пере носящая свою стоимость на готовый продукт сразу, является оборотным капиталом. Деньги, затраченные на оборотный капитал, воз­вращаются к предпринимателю сразу после реализации про­дукции.

К человеческим ресурсам относят рабочую и силу и предпринимательскую способность.

Рабочая сила – это совокупность физических, умственных (память, мышление, знания), духовных (например, воля) способностей человека к труду, применимых в конкретном виде производства. То есть у человека может быть несколько «рабочих сил». Плата за использование рабочей силы – заработная плата.

В составе рабочей силы (возможностей) можно выделить человеческий капитал и природные способности (таланты, предрасположенности).

Предпринимательскими способностями называют способность эффективно организовывать все остальные виды ресурсов для производства благ.

Эффективность – это отношение результатов к затратам, то есть ее прямой показатель можно определить как частное от деления объема выпуска и затрат ресурсов. Такой показатель называется отдачей. Обратный показатель, когда определяют, сколько ресурсов затрачено на производство одной единицы продукта, получил название емкости.

Плата запредпринимательскую способность называется прибыль (остаточный доход после оплаты остальных факторов производства); если же сам предприниматель выполняет функции руководителя предприятия или работника на малом предприятии, тогда он получает также предпринимательский доход, включающий прибыль и доход от участия в управлении. или производстве.

К информационным ресурсам относятся данные, не­обходимые для функционирования автоматизированного произ­водства и управления или с помощью компьютерной техники.

Потребности человека безграничны. Однако возможности производства ограничены. Поэтому каждой экономической системе приходится делать выбор: какие наборы товаров производить при данных ресурсах на данной территории и в данное время. Требуется сделать оптимальный выбор, дающий максимум результата при наименьших затратах. Проблема выбора иллюстрируется кривой производственных возможностей.

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн. шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл. 1. и рис. 1.).

 

Рис. 1. Граница производственных возможностей

 

Таблица 1. Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

Выявление наиболее типичных черт поведения экономических агентов (агрегирование агентов) и наиболее существенных закономерностей функционирования экономических рынков (агрегирование рынков) позволяет агрегировать макроэкономические взаимосвязи, то есть исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках. Это делается с помощью построения схемы кругооборота продукта, расходов и доходов (или модели круговых потоков – model of circular flows).

Сначала рассмотрим двухсекторную модель экономики, состоящую только из двух макроэкономических агентов – домохозяйств и фирм - и двух рынков – рынка товаров и услуг и рынка экономических ресурсов (рис 2).

 

Рис. 2. Модель кругооборота доходов и расходов в экономике.

 

Домохозяйства покупают (предъявляют спрос на) товары и услуги, которые производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности - (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домохозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов (consumption spending). Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают выручку от продаж (revenue), из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой издержки (costs), а для домохозяйств – факторные доходы (income) – заработную плату (за фактор труд), ренту (за фактор землю), процент (за фактор капитал) и прибыль (за фактор предпринимательские способности), сумма которых составляет национальный доход.

Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков. Материальные потоки движутся против часовой стрелки, а денежные – по часовой стрелке. Спрос движется по часовой стрелке, а предложение – против.

Из схемы следует, что: 1) стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; 2) национальный продукт равен национальному доходу; 3) совокупный спрос равен совокупному предложению; 4) совокупные доходы равны совокупным расходам.

Основой для принятия решений рациональными экономическими агентами – домашними хозяйствами, фирмами, государственными органами – являются определенные экономические принципы тиндивидуального поведения, которые рассмотрим ниже.

Принцип 1. Человек выбирает.

Первый вывод урока по поводу принятия решений формулируется следующим образом: «Бесплатных обедов не бывает». Чтобы получить какую-то необходимую человеку вещь, ему обычно приходится отказываться от другой, не менее ценной. Принятие решения требует противопоставления одной цели другой. Представим студента, который решает проблему распределения своего наиболее ценного ресурса — времени. Она может провести весь день за чтением учебника по экономикс (современное направление экономической теории), или все свое время потратить на изучение психологии, или поровну распределить его на эти две науки. Посвятив один час какому-то одному предмету учебной программы, она теряет час, который могла бы использовать для расширения знаний в другой области. И каждый час, который она тратит на учебу, девушка могла бы использовать для активного отдыха, или работы, позволяющей ей получить дополнительные денежные средства. Выбор: автомобили или самолеты представлен был выше на рис.1.

Другая задача, решение которой приходится искать обществу, - это выбор между эффективностью и равенством. Эффективность означает, что общество получает максимум возможных благ от использования своих ограниченных ресурсов. Равенство означает, что полученные в результате использования этих ресурсов блага справедливо распределяются между всеми членами общества. Эффективность определяет размер экономического пирога, а равенство – способ его нарезки на части. Нередко, когда политика государства изменяется, эффективность и равенство вступают в конфликт. Перераспределение государством доходов от богатых к бедным обесценивает награду за упорную работу, вследствие чего интенсивность труда людей и выпуск товаров и услуг начинают снижаться. Другими словами, когда правительство старается разрезать экономический пирог на более равные куски, уменьшается сам пирог. Но нельзя игнорировать бедность только потому, что помощь общества снижает стимулы к труду. Признание необходимости выбора важно потому, что если мы осознаем его последствия, то получаем возможность принять правильное решение.

Принцип 2. Стоимость чего-либо — это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое.

Необходимость выбора, принятие человеком осознанного решения требуют сравнения издержек и выгод альтернативного варианта действий.

Рассмотрим, например, процесс принятия молодым человеком решения о поступлении в университет. Благо, которое он, возможно, получит, состоит в интеллектуальном обогащении и перспективах получения хорошей работы. Но каковы издержки? За обучение, учебники, комнату в общежитии и питание ему необходимо будет заплатить определенную сумму денег. И это далеко не все, от чего придется отказаться студенту ради нескольких лет обучения в университете. Для большинства студентов очной формы обучения деньги в форме заработной платы, которых они лишаются при поступлении в университет, - основная часть издержек образования.

Альтернативные издержки или издержки упущенных возможностей - это то, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Это лучшая из упущенных возможностей, не реализованная из-за выбора другой возможности.

Принцип 3. Рациональные люди мыслят в терминах маржинальных (предельных) изменений.

Принятие многих жизненно важных решений подразумевает внесение незначительных изменений в существующий план действий, которые экономисты называют маржинальны- ми изменениями. Всегда следует помнить о том, что «маржинальные» изменения представляют собой лишь небольшие корректировки того, что вы уже делаете. Рациональные люди часто принимают решения, сравнивая маржинальные выгоды и маржинальные издержки.

Возможно, вы уже отучились в университете несколько лет, но вам не хватает денег для оплаты за продолжение обучения, и поэтому вы решаете, следует ли оставаться в нем после получения бакалаврской степени. Для принятия такого решения вам необходимо знать, какие дополнительные выгоды принесет вам еще один год учебы (более высокая заработная плата в течение всей жизни и удовольствие от процесса обучения) и дополнительные издержки (плата за еще один год обучения и неполученная за это время заработная плата). Сравнивая эти маржинальные выгоды и маржинальные издержки, вы можете оценить, стоит ли вам учиться еще один год.

Рациональное решение принимается и реализуется только в том случае, если маржинальные выгоды такого решения превышают маржинальные издержки. Это объясняет, почему авиакомпании могут продавать дополнительные билеты по цене ниже средней стоимости и почему люди за алмазы желают платить более высокую цену, чем за воду (хотя общая полезность воды выше, чем у алмазов).

Принцип 4. Люди реагируют на стимулы.

Так как люди принимают решения посредством сравнения издержек и выгод, их поведение может измениться при изменении издержек или выгод. То есть люди реагируют на стимулы. Когда возрастает цена на яблоки, люди могут принять решение покупать больше груш и меньше яблок, потому что расходы на покупку яблок выше.

Повышение налогов на бензин, например, вынуждает людей меньше ездить или покупать более экономичные автомобили. Это также стимулирует людей чаще использовать общественный, а не личный транспорт и подыскивать жилье, расположенное ближе к месту работы. Если бы этот налог стал достаточно высоким, то возможно, люди перешли бы на использование электромобилей. Когда государственные деятели оказываются не в состоянии правильно оценить влияние своих решений на стимулы, которые определяют поведение людей, они могут получить результаты, противоположные ожидаемым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.