Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Бытие - главная категория философского мышления и является предметом онтологии






Бытие - главная категория философского мышления и является предметом онтологии. В новой философии, начиная с ХУШ в. ей не уделяется много внимания и данная категория была вытеснена из центра обсуждения на периферию философского знания. В СССР бытие

отождествлялось с материей. В 30-е гг. XX в. вновь возник интерес к данной категории благодаря работам Гуссерля, Н. Гартмана, М. Шеллера и М. Хайдеггера.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ

Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа написана в виде диалога человека и богини, которая излагает истины о мире.

Теоретическими положениями бытия в данной работе являются:

1) бытие есть, а небытия нет;

2) бытие нельзя ни познать и выразить и оно непостижимо;

3) бытие едино и вечно;

4) бытие не возникает и оно неуничтожимо;

5) в бытии нет движения - оно самодостаточно.

Данные характеристики противоположны чувственному миру, т.к. чувственный мир движется и не имеет абсолютного знания. Бытие имеет предел, поэтому оно нив чем не испытывает недостатка, тогда как беспредельность мира означает незавершенность, следовательно, конечность бытия является благом. Бытие конечно и нет ему нужды ни в чем.

Если мыслить образами, то бытие - это шар. т.к. шар является совершенной фигурой.

Определенность и предел выступают как условия познаваемости сущего. Понятие предела связано с представлениями о добродетели как о чем-то, обладающем серединой. Соответственно, зло беспредельно и следовательно крайностей, как и пороков может быть множество, а добродетель может быть одна, т.к. она является серединой. Добродетель сложно обрести и она является редким явлениям.

В философии Сократа также отведено определенное место понятию бытия. Так, по мнению Сократа, главным является соотношение добра и зла и тождественность этих понятий. Сама категория бытия у Сократа не упоминается, но подразумевается. Под бытием он понимает сознание, т.к. только о нем можно сказать, что оно есть. Соответственно, реальность, о которой можно сказать «есть» также является сознанием.

Школа Атомистов в лице Демокрита, Тита Лукреция Кара и Левкипа приравнивала бытие к веществу, а небытие к пустоте. Соответственно, бытие - это атомы, которые существуют и которые познаваемы, как и само бытие. В данном случае атом - умозрительная конструкция и следовательно, само бытие дано только умозрительно. Небытие как пустота непостижимо. Чувственный мир в таком аспекте является видимостью бытия.

Платон понимал под бытием многие умопостижимые идеи или определял бытие как умопостигаемую сущность. Идеи в данном учении являются нематериЬтьными, неделимыми и вечными, из можно познать при помощи ума. В работах «Софист» и «Государство» Платон нр-зывает идеями сущность, т.е. то, что существует поистине. Сущность производна от бытия. Небытие существует, иначе было бы невозможно заблуждение - ложное значение о несуществующем. Небытие существует благодаря причастности к бытию. Есть также бытие конкретных вещей, но оно является кажущимся и не является подлинным. Подлинным является только бытие идей.

Реальный мир произволен от мира идей и является его тенью. Все, что есть в человеческом мире гибнет и изменяется, а возникшая однажды идея является вечной и неподвижной, идея обладает подлинным бытием.

Главной проблемой в платоновском понимании бытия является соотношение подлинного и кажущегося бытия. Сущность кажущегося бытия определяется вечным конфликтом подлинного и неподлинного бытия. Сущность чувственного бытия также определяется конфликтом подлинного и неподлинного. Чувственный мир объясняется через его причастность миру идей.

Аристотель в работе «Первая Философия» также развивает учение о бытии. По Аристотелю основа всякого бытия есть первичная материя, которая образует предпосылку существования. Материя - это только основа бытия; между первоматерией и существующим ми-ром есть промежуточная ступень, разделяющаяся на 4 основных элемента - огонь, землю, воздух и воду.

Все вещи состоят из материи и формы. Форма, соединенная с первоматерией и с 4 основными элементами образует бытие. Соответственно, бытие есть единство материи и формы. В данном аспекте наблюдается полемика Аристотеля и Платона: нельзя считать сущностями умопостигаемые идеи, которые запредельны чувственному миру.

Понимание бытия у Аристотеля двойственно: с одной стороны - это единство материи и формы, а с другой стороны, бытие есть первосущность, целевая первопричина всего сущего. Такой первосущностью, очевидно является Бог - форма всех форм. Следовательно, Богу придан высокий смысл, т.к. он есть абсолютное бытие, к которому стремиться сущее.

СРЕДНИЕ ВЕКА И БЫТИЕ

В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библии.

Основоположником западной теологии является Августин блаженный, который в работах «О граде божьем» и «Исповедь» высказывает мысль о том, что Бог неизменяем и обладает высочайшим бытием. Он дает бытие тем вещам, которые сотворил из ничего, и распределил все природные существа по степеням. Бытие есть благо, а Бог есть простое благо, т.е. он сотворил все вечные блага, которые являются непростыми, т.к. это уже есть измененные и сотворенные вещи, которые только причастны к бытию. Суть бытие есть Бог и ему не противостоит никакая сущность.

Применительно к догмату о троице бытие рассматривается, как суть Бога-отца, тогда как Бог-сын есть знание, а дух святой есть любовь.

Человек создан по образу Бога и, следовательно, в нем явлена троица ибо человек существует, знает о том, что существует и любит свое существование.

В учении Фомы Аквинского (ХШ в.), в частности, в работе «Сумма теологии» приводятся онтологические доказательства бытия Бога. Данные идеи в XX веке послужили возникновению такого течения, как неотомизм, являющегося официальной философией Ватикана. В данном понимании бытие есть высшее начало, которое находится в единству с сущностью. Бытие вещей имеет 4 уровня:

1) неорганические стихии и минералы;

2) растения (они понимаются как форма, имеющая целевые причины);

3) животные, которые целесообразно организованы и имеют начала д-ти;

4) человек, который и есть самосущее.

При этом человек обладает разумной душой, которая и есть высшее из всего сотворенного сущего. Душа бестелесна и бессмертна, она имеет самостоятельное действие от тела - мышление и воления. Разум человека отличается от божественного разума тем, что пассивен: божественный разум творит, а человеческий усваивает. Разум человека не может мыслить, если только он не обращен к чувственным образам - фантазмам. Божественное бытие для человека непознаваемо.

Кроме того, Ф. Аквинский создал теорию двойственной истины: истина может быть научной и может быть божественной. Эти истины имеют разные предметы: научные истины возникают при познании чувственного мира, тогда как божественные истины имеют своим предметом сверхъестественный мир, данный в Откровении. Таким образом, эти различные истины не противоречат друг другу, поскольку божественные истины вечны, а научные приходящи. Поэтому наука вправе иметь собственный взгляд на чувственный мир.

Такое течение, как номенализм, в лице Уильяма Оккама, Ж. Буридана, А. Саксонского и Н. Орэна отделил философию от теологии, проведя границу на том основании, что теология основана на Откровении, Философия на разуме и опыте.

Так, Оккам считал, что вера тем выше, чем менее доказаны догматы. В мире есть только единичные вещи и нет ничего общего. Он не считал идеи прообразами вещей, т.к. в божественном уме нет общих идей, а значит нет их и в сотворенных сущностях. Общее существует лишь в человеческом уме.

Данному течению (номенализму) противостоит реализм, который стоит на позиции того, что нет никакой иерархии субстанций и все состоит из 4 основных элементов как на Земле, так и на небе. Люди познают вещи, а не сущности.

НОВОЕ ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ БЫТИЯ КАК КАТЕГОРИИ

Одним из основных течений этого периода истории является эмпиризм, который представлен Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. Эмпиризм рассматривает бытие как объективную реальность, а разум как субъективное начало, но не высшую формы бытия. Данное субъективное начало противостоит объекту - бытию. В данном понимании все наделено определенными свойствами и отождествляется с материей, присутствует также отождествление бытия и материи у некоторых мыслителей. Основная позиция того времени - «мыслю следовательно существую». Декарт понимал также бытие как мысль и как вещественный объект, который противостоит субъекту.

В ХУП - ХУШ вв. категория бытия понимается как реальность, которая противостоит человеку. Возникает понятие бытия как тела, объекта. Бытие обладает неуничтожимостью и несотворимостью и оно ограничено природой.

В ХУШ веке у философов-материалистов (просветителей) - Гольбаха, Гельвеция, Ламетрия, была такая т. зр., что ничего не существует, кроме движущейся материи, которая отождествляется с бытием. Такая позиция повторена уже в новейшее время в учении Маркса и в позиции советской философии.

Что касается Гегеля и Канта, то первый вообще категорию бытия не исследовал, а последний вообще не употреблял данного понятия, хотя оно у Канта присутствует подстрочно.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (XX В.)

Западная философия рассматривает бытие с антропологической точки зрения. Категория бытие в своих работах затрагивали М. Хайдеггер, Э. Фромм, М. Экхарт, и др. философы.

Так, в работе «Бытие и время» М. Хайдеггер рассматривает бытие как реальность или исходную реальность, отмечая при этом, что бытие человека отлично от бытия вещей и человеческое бытие есть бытие сознания.

Хайдеггер бытие человека понимает как заботу, которая состоит в бытие мира, бытие как забегание вперед и бытие привнутри мировом сущем. При этом объективное и субъективное бытие неразрывны в мире. Человеческое бытие отлично от бытия вещей в том, что бытие человека есть то, что оно есть, т.е. бытие человека постоянно убегает от самого себя. Человеческое бытие всегда есть возможность, это всегда устремление в будущее, оно (бытие) себя проектирует. Такое понимание бытия выражает способ отношения к вещам как спутникам человека.

Каждый элемент заботы имеет свой модус, т.е. свою связь со временем. Так, бытие в мире отражает модус прошлого, бытие как забегание вперед выражено в модусе будущего, а бытие привнутри мировом сущем отражается в настоящем. При этом Хайдеггер отмечает, что все мо-дусы неразрывны между собой, а также то, что модус прошлого выражает заброшенность, модус настоящего - обреченность к вещам, а модус будущего отражает возможность, действующую на человеческое бытие. В таком понимании бытия поток времени движется от будущего к нестоящему в прошлое, т.е. время временится из будущего.

Характеристиками человеческого бытия являются его подлинность либо неподлинность. Если бытие неподлинное, то происходит перевес к настоящему и мир вещей закрывает от человека его конечность, т.е. человеческое бытие полностью поглощено средой. При неподлин-ном бытии имеет место особая структура отношений человека и иных людей: есть отношение к человеку, как к вещи, которую всегда можно заменить. Такое положение вещей создание представление об усредненности, т.к. среднего человека всегда можно переместить.

Соответственно, подлинным бытием является осознание своей конечности и свободы. Такое бытие достижимо перед лицом смерти. Единственным средством вырваться из обыденности (т.е. из настоящего и мира вещей) является обращение к себе и своей самости.

В понимании Хайдеггера бытию противостоит бездна или ничто.

Э. Фромм в работе «Иметь или быть», размышляя на тему бытия, рассматривает данную категорию в соотношении с обладанием, т.е. выводит обладание как альтернативу бытию. Такая позиция не является новой в философии, так, Будда в своем учении считал, что для достижения наивысшей ступени развития человек не должен стремиться к обладанию. Эта же тема прослеживается и в Ветхом Завете: оставь то, что имеешь, тем самым освободись от пут и будь собой.

В своих теория М. Экхарт также предлагает отказаться от обладания и не позволять своему «Я» вставать на своем пути, чтобы обрести духовный смысл в жизни. Анализируя категорию бытия в соотношении с категорией обладания, Экхарт вывел следующие признаки бытия: бытие это жизнь, активность, рождение, обновление, постоянное изменение чувств, творчество, продуктивность. Всему этому противостоит обладание, которое есть приверженность «Я» и эгоизму. Следующий вывод, который делает Экхарт - это то, что бытие есть самореализация человеческой потенции.

Существенное различие есть между бытием и обладанием в понимании счастья: если есть установка на обладание соответственно человек чувствует удовлетворение от того, что способен иметь и приобретать и тем самым возвышаться над другими людьми. Если же превалирует установка на бытие, то счастьем человек считает любовь, заботу и самопожертвование.

Подобно Экхарту, Фромм также различал два способа существования человека - бытие и обладание, отмечая при этом, что обладание относится к вещам, которые стабильны и описуемы, а бытие относится к опыту, который до конца не описуем. В понимании Фромма быть значит отказать от эгоцентризма, быть активным в плане утверждения, роста, обновления собственного «Я». Обладание же это просто стремление обладать чем-либо. Бытие существует только здесь и сейчас, тогда как обладание существует во времени, при преобладании принципа бытия человек начинает считаться со временем, но если человек живет с установкой на обладание, то время властвует над ним.

Философская антропология XX в. отличается дуалистичностью человеческого бытия, т.е. существование человека всегда обусловлено требованиями социальной среды, нормами и в большинстве случаев человек им подчиняется. Это не исключает возможность непослушания и человек всегда ищет возможность укрепить свою самость, т.е. выбирать способ своего поведения. Таким образом, характеристикой бытия является выбор. Если человек соглашается со средой, то он утрачивает свое «Я» и колеблется между крайностями одиночества либо поглощенности обществом. Обе эти крайности неприемлемы, т.к. человек ощущает себя либо слишком единственным либо вообще не ощущает себя как личность.

Осуществление выбора есть выражение свободы человека: выбирая свое поведение, человек формирует свой облик и свое «Я».

Вместе со свободой у человека возникает ответственность, которая также является характеристикой бытия. Ответственность тяжела и поэтому человек предпочитает несвободу - он бежит от свободы.

Еще одной характеристикой бытия есть любовь в разных своих проявлениях: эротическая, в виде сочувствия, каритативная (нежность) и страстная (как стремление к обладанию). Любовь способствует преодолению экзистенциального одиночества.

Наконец, творчество как характеристика бытия выражается в безграничных способностях человека. Творчество и борьба не тождественны, т.к. борьба ничего не создает и не вносит нового. Творчество часто существует после борьбы, т.к. творец обогащает жизнь новым смыслом.

Что касается такого течения XX в. как материализм, то в данном аспекте бытие отождествляется с материей и категория бытия вообще как таковая не выделяется. Данный постулат выводится из того положения, что «бытие определяет сознание», т.е. бытие есть объективная реальность. Существует материя и реальный мир.

Такое отождествление неправомерно, т.к. сознание безусловно присутствует и оно не есть материя и материя его неопределяет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.