Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муаз ибн Джабаль






 

Муаз ибн Джабаль в моѐ м народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено.

 

Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

 

Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности.

 

Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью.

 

Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чѐ рные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.

 

Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность...

 

Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц...

 

* * *

 

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодѐ жи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амр ибн аль-Джамух.

 

Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати.

 

Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола.

 

С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шѐ лком и умащивая каждое утро благовониями.

 

Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму...

 

Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: ― Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью? ‖

 

Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану:

 

— О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его...


Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью.

 

На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме...

 

Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство.

 

Когда всѐ повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принѐ с свой меч и, повесив его на идола, сказал:

 

— Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой...

 

Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на

шее.

 

Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашѐ л его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке.

 

Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз:

 

— Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме.

 

После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.

* * *

 

Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника Аллаха.

 

Йазид ибн Кутайб рассказывал:

 

― Как-то я зашѐ л в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди.

 

Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил:

— Кто это?

 

— Муаз ибн Джабаль, — ответили мне. Абу Муслим аль-Хаулани71 рассказывал:

 

― Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых

 

сподвижников Пророка.

 

Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа:

— Кто это?

— Муаз ибн Джабаль, — ответил он‖.

 

Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из еѐ первоисточника.

 

Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде.

 

Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

 

“Муаз ибн Джабаль в моѐ м народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”.


 

71 Абу Муслим аль-Хаулани – один из выдающихся соратников сподвижников Пророка родом из Йемена.


Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещѐ при жизни Посланника Аллаха начали воедино собирать Коран.

 

Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

 

* * *

 

Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам.

 

Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Асйада, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.

 

* * *

 

Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них.

 

Благородный Пророк сам пошѐ л провожать в путь миссию истинного пути и света...

Он шѐ л рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле...

 

Пророк так долго шѐ л рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом...

 

Наконец он обратился к Муазу с напутствием:

 

— О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы.

 

Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане.

 

* * *

 

Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым...

 

Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена.

 

Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

 

Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его:

 

— А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?

 

— Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз.

 

Жена воскликнула:

 

— Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришѐ л Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?


Затем она рассказала про это жѐ нам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его:

 

— Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?!

 

— Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашѐ л ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.

 

Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:

— Дай ей это, чтобы она успокоилась...

* * *

 

Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось:

 

― О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их‖.

 

Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещѐ при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран.

 

Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им:

 

— Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.

 

— А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются.

 

Умар сказал:

 

— Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину.

 

Трое сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса...

 

Они оставили в нѐ м Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль — в Палестину.

 

* * *

 

В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать:

 

― Приветствую я смерть, приветствую...

И вот пришѐ л посетитель после долгого отсутствия...

 

Которого я очень ждал72...‖ Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился:

 

― О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир, И я жил в нѐ м, чтобы взрастить деревья и проложить реки...

 

Но для того чтобы, постясь терпеть жажду в этот полуденный зной, И тесниться на образовательных собраниях учѐ ных...

 

О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного‖. И тихо отошѐ л невинный дух Муаза, отправившись в далѐ кий путь, стремясь к

 

Аллаху на Его пути.


 

72 Здесь имеется в виду ангел смерти – Азраиль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.