Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Государственное управление трудовыми ресурсами и его социальная функция 2 страница






Индекс развития человеческого потенциала в странах и регионах мира, который составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.

Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете.

Компоненты ИЧР

1. доход, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;

2. образование, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

3. долголетие, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

 

Вопросы:

1. Чем отличаются понятия «труд», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «персонал»?

2. Назовите основные характеристики персонала?

3. Что такое «занятость», «безработица», и как они влияют на показатель «трудовых ресурсов»?

4. Назовите основные элементы «трудового потенциала», приведите примеры?

5. Для чего и кем был предложен ИЧР? Какие показатели используются при расчете?

 


Тема 3. Основы эргономического проектирования управления персоналом в организации

Эргономика и управление: содержание понятий и диалектика взаимосвязи. Эргономический потенциал и ресурс систем управления персоналом. Принципы проектирования эргономического пространства управления персоналом. Эргономическая характеристика пределов управления персоналом: «Подогнать систему под человека» или «Подогнать людей к системе». Эргономические аспекты организации труда и рабочего места экономиста по труду

План:

1. Система управления персоналом

2. Сущность и содержание понятия «Эргономика». Исторический аспект.

3. Влияние эргономики на трудовую деятельность

 

 

Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персо­налом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др.

Система управления персоналом, т.е.систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей, включает в себя субъект управления и объект управления.

 

Система управления персоналом включает следующие основные элементы:

 

- группу специалистов аппарата управления;

- комплекс технических средств СУ;

 

- информационную базу для управления персоналом;

- комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом;

- правовую базу;

- совокупность программ управления информационными процессами для персонала организации.

 

Система управления персоналом организации – это система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. В том числе можно перечислить следующие подсистемы:

- линейного руководства осуществляет: управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и линейными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры;

- планирования и маркетинга персонала осуществляет разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами;

- управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы УП;

- управления трудовыми отношениями проводит: анализ регулирование групповых и личных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм и взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами;

- обеспечения нормальных условий труда выполняет функции: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц;

- управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом;

- управления мотивацией поведения персонала выполняет функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы УП;

- управления социальным развитием выполняет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечением охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями;

- развития организационной структуры управления выполняет такие функции: анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства;


- правового обеспечения осуществляет: решение правовых вопросов тру-довых отношений, согласование распорядительных и иных документов по УП, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам;

- информационного обеспечения: ведение учета и статистики персонала, информационное обеспечение системы УП, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информа-ции организации, проведение патентно-лицензионной работы;

- технического обеспечения выполняет сбор, регистрацию, копирование, накопление, преобразование, передачу, хранение, обработку и отображение информации с помощью технических средств и средств оргтехники.

Вопрос 3.2. Сущность и содержание понятия «Эргономика». Исторический аспект.

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая че­ловека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятель­ности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как слож­ное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадле­жит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разра­ботка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также со­ответствующих условий труда (деятельности).

Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение эргономики, относят к 20-м гг. 20 в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.

Термин «эргономика», предложенный еще в 1857 польским естествоиспытателем В.Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949, когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины..

С середины 50-х гг. она интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в три года проводятся международные конгрессы по эргономике; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет «Эргономика». Интерес к системам «человек — машина» возникший в середине XX в обусловлен тем, что в качестве объектов технического проектирования и конструирования стали все чаще выступать раз­личного рода сложные системы управления производством, транс­портом, связью, космическими полетами и т. п., эффективность функ­ционирования которых во многом определяется деятельностью включаемого в них в качестве ведущего звена — человека. Сочета­ние способностей человека и возможностей машины (или совокуп­ности технических средств) существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управ­ления человеком и машиной, каждая из двух составляющих этой сложной системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирова­ния системы в целом определяется тем, в какой степени при ее созда­нии были выявлены и учтены присущие человеку и машине особен­ности, в том числе ограничения и потенциальные возможности.

В Великобритании с 1957 издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса, и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.

Предметом эргономики является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек – коллектив - машина – среда – социум – культура - природа». Эту систему часто называют «эргономической системой

Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики: инженерная психология, психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология, конструирование, гигиена и охрана труда, научная организация труда, антропология, антропометрия, медицина, анатомия и физиология человека, теория проектирования, теория управления.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов.

Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.

Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.

Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.

Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности и стабильности работы оператора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.

В практическом отношении проблема взаимоотношения эргономики и системотехники - это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их..

Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижения современной науки и передовой практики.

В развитии эргономики можно выделить несколько этапов.

Задачей первого этапа явилось повышение производительности труда. Человек рассматривался как определенного вида ресурс. Задача заключалась в наиболее полном использовании его возможностей для данного технологического процессе и в отсеве непригодных для данной работы. Основное содержание эргономической работы на первом этапе заключалось в том, чтобы выяснить, обладает или не обладает данный человек возможностями для выполнения данной работы и если обладает, определить, насколько интенсивно его можно эксплуатировать. Отсюда и основные проблемы: утомляемость, индивидуальные отличия, отбор, профориентация и т.п.

Идеологами этого этапа были Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т. Геллерштейн и др.

Особняком стоят авторы, исходившие из другой задачи: не повышение производительности труда, а предупреждение срывов. Срыв трактовался ими не как следствие отсутствия соответствующего свойства, а как следствие предельности условий для функционирования человека. Отсюда вырастает идея уменьшения предельности, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, другими словами, согласования человека и техники, обеспечения нормальности условий работы.

В России, пожалуй, первым так поставил задачу и даже предложил соответствующую программу работ инженер-железнодорожник Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский. Видимо, первые экспериментальные исследования в духе этой идеологии провели Н.В. Зимкин и Н.А. Эппле.

Собственно, эта идеология и была провозглашена Лондонским эргономическим обществом в 1949 г., и даже практическая ситуация, из которой выросло это общество, была такой же, как и у Н.М. Добротворского - авиационные катастрофы вследствие ошибок летчиков. В результате целью эргономического анализа стало выяснение ограничений возможностей человека и закономерностей функционирования исследуемых процессов, а не возможностей того, что человек смог бы.

Задача анализа человека стала более «бескорыстной», исследовательской. Если раньше рассматривались свойства человека в процессе труда (реального или имитированного), то теперь предметом стал сам человек - его свойства и функции. Это дало возможность действительно согласовывать свойства человека и машины (список Фиттса), а не только декларировать, как это было раньше. Человек перестал быть ресурсом, он стал компонентом системы. Первоначально рассматриваемыми эргономистами характеристиками были простые психологические, психофизиологические и биомеханические свойства: время реакции, цветоразличение, длина руки и т.п. [7, с. 12].

Дальше развитие эргономики шло по пути захвата все более сложных свойств человека. С одной стороны, это более сложные психические функции - познавательные способности (когнитивная эргономика), мыслительные способности. С другой стороны, это целостные характеристики поведения: стресс, психическое здоровье, удовлетворенность трудом - направление, получившее название гуманизация труда.

Развитию гуманизации труда способствовало два фактора: во-первых, оказалось, что удовлетворение неспецифических потребностей, например, такой, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда, и, во-вторых, то, что многие новые производства, основанные на современной технологии, могут функционировать только в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника.

Следующим этапом развития эргономики является экспансия ее на другие, помимо труда, сферы деятельности: досуг, обучение и т.д. Да и сам труд в современном производстве меняет свое качество: в нем неразрывно связаны собственно производительный труд, обучение, рекреация. Эргономика начинает учитывать даже национальные особенности работающего контингента.

Эргономика начинает осознавать, что она вступает в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым и основным компонентом планирования и разработки проектов, которые связаны с взаимодействием людей и машин».

Эргономика занимается проектированием помещений и рабочих места в организации, устанавливает наиболее благоприятное для сотрудника и выгодное для предприятия расписание работ, заботиться о безопасности труда. Сильное влияние на производительность труда оказывает правильная организация рабочего места, позволяющая экономить ресурсы, основным их которых является время. Эргономика совершенствует орудия труда, улучшает условия трудового процесса. Предметом эргономики является труд, а объектом, соответственно, будет является система «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда».

Опыт показывает, что внедрение эргономики приводит к значительному повышению производительности труда.

За все свое существование эргономика претерпела множество изменений. Так, например, в начале основные ее исследования велись в области психологии, физиологии и проектировании труда, а последнее время эргономика ставит в приоритет дисциплины связанные с безопасностью труда.

Эргономика как наука изучает контакт человека с различными предметами в процессе трудовой деятельности. Разработка формы предметов и их взаимодействие с человеком с максимальным удобством для него при использовании — вот основная задача эргономики как научной дисциплины. Она изучает влияние различных факторов на работу человека, а так же его действия в определенных условиях.

Эргономика совершенствует орудия труда, различные процессы, с которыми человек может столкнуться на производстве. Человек-машина — вот основной объект изучения этой науки, а также определенные эргатические системы. Методом исследования является системный подход.

Следует отметить, что эргономика занимается так же и изучением психических изменений человека, которые сопровождают любой трудовой процесс.

Где же мы можем воспользоваться результатами этих исследований? Организация рабочих места, планирование его, а также промышленных дизайн — во всех этих областях используются результаты эргономических исследований.

Для людей, занимающихся общим проектированием производства, эргономика имеет огромное значение. Эргономика выявляет трудовые резервы работника, занимается исследованием физической среды и ее влиянием на производительность труда человека, разрабатывает эффективные средства защиты, которых необходимы, например, на вредных производствах, облегчает труд человека за счет оптимизации рабочего места и так далее. Все это способствует повышению эффективности труда и его качества, а также обеспечивает сохранность здоровья и жизни работника.

Внедрение результатов исследований в области эргономики дает ощутимый эффект. На примере отечественных и зарубежных производств применение эргономики в практике приводит к повышению эффективности труда, а также сводит различные производственные травмы к минимуму. При грамотном подходе к этой науке работник увеличивает свой резерв потенциальных возможностей. Известно, что чем более человек утомлен, тем ниже будет его производительность. Также помимо утомления приходит множество других проблем, так как потеря внимания, раздражительность, агрессия. Все вышеперечисленные факторы негативно влияют не только на работу, но и на здоровье сотрудника, которое работодатель обязан охранять.

При любом труде человек обречен терпеть нагрузки и расходовать свои физические и психологические ресурсы. Но по мере развития условий труда меняются как сами трудовые процессы, так и роль работника в них. Работник претерпевает эволюцию физиологии труда. И очевидно, что при современном проектировании системы «человек-техника-среда» учитываются действительные возможности работника. Ученые, занимающиеся эргономикой, должны точно себе представлять допустимый размер затрат так называемого человеческого фактора, который понадобится при исполнении какой-либо работы на производстве.

Безопасность труда является главной задачей в эргономике. Охрана труда гарантирована государством посредством определенных правовых норм. Надзор за исполнением этих норм осуществляется специальными государственными органами. Также эту работу ведут профсоюзы. Все эти службы в своем контроле опираются на научно обоснованные требования, которые и обеспечивают безопасность работников на производстве.

Вопрос 3.3 Влияние эргономики на трудовую деятельность

 

Деятельность любого человека является социальной категорией, так как она включена в систему общественных отношений и прежде всего —производственных. Таким образом, деятельность представляет собой взаимодействие человека или группы людей с окружающим миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет этот мир и самого себя.

Деятельность осуществляется по схеме «субъект—объект». В качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта — предметы (тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (общение). Деятельность — это высшая, свойственная только человеку или группе людей, форма активности. Как особый вид операторская деятельность сформировалась в связи с достижениями научно-технического прогресса, с развитием сложной техники (систем управления, дистанционного управления, связи и т.п.).Совершенствование техники приводит к тому, что человек, включенный в производственный процесс, постепенно освобождается от энергетических и технологических функций; его основными функциями становятся программирование работы машин, управление ими и контроль за их работой. Операторская деятельность превращается в ведущую.В автоматизированном производстве человек переходит от непосредственного участия в технологическом процессе к выполнению подготовительных и контрольных функций. Деятельность оператора в СЧМ, как и всякий процесс труда, включает три компонента: целесообразную деятельность, предмет труда и орудия труда.

Использование орудий труда предполагает постановку цели и руководство ею как идеальным образом требуемого продукта. Помимо цели основными факторами деятельности являются способ или средство ее достижения, а также воля, т.е. определенные личностно-смысловыеобразования.

Характер каждого конкретного вида деятельности раскрывается через содержание труда. Содержание труда — это определенным образом организованная совокупность технико-организационных функций, образующих целесообразную деятельность человека, и социально-экономических отношений, складывающихся в процессе этой деятельности.

Технико-организационное содержание труда проявляется в количественной и качественной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства, предметами труда и мастерством работника.

Социально-экономическое содержание труда выражается в связях между трудом человека и трудом всего общества и отражает характерные черты общественных отношений, при которых он совершается.

Технико-организационное содержание различно в разных видах трудовой деятельности, социально-экономическое — общее для индивидов данного класса

. Форма труда выбирается в зависимости от способа выражения его содержания. Формирование комплекса объективных технико-организационных и социально-экономических компонентов содержания труда — важное условие высокой удовлетворенности трудом, превращения его в решающую сферу проявления и роста способностей людей. В СЧМ, работающих в режиме реального времени, проявляются три характерных типа деятельности: операционная, оперативная, тактическая.

Операционная деятельность сводится к наблюдению за информацией(восприятию информации) о состоянии объекта и изменении его реального поведения, как только будет замечено отклонение поведения от заданного. Действия оператора жестко определены регламентом, оттренированы до автоматизма и практически не отклоняются от регламента. Такую деятельность, где оператор от восприятия сразу переходит к действию, психологи называют информационным поиском с немедленным обслуживанием. Действия оператора горочного поста, осуществляющего слежение за движением отцепов, служат примером такого вида деятельности. При этом используется первый уровень мыслительной деятельности операторов (по Л. Фогелю).

Фогель различает три вида дедукции: мороническую (элементарную), при которой каждому сигналу соответствует определенная реакция (например, на табло зажглась лампочка — нажми определенную кнопку); оптимизирующую (изменилось)положение сигнала на экране — измени положение метки); адаптивную.

Оперативная деятельность сводится не только к наблюдению за состоянием объекта управления (его восприятию), но и к принятию решения на основе альтернативных вариантов. При этом виде деятельности оператор использует не только дедуктивные решения, но и, главным образом, абдуктивные и индуктивные (по Фогелю). Он либо действует по вполне определенным правилам, хранящимся в его памяти (абдуктивные решения), либо, наоборот, для каких-то событий находит (подбирает из возможных) правило для выполнения действий (индуктивные решения).На оценку ситуации, выбор правила, составление плана действий оператор затрачивает определенное время (длительность мыслительного процесса), прежде чем приступает к действиям. Такую длительность, где от восприятия до обслуживания проходит некоторое время (обслуживание начинается с запаздыванием), психологи называют информационным поиском с отсроченным обслуживанием.

Например, в системах оперативного управления (деятельность диспетчерского районного центра управления воздушным движением, диспетчерского центра управления движением поездов) диспетчер принимает как дедуктивные (в штатных ситуациях, соответствующих утвержденным методикам и инструкциям), так и индуктивные (в нештатных ситуациях, сводимых к штатным) решения. Деятельность операторов в данном случае менее регламентирована, чем при операционной деятельности. Тактическая деятельность — наиболее сложный тип, соответствует примеру, когда лицо, осуществляющее оперативное планирование перевозочного процесса, принимает решение о выборе области допустимых решений и использовании имеющихся ресурсов (локомотивов, вагонов, автомобилей и т.п.). Этот вид деятельности менее всего регламентирован, менее определен, так как процесс принятия решений чрезвычайно трудно формализовать. Необходимо учесть множество факторов, прежде чем будет принято решение о реализации плана, причем очень часто эти факторы не могут быть учтены в виде правил и рекомендаций непосредственно в системе управления. Как говорят психологи, оператор принимает так называемые прогностические решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.