Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка .






Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это? а) кости; б) мозги; в) труба; г) ум; д) щеки.

Определите части речи в лингвистической " задачке" академика Л.В. Щербы:

quot; Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка".

Самая большая ошибка, которую может сделать человек, увидев лингвистические задачи впервые в жизни, это подумать: «Какой ужас! Я не знаю тагальского языка, никогда не слышал про язык деху, не умею читать глаголицу, не владею жестовым языком японских биржевых маклеров, как же я буду это решать? Для кого вообще эти задания?», а затем закрыть страницу и больше никогда к лингвистическим задачам не возвращаться.

Для решения самодостаточных лингвистических задач не надо знать язык, которому они посвящены, и лингвистику тоже знать не надо: все необходимые данные есть в условии. К ним надо прибавить только знание родного языка и логическое мышление. Каждая задача содержит какое-нибудь любопытное явление какого-нибудь языка, открыть это явление — и значит решить задачу.

Специально для Олимпиады по лингвистике был изобретен особый тип задач, из привычных аналогий больше всего напоминающий логические математические задачи. Анализируя представленный в лингвистической задаче материал родного или, наоборот, совсем неизвестного языка, можно самостоятельно обнаружить интересные лингвистические явления. Важная особенность таких задач — их самодостаточность: для решения не нужно пользоваться ни словарями, ни грамматиками, ни научной литературой — надо полагаться только на логическое мышление, языковую интуицию и материал, приведенный в задаче. Первая традиционная олимпиада по языковедению и математике, на которой школьники получили возможность попробовать свои силы в решении таких задач, прошла в Москве в 1965 году.

Для неспециалистов наука о языке — лингвистика — ассоциируется прежде всего со школьным курсом русского языка (ну и, отчасти, иностранных языков), который многим кажется одним из самых скучных предметов. От школьной науки о языке в памяти часто остается только бесконечное количество правил, нередко противоречащих друг другу, которые надо было заучивать наизусть. После школы большинство людей в лучшем случае думает, что наука о языке занимается тем, что отвечает на вопросы вроде «на какой слог падает ударение в слове звонит?», «как правильно переносить слово абстрактный?», «пишется ли слово поодиночке слитно, раздельно или через дефис?» и «как ставить запятые в сложном предложении?».

Конечно, лингвисты занимаются в том числе и вопросами нормы («как правильно?»), но главное, что их интересует, — это как устроен язык вообще. И об этой стороне лингвистики люди, не имеющее прямого отношения к этой науке, обычно не догадываются. Поэтому школьники, впервые столкнувшись на лингвистической олимпиаде с необычными задачами, совершенно непохожими на то, что изучают в школе, бывают приятно удивлены, а некоторые и поражены в самое сердце, и интерес к лингвистике после решения таких задач остается у них на всю жизнь.

Попробуем и мы решить несложную лингвистическую задачу (автор — А. Н. Журинский).

Даны слова на языке суахили (Восточная Африка) и их переводы на русский язык в другом порядке:

mtu, mbuzi, mgeni, jito, jitu, kibuzi

великан, козочка, гость, коза, человек, большая река

Задание. Установите, какой перевод соответствует каждому слову.

Решение. Все слова на языке суахили легко делятся на две части. Можно предположить, что эти части — морфемы, самые короткие языковые единицы, обладающие значением. Посмотрим, какие комбинации морфем встречаются в задаче:

  -buzi -geni -to -tu
ji-     + +
ki- +      
m- + +   +

Теперь надо установить, что означает каждая морфема. В этом нам помогут русские переводы. В них отчетливо выделяются значения ‘гость’, ‘коза’, ‘река’, ‘человек’. Можно классифицировать их и на другом основании и выделить слова с увеличительным и уменьшительным значением, а также нейтральные слова. Построим таблицу:

  ‘гость’ ‘коза’ ‘река’ ‘человек’
уменьшительное   +    
нейтральное + +   +
увеличительное     + +

Осталось только понять, как переставить строки и столбцы в двух таблицах так, чтобы одна таблица наложилась на другую. Сделать это нетрудно, и в результате мы получаем ответ:

m - нейтральное, ji - — увеличительное, ki - — уменьшительное значение; -buzi — коза, -geni — гость, -to — река, -tu — человек.

mtu — человек, mbuzi — коза, mgeni — гость, jito — большая река, jitu — великан, kibuzi — козочка.

Решив эту задачу, мы фактически сделали то, что делают лингвисты, исследуя малоизученные языки: взяв совершенно незнакомый нам материал, мы проанализировали его внутреннюю структуру, поняли некоторые закономерности языка суахили и даже смогли частично описать грамматику этого языка (ведь мы разобрались в том, как употребляются суахилийские приставки!).

Но, конечно, лингвист может заниматься не только экзотическими языками, но и своим родным языком, а также универсальными свойствами всех человеческих языков. Такие исследования тоже могут быть смоделированы в лингвистических задачах.

В качестве примера приведем более сложную задачу (автор — Б. Л. Иомдин).

Даны пары близких по смыслу глаголов:

обвинять — упрекать

обещать — сулить

приказывать — командовать

умолять — упрашивать

советовать — консультировать

Известно, что в каждой паре первый глагол обладает особенностью, которой нет у второго глагола.

Задание 1. Определите, что это за особенность.

Задание 2. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые также обладают этой особенностью: вымогать, грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять, отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать, ругать, сдаваться, требовать.

Задание 3. Придумайте еще два глагола, обладающих той же особенностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.