Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов и налогов






Проанализируем, какое влияние на совокупный спрос и объемы национального производства оказывают правительственные расходы и налоги, т.е. рассмотрим воздействие фискальной политики на совокупный спрос.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок.

Их отличительный признак в том, что потребителем выступает государство. Их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Совокупные расходы государства находят выражение в расходной части государственного бюджета. Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества, поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении социально-экономического развития.

В США и Великобритании государство, как покупатель, обеспечивает реализацию до 20 % ВНП. Используется для этого и система государственного заказа, которая привлекает компании гарантированным рынком сбыта, отсутствием риска неплатежей, наличием налоговых, кредитных льгот и т.д.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

,

где: КG – мультипликатор государственных расходов; ∆ ВНП – приращение валового национального продукта; ∆ G – приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов мы можем определить, используя предельную склонность к потреблению – МРС. В итоге, мультипликатор государственных расходов будет равен:

Следовательно:

Следовательно, если государство повышает объем своих расходов на определенную величину, не увеличивая при этом статей дохода, то получается данный прирост дохода. Поэтому изменение величины государственных расходов вызывает изменение доходов, пропорциональное изменению величины расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономической точки зрения, такая идентичность не удивляет. Действительно, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, это вызывает “первичное” возрастание валового национального продукта, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на основе собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т.д. Это, по существу, означает, что изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Налоги также приводят к мультипликационному эффекту, но оказывают гораздо меньшее воздействие, чем государственные расходы. Это объясняется тем, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных - потребление. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государственных расходов. Это вытекает из того, что налоги и государственные расходы оказывают разное влияние на совокупные расходы, т.е. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению – МРС. Следовательно,

где: Кнал . – мультипликатор налогов; КG – мультипликатор государственных расходов

Возникает вопрос: почему мультипликатор налогов меньше на величину МРС? Это происходит по той причине, что каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государство сокращает налоги, то только часть их уходит на потребление, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.