Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология о природе личности.






Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно поль­зуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в пони­мании того, что есть личность, — характерная черта современной со­циологии.

С древнейших времен человек задумывался над вопросом о сво­ей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать госпо­дином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, со­ставляет основу и предмет междисциплинарных исследований.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «лич­ность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употреб­ляются как синонимы, но если подходить строго к определе­нию этих понятий, то можно обнаружить существенные смы­словые оттенки.

Человек — понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.

Индивид понимается как отдельный, конкретный чело­век, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат individ — неделимый, конечный).

Индивидуальность можно, определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем разли­чия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

• Понятие личность вводится для выделения, подчеркива­ния неприродной (надприродной, социальной) сущности чело­века и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В своем первоначальном значении личность — это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически ото­ждествляется с понятием «Я».

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них — образ человека как совокупность социальных ролей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.