Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния В1—В7; C1, С2.






 

Вот оно, глу­пое сча­стье, С бе­лы­ми ок­на­ми в сад! По пруду ле­бе­дем крас­ным Пла­ва­ет тихо закат. Здрав­ствуй, зла­тое за­ти­шье, С тенью берёзы в воде! Га­ло­чья стая на крыше Слу­жит ве­чер­ню звез­де. Где-то за садом не­сме­ло, Там, где ка­ли­на цветёт Неж­ная де­вуш­ка в белом Неж­ную песню поёт. Сте­лет­ся синею рясой С поля ноч­ной хо­ло­док... Глу­пое, милое сча­стье, Све­жая ро­зо­вость щек!

С. Л. Есе­нин, 1918

 

11. За­да­ние 9 № 1522. Сти­хо­тво­ре­ние на­чи­на­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся упо­ми­на­ни­ем о «глу­пом сча­стье». Как на­зы­ва­ет­ся такой тип ком­по­зи­ции про­из­ве­де­ния?

 

12. За­да­ние 10 № 1523. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Здрав­ствуй, зла­тое за­ти­шье»)?

 

13. За­да­ние 11 № 1524. Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1) ме­та­фо­ра

2) ги­пер­бо­ла

3) гро­теск

4) эпи­тет

5) ин­вер­сия

 

14. За­да­ние 12 № 1525. Каким раз­ме­ром на­пи­са­но при­ведённое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на (дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп)?

 

15. За­да­ние 15 № 1528. По­че­му пред­став­лен­ная по­этом кар­ти­на на­зва­на «милым, глу­пым сча­стьем»?

 

16. За­да­ние 16 № 1529. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема сча­стья и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем С. А. Есе­ни­на?

 

17. За­да­ние 17 № 1914. Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте раз­вер­ну­тый ар­гу­мен­ти­ро­ван­ный ответ в жанре со­чи­не­ния объёмом не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов).

Опи­рай­тесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния.

Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те­зи­сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх сти­хо­тво­ре­ний).

Ис­поль­зуй­те тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния.

Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со­чи­не­ния.

Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз­бор­чи­во, со­блю­дая нормы речи.

 

C5.1 Как в поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» рас­кры­ва­ет­ся вза­и­мо­связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды?

C5.2 В чём за­клю­ча­ют­ся при­чи­ны драмы Ка­те­ри­ны Ка­ба­но­вой? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».)

C5.3 По­че­му рас­сказ М. Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль» от­но­сят к ро­ман­ти­че­ской прозе?

 

Ка­те­го­рия сча­стья — тема фи­ло­соф­ской ли­ри­ки. Так или иначе раз­мыш­ле­ния по­этов о смыс­ле жизни, о че­ло­ве­че­ских цен­но­стях свя­за­ны с рас­кры­ти­ем этой темы. Так, у А. С. Пуш­ки­на сча­стье — это сама жизнь, с ее ра­до­стя­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми. Для Есе­ни­на сча­стье — это еди­не­ние че­ло­ве­ка с при­ро­дой, имен­но этим до­сти­га­ет­ся гар­мо­ния. По­доб­ное трак­то­ва­ние темы сча­стья на­хо­дим и у Игоря Се­ве­ря­ни­на. Ра­до­стью, вос­тор­гом и вос­кли­ца­тель­ны­ми зна­ка­ми на­пол­не­но сти­хо­тво­ре­ние «Ве­сен­ний день». Герой весел, молод, влюб­лен, готов об­нять весь мир, его душа рвет­ся и поет:

Ско­рей бы – в брич­ке по уха­бам!

Ско­рей бы – в юные луга!

Смот­реть в лицо ру­мя­ным бабам!

Как друга, це­ло­вать врага!

Шу­ми­те, веш­ние дуб­ра­вы!

Расти, трава! Цвети, си­рень!

Ви­нов­ных нет: все люди правы

В такой бла­го­сло­вен­ный день!

 

 

C5.1 Как в поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» рас­кры­ва­ет­ся вза­и­мо­связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды?

 

В от­но­ше­нии к при­ро­де ярко рас­кры­ва­ют­ся ха­рак­те­ры ге­ро­ев поэмы М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри». Вот, на­при­мер, мо­на­хи мо­на­сты­ря, за­те­рян­но­го среди гор и лесов «там, где, сли­вал­ся, шумят, об­няв­шись, будто две сест­ры, струи Араг­вы и Куры». За­пер­тые в сте­нах мо­на­сты­ря, мо­на­хи от­де­ли­ли себя от при­ро­ды. Они не за­ме­ча­ют кра­со­ты окру­жа­ю­ще­го мира, бо­ят­ся ветра, дождя, грозы, мол­ний. Не видя и не слыша ни­че­го, кроме ко­ло­коль­но­го звона, «келий душ­ных и мо­литв», эти люди ка­жут­ся мне сле­пы­ми и глу­хи­ми, хотя у них есть глаза и уши. Мцыри со­всем дру­гой. За­ды­ха­ясь в удуш­ли­вой ат­мо­сфе­ре мо­на­сты­ря, он меч­та­ет лишь об одном — по­быст­рее вы­рвать­ся от­сю­да, хоть раз уви­деть леса, горы, услы­шать жур­ча­ние ручья и рев реки. Плен­ник с дет­ства, Мцыри бре­дит сво­бо­дой. И од­на­ж­ды ночью, в «ужас­ный час» грозы, юный по­слуш­ник убе­га­ет из сво­е­го за­то­че­ния. Три дня, ко­то­рые он про­вел на воле, Мцыри счи­та­ет луч­ши­ми в своей жизни. Ски­та­ясь по горам, всту­пая в же­сто­кую схват­ку с лес­ным бар­сом, Мцыри не чув­ство­вал себя оди­но­ким. Рас­тво­рив­шись в при­ро­де, бег­лец из­бе­гал встреч с че­ло­ве­ком. Имен­но в кон­так­те с окру­жа­ю­щим миром про­яви­лись такие его за­ме­ча­тель­ные ка­че­ства как сме­лость, му­же­ство, ре­ши­тель­ность, спо­соб­ность го­ря­чо и са­мо­заб­вен­но лю­бить.

 

C5.2 чём за­клю­ча­ют­ся при­чи­ны драмы Ка­те­ри­ны Ка­ба­но­вой? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».)

 

Судь­ба глав­ной ге­ро­и­ни пьесы Ка­те­ри­ны Ка­ба­но­вой в самом деле тро­га­ет своей дра­ма­тич­но­стью. Ге­ро­и­ня про­ти­во­по­ста­ви­ла себя не­ве­же­ству и за­ко­ре­не­ло­сти, ца­ря­щих в об­ще­стве, где нет места ду­хов­но ода­рен­ным на­ту­рам. Не­рав­ная борь­ба с че­ло­ве­че­ской черст­во­стью при­во­дит Ка­те­ри­ну к доб­ро­воль­ной смер­ти, за­вер­ша­ю­щей дра­ма­ти­че­скую судь­бу ге­ро­и­ни и сам ход пьесы. Вы­рос­шая в воль­ной об­ста­нов­ке род­ной семьи, Ка­те­ри­на была чрез­вы­чай­но эмо­ци­о­наль­ной и ис­крен­ней на­ту­рой, от­ли­ча­ясь от пред­ста­ви­те­лей «тем­но­го цар­ства» глу­би­ной своих чувств, прав­ди­во­стью и ре­ши­тель­но­стью. От­кры­тая дру­гим людям, Ка­те­ри­на не умела об­ма­ны­вать и ли­це­ме­рить, по­это­му не при­жи­лась в семье мужа, где даже ее ро­вес­ни­ца Вар­ва­ра Ка­ба­но­ва счи­та­ла глав­ную ге­ро­и­ну слиш­ком «муд­ре­ной», даже чуд­ной. В этом и за­клю­ча­ет­ся кон­фликт Ка­те­ри­ны с «тем­ным цар­ством» и драма ге­ро­и­ни.

 

C5.3 По­че­му рас­сказ М. Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль» от­но­сят к ро­ман­ти­че­ской прозе?

 

Ис­сле­до­ва­ния Горь­ко­го о че­ло­ве­ке вы­ра­зи­лись в рас­ска­зах: «Макар Чудра», «ста­ру­ха Изер­гиль», «Чел­каш» и во­пло­ти­лись в образ ро­ман­тич­но­го героя. Герой ран­них ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зов Горь­ко­го мно­го­лик, сло­жен, но глав­ное для него – это сво­бо­да, не­за­ви­си­мость. Его ха­рак­тер, жиз­нен­ная фи­ло­со­фия не все­гда дана прямо. Ро­ман­ти­че­ские об­ра­зы со­зда­ют­ся ле­ген­да­ми, ко­то­рые они рас­ска­зы­ва­ют, с по­мо­щью про­ти­во­сто­я­ния дру­гим ге­ро­ям, пей­за­жем и порт­ре­том. Таким же не­за­ви­си­мым, воль­ным че­ло­ве­ком яв­ля­ет­ся и Ста­ру­ха Изер­гиль. Ее образ дан в свете иде­аль­но­го че­ло­ве­ка, его бес­ко­неч­ной любви к людям (Данко) и ан­ти­иде­аль­но­го, же­сто­ко­го ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма (Лара). В об­ра­зе Данко во­пло­ти­лась мечта Горь­ко­го о че­ло­ве­ке с «солн­цем в крови». Од­на­ко этой ле­ген­дой автор го­во­рит, что в мире встре­ча­ют­ся и ан­ти­ге­рои, спо­соб­ные за­быть бла­го­род­ные де­я­ния, не вос­при­им­чи­вые к добру. «Один осто­рож­ный че­ло­век, боясь чего-то, на­сту­пил на гор­дое Серд­це ногой. И вот оно, рас­сы­пав­шись в искры, угас­ло». Ста­ру­ха Изер­гиль про­ти­во­по­став­ля­ет свою жизнь и жизнь Лары, она счи­та­ет, что ей аб­со­лют­но не свой­стве­нен ин­ди­ви­ду­а­лизм и что нее и Лары раз­ные пути. Она стре­мит­ся пе­ре­дать людям важ­ность любви в жизни.

 

 

Задание 1 № 665 тип 1 (решено верно)

Показать текст

Ука­жи­те жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса М. Горь­ко­го «На дне».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.