Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие финансовых правоотношений, их субъекты. Ключевые особенности






Особенности финансовых правоотношений заключаются в том, что они:

1) возникают в сфере государственной деятельности в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

2) одним из субъектов данных отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (судебный, законодательный, исполнительный);

3) обязательным объектом всегда выступают деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъекты финансовых правоотношений:

· физические лица (граждане),

· юридические лица, а также организации, не наделенные правами юридического лица,

· государственные образования (РФ и субъекты РФ – статья 124 ГК РФ)

· муниципальные (местные) образования (в Москве – внутригородские муниципальные образования – ВМО)).

Финансовые правоотношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли права, раздела и института финансового права на следующие виды:

1) бюджетные правоотношения;

2) налоговые правоотношения;

3) неналоговые правоотношения;

4) финансовые правоотношения:

· в области государственного кредита;

· в области страхования;

· при осуществлении государственных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;

· в области банковской деятельности;

· в области денежного обращения и расчетов;

5) валютные правоотношения.

В зависимости от объекта правового регулирования различают материальные и процессуальные финансовые правоотношения.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Финансовые правоотношения возникают между:

· органами государственной власти;

· органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· законодательными органами и органами исполнительной власти;

· органами исполнительной власти и судебными органами;

· финансовыми и кредитными организациями;

· государственными унитарными предприятиями и их вышестоящими органами управления;

· государственными учреждениями и их вышестоящими органами;

· финансовыми органами и хозяйствующими субъектами;

· налоговыми органами и хозяйствующими субъектами;

· налоговыми органами и гражданами;

· ЦБ и кредитными организациями;

· кредитными организациями и хозяйствующими субъектами и т.д.

9.Система отрасли финансового права: дискуссионные вопросы

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права – общая и особенная части.

К общей части относятся:

· правовые нормы (корпоративные, моральные, нравственные, религиозные, социальные);

· нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений, а также вопросы регулирования и финансового контроля государства.

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

· бюджетной системы;

· внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

· финансов государственных и муниципальных предприятий;

· государственных и муниципальных доходов;

· государственного и муниципального кредита;

· организации имущественного и личного страхования;

· государственных и муниципальных расходов;

· банковского кредитования;

· денежного обращения и расчетов;

· валютного регулирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.