Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы формирования системы управления корпоративной социальной ответсвенностью






Сущность и содержание системы управления корпоративной социальной ответственностью

Концепция корпоративной социальной ответственности развивалась с 1920-х годов и сегодня является весьма многосложной составляющей успешного развития компаний. Тогда, в начале двадцатого века многие американские компании заметили, что лояльность к их товарами со стороны потребителей невысока. Самые наблюдательные управляющие отметили, что осуществление неких социально направленных проектов, типа постройки школ, выплат компенсаций, материальной помощи и.т.д. существенно меняло отношение общественности к репутации компании. С тех пор прошло почти столетие и бизнес – сектор гораздо дальше продвинулся в разработке и применении концепции КСО в своей деятельности. “Существуют различные взгляды на концепцию КСО. Условно, авторов существующих подходов можно разделить на два лагеря. Во-первых, это сторонники подхода общественного благосостояния (корпоративный альтруизм), заключающегося в реализации бизнесом той политики, которая была бы желательна с позиций целей и ценностей общества.[1] Наиболее известными представителями данной школы являются К. Девис, Дж. МакГуир и А. Керолл. В своих работах Девис определил направленность КСО как обязанность всех лиц, принимающих решения в сфере бизнеса, учитывать не только свои интересы, но также приумножать и защищать общественное богатство. Ему вторил МакГуир, утверждавший, что " корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но несет и некую ответственность перед обществом, выходящую за их пределы". Особую важность носят исследования А. Керолла, который определил границы современных исследований в сфере КСО. Он видел КСО как многоуровневую ответственность, которую он представил в форме пирамиды. В основе пирамиды находится экономическая ответственность компаний. Она определяется базовой функцией всех фирм – удовлетворение потребностей рынка посредством производства товаров и услуг. Получается, что любая фирма, реализующая ответственность на экономическом уровне, уже социально ответственна. Под правовой ответственностью понимается соответствие деятельности фирм правовым нормам (т.е. законопослушность фирм). Этическая ответственность требует от компаний действий, созвучных общественным ожиданиям в области моральных установлений. Филантропическая ответственность – добровольное участие компаний в реализации социальных программ. [2]

Другой лагерь занимают сторонники подхода благосостояния бизнеса и его участников (корпоративный эгоизм), позиция которых наиболее четко выражена Нобелевским лауреатом М. Фридменом в его статье " Социальная ответственность бизнеса состоит в повышении его прибылей". Фридмен считал, что главнейшей задачей бизнеса является повышение прибылей; он подчеркивал, что общественное благосостояние должно повышаться силами неприбыльных, государственных институтов. Менеджеры, практикующие “социальную ответственность”, по сути растрачивали деньги собственников и брали на себя обязательства, лежащие за пределами их служебной компетенции.

Здесь мы вплотную подошли к определению самого понятия КСО, которое может трактоваться в качестве концепции устойчивого развития компании. Под устойчивым развитием понимается “сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с социальным и экономическим благополучием в интересах настоящего и будущих поколений[3]”. В поле деятельности компаний, проводить политику устойчивого роста означает реализовывать концепцию КСО. Итак, корпоративная социальная ответственность может определяться как отклик компании на противоречивые вызовы различных сторон общества, ориентированный на устойчивое развитие компании. Из данного определения вытекает следующее тождество: социально ответственная фирма есть устойчивая фирма, а устойчивая фирма не может не быть социально ответственной”[4].

Сегодня, корпоративная социальная ответственность это постоянно совершенствуемый и реализуемый заинтересованными в устойчивом развитии компаниями набор программ и практик, направленных на осуществление социальной политики во всех сферах КСО. Так называемые сферы или направления КСО разделены на[5]:

· социально ответственное поведение по отношению к обществу;

· совершенствование корпоративной культуры;

· экологически безопасный менеджмент и охрана природы;

· взаимовыгодные и конструктивные отношения с персоналом, поставщиками и клиентами.

Главная цель политики КСО – повышать уровень репутации компании, путем повышения общественного благосостояния и соответствовать ряду строгих требований в области политики КСО на арене международного бизнеса. Известно, что чем крупнее компания и чем выше ее индекс транснационализации, тем большему количеству ожиданий и требований ей нужно соответствовать.

В зависимости от того, на какую сферу КСО направлены действия компании, будут различаться используемые в каждом конкретном случае стратегии и приемы. Если речь идет о взаимодействии с персоналом, то компании могут предоставлять персоналу возможность получения высшего образования и повышения квалификации, использования корпоративных автомобилей и квартир, получения бесплатной медицинской страховки. В сфере отношений с бизнес – сообществом, к которому можно отнести совокупность всех поставщиков, контрагентов и клиентов, компании следует практиковать только те практики ведения бизнеса, которые позволят выстроить доверительные и стабильные отношения с таким бизнес – окружением компании. Экологический менеджмент компании должен быть направлен на сокращение отходов производства, использование очистительного оборудования, внедрение инновационных методов производства, контроль экологической безопасности на производстве. В отношении местных сообществ компании следует выделять средства на благотворительность, поддерживать социальное строительство, поддерживать образование, спорт и медицину, участвовать в культурной жизни общества и.т.д.

Выстроить грамотную социальную политику компании весьма непросто, поэтому в каждой корпорации этим заняты специально созданные отделы.

Сбалансированная политика в области КСО помогает компании достигать устойчивого роста, вызывать доверие со стороны государства и общества, тем самым повышая уровень ее значимости в регионах присутствия и делая ее более конкурентоспособной. Так, КСО – это не просто набор практик и программ, а образ действия социально ответственной компании, направленный на достижение устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Вообще, деятельность компании по осуществлению социальной политики состоит из[6]:

1) обеспечение трудовых гарантий персонала;

2) выпуск товаров и услуг высокого качества;

3) мониторинг безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических норм на производстве;

4) разработка специальных программ сотрудничества с контрагентами и инвесторами;

5) принятие мер по минимизации загрязнения природы;

6) помощь социально незащищенным слоям населения;

7) субсидирование и благотворительные платежи;

8) развитие регионов присутствия, повышение социально – экономических показателей стабильности;

9) совместная деятельность с некоммерческими институтами и государством.

Итогами реализации социальной политики может стать:

1) повышение уровня жизни персонала и жителей местных сообществ;

2) упрочнение позиций компании на рынке и рост ее авторитета;

3) установление взаимовыгодных и стабильных отношений с правительством;

4) достижение добрых и прочных отношений с обществом, закрепление и повышение лояльности потребителей к брендам компании;

5) развитие системы быстродействия и предупреждения развития рисков;

6) привлечение в структуру компании наиболее мотивированных и способных работников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.