Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития высшего образования.






Высшее образование в Республике Беларусь
В настоящее время государственное высшее образование представлено 42 вузами, в том числе 7 классическими и 9 профильными университетами, 9 академиями, 13 институтами и 4 высшими колледжами. В секторе негосударственного образования функционируют 14 негосударственных вузов. Из 15, 4 тыс. преподавателей, работающих на постоянной основе, и 2, 4 тыс. - в качестве совместителей. 913 человек имеют ученое звание профессора (5 процентов), 5047 человек - ученое звание доцента (30 процентов).
За десятилетие прием в вузы республики увеличился на 51 процент:
с 39, 1 тыс. в 1988 году до 59 тыс. человек в 1998 году, в том числе по дневной форме обучения - с 25 тыс. до 36, 2 тыс. человек. Число студентов увеличилось со 189 тыс. до 230 тыс. человек. Сегодня на 10 тыс. населения приходится 221 студент, однако из них только 135 человек обучается по дневной форме, что ниже среднеевропейского уровня.
В структуре подготовки специалистов 50 процентов от общего объема приема приходится на специальности экономического и гуманитарного профиля. Прием на специальности инженерного и естественнонаучного профиля изменился с 40 процентов до 22 процентов, что сопоставимо со структурой подготовки специалистов в Европе.
Перечень специальностей высших учебных заведений республики включает сегодня свыше 200 специальностей и свыше 1000 специализаций, что позволяет обеспечивать народное хозяйство специалистами практически по всем направлениям. Введены учебные планы, предусматривающие возможность осуществления многоуровневой подготовки специалистов. Появились интегрированные типы учебных заведений. Улучшено компьютерное оснащение учебного и научно-исследовательского процесса. В большинстве вузов созданы компьютерные центры, обеспечен выход в глобальную компьютерную сеть " Интернет". Расширилась сфера хозяйственной деятельности вузов, включая предоставление платных образовательных услуг.
Предпринятые шаги позволили ослабить влияние кризисных явлений на высшую школу, смягчили социальную напряженность в обществе. В то же время дальнейшее развитие высшей школы требует решения ряда проблем. Сокращение бюджетного финансирования привело к старению учебно-лабораторной базы, ухудшению учебно-методического обеспечения, свертыванию научных исследований, снижению уровня оплаты труда работников высшей школы, оттоку талантливой молодежи из сферы науки и образования. С 1990 года в системе Минобразования число преподавателей 30-40-летнего возраста уменьшилось с 32, 2 до 23, 8 процента. Количество преподавателей в возрасте 51-60 лет увеличилось с 20, 7 до 26, 6 процента, а число преподавателей старше 61 года - с 6, 2 до 8, 4 процента.
Возросшие запросы граждан в получении высшего образования были обеспечены только за счет расширения платных форм обучения. Структура подготовки специалистов не в полной мере соответствует запросам экономики и социальной сферы. Наблюдается диспропорция между потребностями республики в специалистах гуманитарного профиля (особенно в экономистах и юристах) и объемами их подготовки.
Требуется усиление преемственности высшей школы с другими ступенями образования, создание системы контроля качества образовательных услуг, предоставляемых высшей школой.

Цель и задачи развития высшей школы
Совершенствование системы высшего образования направлено на удовлетворение интересов общества, государства и личности, в том числе на повышение качества подготовки специалистов, предоставление каждому человеку широких возможностей выбора уровня, содержания, формы и сроков обучения. Реализация этой цели требует:
проведения структурных преобразований в высшей школе и расширения ее функций;
совершенствования учебного процесса;
обеспечения роста престижности труда преподавателей и научных работников;
совершенствования системы управления и обеспечения деятельности высшей школы;
развития учебно-материальной базы;
расширения участия вузов в решении экономических, технических, социальных и культурных проблем общества.


Принципы совершенствования высшей школы
Успешное решение задач совершенствования системы высшего образования предполагает обеспечение ее устойчивого функционирования, согласования планируемых преобразований с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, их соответствия запросам общества, государства и личности, что обеспечивается соблюдением принципов:
расширения возможностей граждан в получении высшего образования;
обеспечения равного доступа к получению высшего образования;
опоры на отечественные традиции вузовского образования при проведении преобразований;
преемственности требований между уровнями и ступенями образования;
гуманизации и фундаментализации образования;
интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы;
гармоничного сочетания гуманитарного и естественнонаучного компонентов знания;
развития разнообразия типов государственных учебных заведений и дифференциации сроков обучения;
расширения вузовской автономии, закрепления академических свобод при сохранении государственного управления высшей школой.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.