Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повести о куликовской битве. «Сказание о мамаевом побоище». «Задонщина».






В 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой был нанесён сокрушительный удар татарам коалицией русских князей, возглавлявшийся московским князем Дмитрием Донским. Исход Куликовской битвы был очень крупным политическим событием в истории Руси. С одной стороны, победа русских на Куликовом поле явилась первой очень серьёзной попыткой освобождения Руси от татарского ига, длившегося уже более 150 лет, и предвестием окончательного освобождения её от чужеземного порабощения, с другой — она возвысила и укрепила власть московского князя, главного организатора победы.

В середине 15 века было создано «Сказание о Мамаевом побоище» - памятник Куликовского цикла. Сказание сообщает целый ряд подробностей как о подготовке к Куликовской битве, так и о самом сражении, не зафиксированных другими источниками.

«Сказание о Мамаевом побоище» построено на контрасте стойкости, мужества, христианского благочестия русских и хвастовства, нечестивости Мамая. В «Сказании о Мамаевом побоище» собрано почти все, что известно о 1380 годе по книжным и устным источникам.

Основное достоинство «Сказания» определяется глубиной поэтического осмысления роли Куликовской битвы как важнейшего, переломного события в истории Руси. В битве русским помогает сам бог, небесные знамения вдохновляют воинов. Князь Дмитрий и его помощники часто обращаются к молитвам, что подчеркивает предельную напряженность их душевных сил, готовность принять смерть во имя высших человеческих ценностей – справедливости и мира на земле.

Сказание» привлекает читателя своей эмоциональностью. Автор передает скорбь Русской земли, измученной татарскими притеснениями, взволнованное состояние воинов накануне сражения, исход которого трудно было предугадать. Он опирался на «Задонщину» и использовал богатый лирический арсенал устного народного творчества.

В «Сказании о Мамаевом побоище» необходимо отметить еще одну примечательную черту: идея единства русских сил воплощена как идея объединения вокруг Москвы. В центре повествования московский великий князь Дмитрий Иванович. Он предводитель войск, пришедших не только из Москвы. Возвышение Москвы способствовало созданию единого централизованного государства, без которого самостоятельное существование русского народа было невозможно.

 

Из произведений, связанных с Куликовской битвой, лучшим в художественном отношении является повесть, озаглавленная «Задонщина». Ни в самом тексте «Задонщины», ни в каких-либо других источниках указаний на время создания ее нет. Многие исследователи датируют «Задонщину» 80-ми гг. 14в.

Считается, что автором «Задонщины» мог быть Софоний Рязанец. Однако до конца эта версия наукой не подтверждена.

«Задонщина» - это лирический отклик на Куликовскую битву. Автор подчеркивает, что победа русского оружия оказалась возможной в результате единства русских князей, собравшихся под знаменами «Великого князя Дмитрия Ивановича».

«Задонщина» своей композицией и отдельными художественными приемами близка к «Слову о полку Игореве». Автор сохраняет план знаменитой поэмы 12в. И часто следует ей почти буквально, однако все события здесь рисуются в ином освещении.

Автор «Задонщины» образцом для своего произведения взял «Слово о полку Игореве». От «Слова» зависит план «Задонщины», целый ряд поэтических образов «Задонщины» – повторение поэтических образов «Слова», отдельные слова, обороты, большие отрывки текста «Задонщины» повторяют соответствующие места «Слова о полку Игореве». В «Слове» горе и печаль пришлись на долю русских, в «Задонщине» он отнесены на долю татар. Там земля была засеяна русскими костьми и полита русской кровью, здесь – татарскими.

Если в «Слове о полку Игореве» повествуется о поражении русского войска как следствие раздробленности, то в «Задонщине» рассказывается о победе на Куликовом поле как результате единства русской земли, к которому в течение нескольких веков звала русская литература. В «Задонщине» имеется немало самостоятельных поэтических образов. Новое время сказалось в «Задонщине» не только в том, что иначе освещены события, даны новые герои, но и в том, что выражена новая политическая идеология. 14в. был временем собирания русских земель вокруг Москвы. Автор проникнут идеей защиты Русской земли, и у него понятие «Русская земля» уже отождествляется с Московским княжеством. Поэтому в «Задонщине» на первом плане стоят Москва и московский князь.

Автор «Задонщины» обратился к «Слову» как к образцу с целью сопоставить и противопоставить политическую обстановку на Руси времени «Слова о полку Игореве» (12в.) и 14в.

Основной идейный смысл «Слова» заключался в призыве автора к русским князьям забыть междоусобные распри и объединить свои силы для борьбы с внешними врагами Руси. Автор «Задонщины» в победе, одержанной за Доном над ордынцами, увидел реальное воплощение призыва своего гениального предшественника: объединенные силы русских князей смогли разгромить монголо-татар, считавшихся до этого непобедимыми.

 

21. Московская литература. Эволюция жанра жития в 15 веке. Епифаний премудрый. «Житие Степана Пермского». Стиль плетения словес.

Зарождение московской литературы было обусловлено политическим возвышением Москвы.

Формирование Русского централизованного государства способствовало развитию национальной культуры. Основной темой литературы становится тема становления централизованного государства. Создающиеся московские летописные своды обращаются к традициям киевского летописания.

В 1380 г. московский князь Дмитрий Донской сплотил под своими знаменами почти всю северо-восточную Русь и нанес сокрушительный удар Золотой Орде. Победа показала, что у русского народа есть силы для решительной борьбы с врагом, но эти силы способна объединить лишь централизованная власть великого князя. После одержанной победы на Куликовом поле вопрос об окончательном свержении монголо-татарского ига был лишь вопросом времени.

Победа, одержанная над Мамаем, значительно укрепила авторитет Москвы в глазах всего народа. Она сыграла немаловажную роль в развитии литературы и искусства, содействуя расцвету творчества Феофана Грека, Андрея Рублева и Епифания Премудрого.

Эволюция жанра:

В конце 14, начале 15 века в агиографической литературе происходит возрождение и развитие риторическо-панегерического стиля литературы Киевской Руси. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства.

Риторическо-панегерический стиль первоначально получает распространение в агиографии, где житие становится «торжественным словом», пышным панегириком русским святым, являющим собой духовную красоту и силу своего народа.

Изменяется композиционная структура жития:

1. появление небольшого риторического вступления

2. центральная биографическая часть сокращается до минимума

3. главное место отводится похвале.

Биография христианского подвижника стала рассматриваться как история его внутреннего развития. Монологи становятся неотъемлемой частью построения житийного произведения. Характерная особенность этого стиля - пристальное внимание к различным психологическим состояниям человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.