Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие философии и науки в эпоху Возрождения. Общая характеристика.






Начиная с XIV в., на смену средневековому застою приходит некоторое оживление во всех сферах общественной жизни, которое называют эпохой Возрождения. Новый «ренессансный» тип философствования был направлен на возрождение античных традиций в понимании целостности человека (отсюда и термин – Возрождение). Вместе с тем, если для античной философии характерен космоцентризм, для средневековой – теоцентризм, то философии Ренессанса присущ антропоцентризм (от греч. ά ν θ ρ ω π ο ς – человек и лат. centrum – центр) мировосприятия. Иными словами, в центре философии оказался не Бог, а человек, который трактовался как венец эволюции жизни, творец собственной судьбы.

Условно можно выделить три «проблемных поля» ренессансной философии: 1) Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) – идейное учение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью развития общества. Представителями гуманизма являются А.Данте, Ф.Петрарка, Дж.Боккаччо, Л.Бруни, Колуччио Салутати, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, М.Монтень и др. Для гуманизма характерны вера в бесконечные силы человеческой личности (титанизм), ее уникальность, автономность (индивидуализм), требования «освободить» человека для реализации им своих целей и возможностей. 2) Натурфилософские (от лат. natura – природа и греч. φ ι λ ο σ ο φ ί α – философия) учения, в рамках которых господствовавшая ранее геоцентрическая система была заменена на гелиоцентрическую. Начиная с этой смены, наука постепенно освобождается от религиозной картины мира. Земной мир теперь рассматривался не как единственный, а как один из множества миров в вечной и бесконечной Вселенной. Сущностным признаком натурфилософских представлений Ренессанса был пантеизм – идея растворения Бога в природе. Выдающимися представителями натурфилософии были Леонардо да Винчи, Н.Коперник, И.Кеплер, Николай Кузанский, Парацельс, Г.Галилей, Дж.Бруно. 3) Социально-философские концепции по-новому, исходя из антропоцентрических установок, объясняли процессы, протекающие в обществе. Н.Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу, освободив ее от религиозного и морального содержания. Т.Мор и Т.Кампанелла создали первые произведения, в которых описывались идеальные социальные устройства, положив тем самым начало жанру «утопической» литературы и такому течению как утопический социализм. В целом, ренессансный философский тип, как и сама эпоха Возрождения, был переходным. Философия и наука здесь вырываются из-под жесткого контроля церкви, получают светский характер, а значит – и импульс к дальнейшему развитию, которое наблюдается в Новое время.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.