Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ внутреннего долга России за 2013–2015 годы






Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем внутреннего государственного долга включаются:

· номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

· объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

· объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

В настоящее время реализация долговой политики на федеральном уровне осуществляется с применением программно-целевых методов. С этой целью была разработана и в настоящее время реализуется Государственная программа Российской Федерации " Управление государственными финансами", включающая в себя, в частности, подпрограмму " Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации", направленная на повышение эффективности долгового управления.

Величина целевых индикаторов подпрограммы приведена в табл.3.

Основными задачами реализации подпрограммы являются:

1) достижение приемлемого объема и экономически обоснованной структуры государственного долга РФ;

2) минимизация стоимости заимствования;

3) пддержание суверенных кредитных рейтингов РФ на инвестиционном уровне, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории " А";

4) выполнение финансовых обязательств по заключенным с правительствами иностранных государств — заемщиков международным договорам;

5) управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

6) совершенствование государственной политики в сфере государственного долга субъектов РФ.

Поддержание безопасной величины и структуры государственного долга РФ рассматривается как одно из условий обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета в рамках Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р. Согласно этому документу в названной перспективе предполагается реализация стратегии, названной " занимай и сберегай", суть которой заключается в привлечении займов в ограниченных (с учетом " бюджетных правил") объемах на приемлемых условиях с возможностью дальнейшего сокращения относительного уровня процентных расходов федерального бюджета, сохранения низкого уровня налоговой нагрузки и гарантированного накопления резервов, при устойчивых доходах от размещения средств суверенных фондов.

Рассмотрим особенности управления субфедеральным долгом. Применительно к российской практике долгового управления под субфедеральным долгом следует понимать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии с БК РФ управление субфедеральным долгом осуществляется:

• на региональном уровне — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

• на муниципальном уровне — уполномоченным органом местного самоуправления.

Таблица 3. Целевые индикаторы подпрограммы " Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации"

С юридической точки зрения управление субфедеральным долгом осуществляется на основе частичной независимости. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования имеют право проводить самостоятельную долговую политику в рамках, установленных федеральным бюджетным законодательством. Таким образом, с юридической точки зрения данный принцип предполагает наличие двухуровневой системы нормативного правового регулирования управления субфедеральным долгом, включающей в себя:

1) федеральное бюджетное законодательство, представленное БК РФ и устанавливающее порядок осуществления заимствований субъектов РФ и муниципальных образований, а также порядок управления долгом субъектов РФ и муниципальных образований;

2) систему региональных (муниципальных) нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы проведения долговой политики на соответствующей территории. Указанные нормативные правовые акты могут развивать и конкретизировать положения федерального бюджетного законодательства, однако они не могут входить с ними в противоречие.

Являясь основным нормативным правовым актом, регулирующим управление региональным и муниципальным долгом в Российской Федерации, БК РФ накладывает ряд ограничений на управление субфедеральным долгом, которые условно могут быть разделены на две группы. Первую группу составляют ограничения на осуществление отдельных операций с долговыми обязательствами, вторую — ограничения, касающиеся количественных параметров долговой политики.

К первой группе ограничений относится невозможность осуществления внешних заимствований муниципальными образованиями, а также вступившее в действие с 2011 г. положение БК РФ, согласно которому право осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга и (или) финансирования дефицита бюджета имеют только те субъекты РФ, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Следует обратить внимание, что субъекты РФ, которые не соответствуют установленному ограничению, также имеют право осуществлять внешние заимствования, однако цели их привлечения ограничиваются исключительно погашением внешнего долга. При этом в обоих указанных случаях субъекты РФ должны соответствовать следующим условиям:

1) в структуре государственного долга субъекта РФ отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам;

2) субъектом РФ получен кредитный рейтинг от не менее чем двух международных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не ниже уровня, устанавливаемого Правительством РФ.

Как отмечается в Основных направлениях государственной долговой политики на 2013—2015 годы в настоящее время лишь шесть субъектов РФ соответствуют предусмотренным БК РФ условиям для осуществления государственных внешних заимствований. Это Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. При этом по состоянию на 1 апреля 2014 г. государственный внешний долг есть лишь у одного субъекта РФ — Москвы.

Важно отметить, что не все заимствования субъектов РФ и муниципальных образований в иностранной валюте относятся бюджетным законодательством РФ к внешним. В соответствии со ст. 104 БК РФ заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставление Российской Федерацией гарантий в иностранной валюте субъектами РФ и муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга субъекта РФ или муниципального образования.

 

Вторая группа ограничений формируется перечисленными в БК РФ предельными значениями параметров бюджетного дефицита, государственного долга и его обслуживания (табл. 9.3.4).

В целом российская практика установления подобного рода ограничений соответствует международному опыту. Так, например, в Польше полный долг муниципалитета не может превышать 60% объема его доходов в том же году, а расходы по обслуживанию и погашению долга должны составлять не более 15% доходов. Подобного рода ограничения используются в практике долгового управления Италии, Испании, Франции и целого ряда других развитых стран.

Как отмечается в Основных направлениях государственной долговой политики РФ па 2013—2015 гг., в течение последних пяти лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался. К началу 2011 г. его консолидированная сумма превысила 1 трлн руб. По состоянию на 1 февраля 2014 г. государственный долг субъектов составил 1, 7 трлн руб., в том числе государственный внешний долг на указанную дату имелся только у одного субъекта РФ — Москвы и составил 19, 6 млрд руб. (или 1, 1% от общего объема региональных обязательств).

По данным Минфина России на 1 февраля 2014 г. совокупная величина долговых обязательств муниципальных образований составляла 280, 99 млрд руб.

Важной особенностью формирования долговой политики на субфедеральных уровнях является ее зависимость от политики межбюджетных отношений, проводимой вышестоящим руководством. Особенно ярко эта особенность проявилась в последние годы во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ. В 2010—2011 гг. наблюдалось существенное изменение структуры государственного долга субъектов РФ в сторону увеличения доли обязательств по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы РФ. Как следствие, снижалась доля рыночных долговых обязательств. Данные изменения явились следствием проводившейся федеральным центром антикризисной политики, направленной на стабилизацию ситуации с региональными бюджетами, одним из основных инструментов которой было предоставление межбюджетных кредитов на льготных условиях.

По состоянию на 1 января 2012 г. структура совокупного государственного долга субъектов РФ была представлена бюджетными кредитами, привлеченными от других бюджетов бюджетной системы (37, 06%), государственными ценными бумагами субъектов РФ (29, 37%), кредитами, полученными субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (23, 68%), государственными гарантиями (9, 89%) и иными долговыми обязательствами (0, 01%).

В соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики РФ на 2013—2015 годы в предстоящий период планируется сокращать объемы бюджетных кредитов регионам, хотя и не столь быстрыми темпами, как предполагалось ранее: с 125 млрд руб. в 2012 г. до 70, 0 млрд руб. в 2015 г. (для сравнения: в Основных направлениях долговой политики РФ на 2012— 2014 годы говорилось, что объем кредитования региональных бюджетов из федерального бюджета будет сокращен более чем в шесть раз). В результате в предстоящем периоде потребности субъектов РФ i! рыночных заемных ресурсах будут объективно возрастать.

Таким образом, в настоящее время ситуация в области управления долговыми обязательствами на всех уровнях власти может быть охарактеризована как стабильная. Однако имеющиеся тенденции к росту объема государственного долга РФ в части внешних долговых обязательств, а также переориентация структуры долговых обязательств субъектов РФ па рыночные инструменты требуют повышения внимания к вопросам организации управления государственным долгом и институционального оформления долговой политики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.