Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация ТНК






Рассматривая классификацию ТНК в соответствии с имеющимися данными по российским компаниям и мнениям ведущих российских исследователей их международной экспансии[7], по критериям ЮНКТАД к ТНК можно отнести несколько сотен российских компаний разных сфер деятельности.

Если же к классификации российских компаний подходить с точки зрения реальных процессов их отношения к государственной собственности, развитости их глобального механизма менеджмента/маркетинга по управлению зарубежными активами, индексу транснациональности[8], механизмом реализации корпоративной социальной ответственности и другим существенным критериям, то к числу ТНК можно отнести, видимо, не более 30 российских компаний. При этом около половины из них является глобальными компаниями с соответствующей стратегией развития. Это прежде всего компании ТЭК, металлургические компании, а также компании мобильной связи. За последние годы, включая период мирового кризиса, российские ТНК многому научились и не собираются сдавать свои позиции. И в целом, несомненно, за сравнительно короткий период зарубежной экспансии - 10-12 лет - этот результат можно считать достаточно успешным.

Как свидетельствует практика международного бизнеса и отражающая его теория, процесс интернационализации деятельности компаний определяется многочисленными факторами.[9] Эти факторы, как правило, оказывают существенное влияние и на выбор стратегии интернационализации деятельности той или иной компании.

Теории транснационализации достаточно многообразны, но к числу основных можно отнести следующие модели:

- традиционный маркетинговый подход. Этот подход основан на издержках, предполагает, что компания должна обладать " компенсируемым преимуществом", чтобы справиться с издержками, возникающими на зарубежных рынках. Из этого следует вывод, что ключевыми элементами успешного проникновения на зарубежный рынок являются технологические и маркетинговые навыки;

- теория последовательного, поступенчатого процесса интернационализации деятельности компании. Основана на " теории Вернона", согласно которой компания проходит этап экспорта продукции, затем этап, когда она осуществляет прямые иностранные инвестиции, ищущие рынок применения, а затем этап прямых иностранных инвестиций, ориентированных на издержки;

- скандинавская модель упсальской школы также предполагает последовательную схему выхода компании на зарубежный рынок. Схема Вернона дополняется положением об усилении приверженности конкретному рынку. Таким образом основным следствием этой модели является то, что по мере приобретения зарубежного опыта работы компания имеет тенденцию к интенсификации своей приверженности иностранным рынкам или все большего акцента на деятельность на зарубежных рынках;

- теория трансакционных издержек. Концептуальным вопросом теории интернационализации является то, как компании выходить на внешний рынок - через интернационализацию (дочерняя компания) или через какую-либо форму сотрудничествас внешним партнером (экстернализацию). Интернализация и трансакционные издержки рассматриваются с точки зрения минимизации этих издержек и определения факторов, обуславливающих неудачу на рынках. Чтобы найти наиболее эффективный, т.е. минимизирующий трансакционные издержки способ управления, необходим их анализ;

- эклектический подход Даннинга. В своей эклектической схеме " собственность-местонахождение-интернализация" (Ownershiploсаtioninternаlizаtion) Даннинг сделал акцент на важности вопроса о местонахождении производства при принятии решений об иностранных инвестициях. Определение " эклектическая" говорит о том, что для полного объяснения трансакционной активности компаний требуется привлечь несколько разделов экономической теории. Согласно Даннингу, склонность компании участвовать в производстве на зарубежном рынке возрастает, если удовлетворены следующие три условия:

- преимущество собственности: компания, владеющая иностранными производственными мощностями, имеет преимущество по сравнению с компаниями других стран. Это преимущество может состоять и из " неосязаемых" (интеллектуальных, знаковых)активов,

- преимущество месторождения: для компании должно быть прибыльно наращивать свои активы, делая вложения (труд, энергия, материалы, компоненты, транспорт, логистика) в зарубежное производство. Если же такая прибыльность отсутствует, то нужно делать упор на экспорт,

- преимущество интернализации: для компании должно быть более прибыльно использовать свои преимущества, чем продавать их или право на их использование иностранной фирме.

Наконец, еще один подход к процессу интернационализации хозяйственной деятельности компании можно охарактеризовать как сетевой подход. Суть сетевого подхода состоит в том, что международная компания не может быть обособленно подвергнута анализу. Ее следует рассматривать в связи с другими действующими на международном рынке хозяйствующими субъектами. Взаимоотношения в рамках сети на внутреннем рынке могут быть использованы в качестве связующих звеньев с другими сетями в других странах. В результате отдельная компания становится частью сетевого ресурса, находящегося под контролем других компаний. Компании получают доступ к этим внешним ресурсам через свою позицию в сети. Поскольку формирование позиции занимает какое-то время и зависит от накопленных ресурсов, компания должна ее определить и развивать в контакте с партнерами в иностранных сетях.

Оценивая вышеназванные модели интернационализации деятельности компании, следует констатировать, что при тех или иных различиях подходов предложенных моделей, у них имеется одна общая черта: процесс интернационализации, как правило, осуществляется последовательно, поэтапно, учитывая ряд факторов, относящихся к конкретной отраслевой деятельности. На практике компания может руководствоваться теми или иными аргументами, почерпнутыми из данных теорий, формируя свой эклектический подход, в той или иной степени приближенный к " базовой" теории.

Следует также отметить и то обстоятельство, что в условиях глобализации процесс интернационализации отдельных компаний, в частности, компаний стран БРИКС, становится более разнообразным. Компании из этих стран зачастую склонны к перепрыгиванию этапов в цепочке организации своей внешнеэкономической деятельности, выхода на " отдаленные" этапы на ранней стадии, в результате процесс интернационализации стал проходить быстрее и разнообразнее. Кроме того меняются и стратегии транснационализации их бизнеса, которые компании из стран БРИКС, например южноафриканские и индийские корпорации переместили центры принятия решений в Европу, там же получая основное финансирование для своего развития. Этот тип " ТНК-мигранта" довольно распространен за рубежом. В России этот феномен тоже появился. В 2011 г в ходе составления очередного рейтинга российских ТНК по международной программе Emerging Mаrket Globаl Plаyers представители " Вымпелкома" заявили, что их компанию нельзя считать российской. Такое заявление стало возможным после того, как в результате мега сделки с итальянским фондом Weаther Investment " Вымпелком" объединился с Wind Teleсom, получив доступ к рынкам мобильной связи не только в Италии, но и в Пакистане, Алжире, а также ряда других азиатских и африканских стран. При этом российский акционер (входящий в группу " Альфа" холдинг " Алтино") перестал быть ключевым владельцем компании, которая к тому же перенесла головную штаб-квартиру в Нидерланды. Как зарубежные, так и Российские ТНК, вносят свою специфику в общий процесс транснационализации мирового бизнеса. Поскольку переход во многих спонтанных действиях к зрелым стратегиям освоения зарубежных рынков происходит последовательно, поэтапно, иногда с откатом, коррекцией, как, например, в результате мирового финансово-экономического кризиса, а также общей бизнес-конъюнктуры в стране и за рубежом. Все это свидетельствует об экстенсивной фазе интернационализации российского бизнеса, когда еще не выработан общий сценарий, стратегия действий в соответствии с требованиями глобализации, требующей использования не только и не столько традиционных форм международных связей (например обычной товаробменной торговли), а применения интегрированных форм торговли, производства, услуг, вписывания в глобальные цепочки добавленной стоимости, либо их самостоятельное формирование. Конкурентоспособность страны немыслима без наличия крупных национальных компаний, ведущих активную зарубежную предпринимательскую деятельность. На нынешнем этапе транснационализации деятельности российских компаний на ее острие находятся предприятия ТЭКа и металлургии.

В глобальном информационном обществе концепция маркетинга развивается во взаимодействии и тесной связи с современными подходами и концепциями в системе корпоративного управления современными ТНК.

Основные различия в культурных парадигмах корпоративного управления отражаются и в особенностях корпоративных моделей (культур): англосаксонская (англо-американская) и континентально-европейская (коммуникативная)[10].

В первую, англосаксонскую бизнес-культуру, входят Канада, США, Великобритания, Австралия, Северная Ирландия и другие, являющиеся её основными создателями, представителями и носителями (см. рис.1.).

Рис. 1. Англосаксонская бизнес-культура[11].

Во вторую, коммуникативую бизнес-культуру входят страны континентальной Европы и Япония (см. рис. 2).

Рис. 2. Коммуникативная бизнес-культура[12].

Некоторые экономисты отмечают 2-е модели корпоративного управления: «аутсайдерскую» и «инсайдерскую»20. В этом случае понятия «инсайдерский» и «аутсайдерский» отвечают характеру методов корпоративного контроля, которые применяются в данных моделях: внешнего – в аутсайдерской («outside» - снаружи) и внутреннего в инсайдерской («inside» - внутри)[13].

С нашей точки зрения, невзирая на большое разнообразие моделей корпоративного управления существующих в мире, их все можно разграничить на два типа, направленных к противоположным двум моделям: германской («инсайдерской») и американской («аутсайдерской»).

Главное различие между данными 2-мя бизнес-культурами заключается в области принятия решения относительно управления широким спектром хозяйственных и прочих процессов. В нынешнее время они находятся как в процессе взаимного проникновения, так и в процессе образования новой бизнес-культуры – смешанной (комбинированной) (см. рис. 3). В данных процессах особую роль играет выделившийся «emergingmarket» (всплывающий, зарождающийся, нововозникающий, развивающийся рынок).

Рис. 3. Комбинированная (смешанная) бизнес-культура[14].

Формирование новой смешанной (комбинированной) бизнес-культуры становится важнейшим акцентом в новой концепции о постоянно меняющемся мире. К примеру, германские ТНК характерны континентально-европейской (германской) моделью корпоративного управления, которая основана на стремлении к максимальному увеличению рыночной капитализации предприятий. В связи с этим большинство германских ТНК, для того чтобы увеличить капитал, стараются вступить в союз с иностранными предприятиями.

При анализе особенностей корпоративного управления в развитых ведущих государствах, можно сделать вывод, что трансграничные сети создаются согласованно с исторически сформировавшимися в регионах национальными культурами.

Экономические компании корпоративного типа возникли благодаря идее ограниченной ответственности, которая возникла в период эпохи революции в промышленности. В нынешнее время известны 3-и типа стратегий организации корпораций с точки зрения подходов и структуры в отношении управления (см. табл.1)[15].

 

Таблица 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.