Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святая неугасимая вера






Религия добра и мира

«На пороге нового тысячелетия колыбель

всех мировых религий получает новый импульс

развития для достижения более высокой

ступни духовной эволюции, чтобы жить в

гармонии с природой и силами Вселенной»

Гомбоев С.Ж., заарин бее.

Традиционной религией бурят, как и всех коренных народов Сибири и Центральной Азии, является шаманизм. Главное и характерное в этой религии – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отведения беды. Начальный этап ее истории восходит к первобытно-общинному строю. В своем становлении и развитии он прошел целый ряд этапов, испытал влияние различных систем идеологии народов мира.

К сожалению, в советский период бурятский шаманизм, как и религии других народов России, подвергся небывалым гонениям и критике. Во-первых, европоцентристский и христианский высокомерные подходы привели к тому, что шаманизм стал рассматриваться как самая отсталая и примитивная религия в мире, а служители культа-только лишь обманщиками и шарлатанами. Во-вторых, в резком падении шаманизма и его деградации большую роль сыграла коммунистическая идеология, которая считала его опиумом народа, подлежащим неуклонному искоренению. В итоге к концу первой половины XIX в. шаманизм оказался вытесненным из жизни, шаманские культовые места уничтожены, многие шаманы репрессированы.

В новых условиях шаманизм вышел на открытые просторы, «потребность» в нем, как и в христианстве, буддизме и т.д., выросла неизмеримо. Он стал своеобразным символом национального духа и самосознания. «Согласно археологическим данным, религиозным верованиям Байкальского региона уже 30 и более тысяч лет… Бурятский шаманизм-полная и завершенная форма религии…» (М.Д. Зомонов).

Возрождению и развитию шаманизма способствовал Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года, где в ряде статей предусмотрены государственно-религиозные отношения. В декабре 1997 года был принят Закон РБ «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия». В последующем в закон вносились дополнения и изменения.

Святая неугасимая вера

«Вселенная, Земля, Человек, животный растительный мир неразделимы, Земля – это центр, средоточие Космоса. Земля и Небо в соединении друг с другом осуществляют творческий акт, они творцы всего сущего, потому священны как в целом, так и во всех своих частях. Почитание Неба и Земли – воды – стержень всего комплекса верований шаманизма» (Т.М. Михайлов). В шаманизме почитание сакральных культовых мест связано не только с духами, онгонами, заяанами, к которым обычно обращены обрядовые церемонии. Эти ритуалы имеют более глубокий смысл и содержание. Шаманские культовые места являются «контактными энергетическими зонами», «местами силы», обладают циркулирующей жизненной энергией на некоторых участках земли, где выражены радиационные, электромагнитные, гравитационные и другие аномалии физических полей земли. В таких местах встречаются геохимические отклонения, усилен мутагенез. Именно такие необычные по энергетике участки являются шаманскими культовыми местами поклонения – пантеонами, местом общения с духами святых, ангелами-хранителями рода, эжинами, духами местностей и гор, наконец, тэнгэринами – небожителями и Абсолютным Духом Вселенной. Шаманизм, как великая всеобщая вера, явился прародителем ныне существующих мировых религий, в основу которых заложены в той или иной степени шаманские обрядовые действия, заимствованы культовые атрибуты, его нравственно-этическое, философское мировоззрение. Буддизм возник 2500 лет назад, христианство-2000, а ислам -900-800 лет назад. Однозначно можно утверждать, что шаманизм – это великая религия не только прошлого и настоящего, но и будущего. Необходимость веры в Бога, сохранение чувственного отношения к природе и окружающим людям-закономерное явление в человеческом обществе. Шаманские боги, эзэны, заяаны зовут к миру и дружбе, требуя соблюдения заветов далеких и близких предков.

Михайлов Т.М., доктор исторических наук

заслуженный деятель науки РФ и РБ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.