Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жгучий брюнет, проливной дождь, круглый дурак.






В каждой паре первое слово имеет один и тот же смысл, а именно: оно выражает высокую степень того, что обозначается вторым словом пары, (жгучий в сочетании с брюнет указывает да высокую степень „ “брюнетистости”, проливной (дождь) - на высокую степень дождя: круглый (дурак) - на высокую степень глупости).

Задание 1, продолжить ряд.

(веский довод, глубокая ошибка, тяжелая рана, кромешная тьма и т.д.)

Приведем еще два ряда пар; в каждом ряду первое слово в каждой паре имеет один и тот же смысл:

1. благотворное влияние, удачная покупка, счастливый брак, благоприятные условия.

2. Вызывать раскол, наводить порядок, создавать условия, разбивать сквер, сеять панику.

Задание 2. Объясните, каков общий смысл первых слов в каждой паре в ряду 2, а какой - в ряду 3. В каждый ряд добавьте еще по несколько пар, у которых первое слово имеет тот же смысл, что и во всем ряду.

Задание 3. Придумайте сами несколько других рядов пар, таких, чтобы в каждом ряду первое слово имело один и тот же смысл (в каждом ряду - свой).

* Первые слова в сочетаниях второго ряда имеет значение: „то, что обозначено вторым словом, является хорошим “ (положительная оценка, заманчивое предложение...)

Первые слова в сочетаниях третьего ряда имеют общий смысл: “ делать так, чтобы, сшить возникло то, что обозначено вторым словом” (извлекать звук, созвать совещание костюм и т.д.)

Как же методически правильно спланировать и построить работу по решению лингвистических задач?

Конечно же, некоторые из них можно давать в ходе изучения соответствующего раздела языкознания. Но не будем забывать, что многие задачи требуют комплексного подхода, особенно в старших классах. И здесь учитель должен иметь свою систему работы над таким материалом.

На решение лингвистических задач можно в начале каждого урока уделить несколько минут; более трудные задачи можно разбирать на отдельных уроках - уроках решения лингвистических задач. Например, один раз в месяц или два раза в четверть.

Учащимся нравятся такие уроки, они учатся наблюдать за происходящими в языке различными явлениями, анализировать их (часто в сопоставлении с другими языками): У школьников развивается интерес к предмету “Русский язык”, тяга к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, к работе со словарями, справочниками. И тем самым происходит соприкосновение с большой наукой – лингвистикой!

В качестве примера использования такого рода средств при углубленном изучении русского языка прилагаем урок на тему: “Решение лингвистических задач” (Приложение №1).Данный урок можно провести как в среднем, так и в старшем звене обучения в зависимости от подготовленности класса.

В “Приложении №2” содержится мультимедийная презентация к уроку.

 

 

Найти лингвистические задачи можно в неоднократно издававшихся сборниках задач (сборник задач олимпиад с 1965 по 1976 год свободно доступен в интернете, PDF, 5 Мб). Но, конечно, самые свежие задачи ожидают тех, кто 22 ноября придет на очередную Традиционную олимпиаду по лингвистике, которая пройдет в Москве и в Санкт-Петербурге.

Полезные ссылки:
1) Сайт олимпиады в Москве.
2) Сайт олимпиады в Санкт-Петербурге.
3) Задачи прошлых олимпиад (PDF, 5 Мб).
4) Страница олимпиады на сайте ОТиПЛа (филологический факультет МГУ).
5) Страница олимпиады на сайте РГГУ.
6) Об истории олимпиады.
7) О лингвистических задачах.
8) Лингвистика для школьников.

Александр Пиперски, https://elementy.ru/news/431193






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.