Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тенденции русской драмы и сценического искусства в контексте культуры рубежа XIX-XX вв.






 

Кризис искусства на рубеже XIX- XX века. Императорские театры: неприятие новой драматургии и принципиальный художественный консерватизм. Осознание переломности эпохи, исчерпанности традиций русской классической культуры, поиск новых форм и средств художественной выразительности.

Драмы Л. Андреева, А. Блока, Ф. Сологуба, И. Анненского, З. Гиппиус в связи с философским творчеством (Вяч. Иванов, А. Белый, Н. Бердяев, П. Флоренский) миром художников (Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа, А. Головин, С. Судейкин, Н. Гончарова, М. Ларионов, А. Экстер, Н. Рерих, М. Шагал, К. Малевич и др.) и композиторов (А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев, С. Рахманинов и др.) Серебряный век, раскрывший плеяду блистательных актерских и режиссерских талантов.

Противоречивость эстетики модернизма. Опыт русской символистской драмы. Изображение «вечного» начала мирового бытия и мифологизация обыденности. Отказ от жизнеподобия характеров, конкретности сценической обстановки и активного внешнего действия. Поворот к обобщенной символике образов и внутреннему содержанию драматического конфликта. Роль пауз, ремарок, художественной детали в создании сценической атмосферы.

Л.Н. Андреев (1871-1919): поэтика, символика, образность творчества. «Жизнь Человека» (1906). Условно-аллегорическая структура образов. Бунт андреевского «человека вообще» против «Некто в сером». Трагическая обреченность этого бунта.

А.А. Блок (1880-1921): сквозные мотивы и образы-символы в лирических драмах «Балаганчик» и «Незнакомка» (1906). Использование приема «театр в театре» и метафора театрального двоемирия. Пародийность содержания, контрасты лирики и сарказма. Трагикомические сплетения подлинности и поддельности в обрисовке персонажей. Образ Поэта и неоднозначная оценка его устремлений к «нездешнему» миру.

Н.Н. Евреинов (1879–1953) и его понимание театра как «самодовлеющей художественной величины». Пафос театральности как жизнетворчества и жизнестроительства. «Театрализация», «театрократия», «театр для себя», «театр для других», «театр как таковой» и др. Поэтика театрального «минимализма»: театр пародии «Кривое зеркало» (1910-1916).

Театрально-эстетические искания Вс. Мейерхольда.

Художественная практика А.Я. Таирова. Идея театрализации театра.

«Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира-кифарэд» И. Анненского (1916) в Камерном театре. Идея синтетического театра А. Я. Таирова. Проблема синтетического актера.

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до конца ХХ века: Учебник. – М., 2005.

2. Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1898 – 1907. М.: Наука, 1989. 384 с.Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/1898_07/

3. Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1908 - 1917. М.: Наука, 1990. 279 с. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/1908_17/

 

Дополнительная литература

1. В спорах о театре. Сб. ст. М., 1914.Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/V_sporah/V_sporah/

2. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины: Сборник статей о русской революции. – М., 1991.

3. Герасимов Ю. Кризис модернистской театральной мысли в России (1907–1917) // Театр и драматургия. Вып. 4. – Л., 1974.

4. Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. – Л., 1986.

5. Евреинов Н. Демон театральности. – М.-СПб., 2002.

6. Литаврина М. Пути русского символизма. – М., 2001.

7. Родина Т. Александр Блок и русский театр начала ХХ века. – М., 1972.

8. Стахорский С. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала ХХ века. – М., 1991.

9. Театр. Книга о новом театре. Сб. ст. СПб., Шиповник, 1908. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Teatr_kniga_o_novom/book_new/

10. Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908–1917. – М., 1995.

11. Федоров А. Театр А. Блока и драматургия его времени. – Л., 1972.

12. Чирва Ю. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л. Драматические произведения. В 2-х тт. Т. 1. – Л., 1989.

13. Творчество В.Э. Мейерхольда (1874-1940) – наследника классических традиций и театрального реформатора.

Театрально-эстетические взгляды Вс. Мейерхольда.

Студийные искания В. Э. Мейерхольда (1908-1917). Театр на Офицерской (1906-1907) и творческий союз с В.Ф. Комиссаржевской. Поиск нового сценического языка для символистской драмы: «Балаганчик» А.А. Блока, «Жизнь человека» Л.Н. Андреева.

Мейерхольд и Александринский театр (1908-1918). Творческое сотрудничество Мейерхольда с художником А.Я. Головиным и артистом Ю.М. Юрьевым. «Дон Жуан» (1910), «Маскарад» (1917).

Программа «Театрального Октября». «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского в Петроградском Театре музыкальной драмы (1918), Театр РСФСР Первый – спектакль «Зори» Э. Верхарна. Биомеханика и конструктивизм, 1922. ТИМ (с 1923) и ГОСТИМ (с 1926).

Классика мейрхольдовского гротеска и сатиры: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского. Обновление классики. «Лес» А.Н. Островского (1924), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1926), «Горе уму» А.С. Грибоедова (1928). Актеры мейерхольдовской школы: И.В. Ильинский, М.И. Бабанова, В.Ф. Зайчиков, Н.П. Охлопков, З.Н. Райх, Э.П. Гарин.

Мейерхольд – доктор Даппертуто. Студия на Бородинской (1913-1917) как лаборатория воспитания актеров условного театра.

Творческое содружество Мейерхольда с К.С. Станиславским. Арест режиссера после смерти Станиславского. Трагическая гибель.

Основная литература:

К. Л. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М.: Искусство, 1969. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/dir_meye/

 

Дополнительная литература:

1. Встречи с Мейерхольдом. Сб. ст. М., 1967. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/vstrechi/

2. Гладков А. Мейерхольд. В 2-х тт. – М., 1990. Т. 1.

3. Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова. – М., 1970.

4. Марков П. О «Лесе» в театре имени Вс. Мейерхольда. «Мандат»: Театр имени Вс. Мейерхольда. «Ревизор» Мейерхольда. Три книги о «Ревизоре» Гоголя-Мейерхольда // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1976. Т. 3: Дневник театрального критика (1920–1929).

5. Мейерхольд В. Статьи, речи, беседы, письма. Часть вторая. М., 1968.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.