Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль ТНК на рынке прямых иностранных инвестиций






В настоящее время частные и государственные ТНК являются заметными игроками на мировом рынке ПИИ. Национальные правительства часто стимулируют инвестиционную деятельность государственных компаний за рубежом, поощряя их все более активно интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости. В данном разделе нашей работы на основе последних статистических данных рассматриваются основные направления деятельности государственных ТНК и изменение их места в мировой экономической архитектуре.

В последние десятилетия государственные ТНК постепенно становятся заметной силой в мировой экономике. Процессы глобализации способствуют превращению все большего числа государственных предприятий в государственные ТНК.

Государственные компании как из стран с развивающимися рынками, так и из развитых стран расширяют свое присутствие на глобальных рынках, прежде всего рынках ПИИ. Ряд крупных государственных корпораций уже проявили себя как крупные глобальные инвесторы; к их числу относятся Volkswagen Group (Германия), ENI (Италия), Deutsche Telekom (Германия), Statoil (Норвегия), General Motors (США), Airbus Group (Франция), Petronas (Малайзия), Sinopec (Китай) и др.

Усиление роли государственных ТНК в мировых инвестиционных потоках вполне объяснимо: нестабильность и волатильность мировой экономики приводят к тому, что ТНК с государственной поддержкой способны в максимальной степени противостоять кризисным явлениям во многих сферах национальной и мировой экономики, включая рынок прямых иностранных инвестиций.

При определении государственных ТНК большинство авторов, которые занимаются данной темой, ориентируются на дефиницию ЮНКТАД, в соответствии с которой государственной может считаться такая ТНК, где государство или государственные институты владеют по крайней мере 10% активов, или где государство является крупнейшим акционером, или обладает «золотой акцией».

Считается, что в таких случаях государство имеет возможность оказывать влияние на деятельность предприятия или даже контролировать ее; при этом государственная ТНК может иметь или не иметь листинг на бирже. Некоторые авторы иногда подчеркивают, что государственная ТНК — это независимая фирма, которая осуществляет деятельность по созданию стоимости за пределами национальных границ, подчеркивая тем самым транснациональный характер государственного предприятия.

Следует отметить, что процесс интернационализации государственных предприятий (т.е. превращения государственных компаний в ТНК) — это относительно новый феномен, и именно поэтому не получивший до настоящего времени достаточного отражения в научно-исследовательской литературе. Основное внимание ученых в течение долгого времени уделялось анализу непосредственно государственных предприятий (не ТНК!), и интернациональный аспект их деятельности не был объектом пристального внимания. Истоки современного изучения государственных ТНК лежат в сфере теорий государственного администрирования, экономики развития и политической экономии. Здесь следует упомянуть такие ранние работы, как Aharoni, 1986; Anastassopoulos, Blanc, & Dussauge, 1987; Vernon, 1979. И хотя эти работы внесли свой вклад в анализ государственных предприятий, этого было явно недостаточно для понимания международного аспекта деятельности государственных ТНК.

В последние годы по мере расширения и углубления глобальной экспансии государственных ТНК стали появляться работы, где рассматривались причины интернационализации государственных предприятий, мотивация их деятельности на мировых рынках ПИИ и пр. Здесь можно сослаться на интересные работы: Cui & Jiang, 2012; Knutsen, Rygh, & Hveem, 2011; Li, M.H., Cui, L., & Lu, 2014, J. Shapiro & Globerman, 2012. В одной из последних работ по данной тематике авторы выдвигают гипотезу, что в наибольшей степени стремятся к интернационализации те компании, в которых государству принадлежит мажоритарная доля акций, поскольку в этом случае и государство, и менеджеры заинтересованы в данном процессе: менеджеры — для того, чтобы укрепить и расширить компанию, а вместе с тем и свои позиции и статус, а государство часто преследует политические или геополитические цели.

Именно по этой причине внимание ученых во все большей степени стало фокусироваться на деятельности государственных ТНК. В частности, это растущая озабоченность, что государственные компании могут преследовать цели, отличные от коммерческих интересов (и, следовательно, могут представлять угрозу для национальной безопасности принимающей страны) и что они получают выгоды от своего правительства, что ставит их в привилегированное рыночное положение по сравнению с конкурентами. Вместе с тем и негосударственные ТНК также имеют ряд преимуществ.

Важнейшим источником статистических данных по государственным ТНК выступает ЮНКТАД, который в своих ежегодных обзорах затрагивает деятельность государственных ТНК. Методологические позиции ЮНКТАД наиболее полно представлены в докладе 2011 г., где целый раздел посвящен деятельности государственных ТНК. Специфика данной статьи состоит в том, чтобы на основе последних статистических данных показать изменения позиций государственных ТНК на глобальных рынках ПИИ в последнее десятилетие, выявить причины таких изменений; показать отличия в деятельности государственных ТНК из развитых стран и стран с развивающимися рынками; дать оценку особенностям корпоративного управлениях таких ТНК.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.