Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный институт религии в структуре общества.




Проблема определения религии — это проблема различения религии и нерелигии. В социологии она решалась по-разному, и можно сказать, что методологические особенности социологического определения религии могут быть выражены в соответствии с различными исследовательскими подходами, которые позволяют обобщить наиболее часто встречаемые схемы определения религии. Обратимся к некоторым из них. 1.Расширительное определение: понятие религии включает в себя различные по содержанию и характеру феномены (отношения, предметы). Примером может служить логика Э. Дюркгейма, для которого религиозным было любое отношение к общезначимым нормам и ценностям (религия отождествляется с коллективной идеологией), или определение Э. Фромма: «Под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и дей­ствия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». 2. Определение, связывающее суть религии с верой в сверхъестественное. У любой религии (в отличие от нерелигии) есть спе­цифическая черта — вера в сверхъестественное, лежащее за пре­делами земных законов. Э. Тайлор писал: «Целесообразнее всего будет просто принять за определение минимума религии верова­ние в духовных существ». 3. Функциональное определение дает ответ на следующие вопросы: чему служит религия и какие функции она выполняет. В рамках функционализма религия предстает как создатель системы норм и ценностей, отвечающих на какой-либо важный для общества или человека вопрос (масштабную и неразрешимую проблему). М. Йингер, например, сводит религию к системам верований и практик, которые помогают людям справиться с конечными проблемами человеческого бытия (смертью, страданиями, болезнями и т. п.); М. Вебер видел в религии мотивирующий комплекс, задающий смысл человеческому действию.4. Субстанциональное (сущностное) определение: чтобы понять социальные функции религии, надо понять, что лежит в их основе, что функционирует. К суб­станциональным определениям можно отнести марксистское понимание религии как превратного отражения в головах людей объективных обстоятельств их жизни. Субстанциональный подход исключает широкий охват темы, отнесение к религии других сфер культуры и псевдорелигиозных феноменов (коммунизм или национал-социализм тоже можно принять за религию — имеется функциональное сходство, но не сущностное). Субстанциональное определение религии выделяет субъект религии (личность или группа), объект религии (священные вещи, Бог, Абсолют, Космос), субъект-объектные связи (отношение к священному, переживания, страх и т. п.).5. Феноменологическое определение: религия — одна из символических систем (наряду с наукой, искусством, философией), надстраивающихся над первичной «реальностью повседневной жизни» (Т. Лукман). Конкретно-историческое разнообразие религий ставит перед наукой проблему их классификации, для решения которой необходимо определить критерии классификации. В социологии религии используют следующие классификации: 1) по историческому этапу и масштабу распространенности религии разделяются: • на древние (ранние или примитивные) — анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков, магия и т. п.; • национальные — иудаизм, синтоизм; • мировые — буддизм, христианство, ислам; 2) по количеству богов: • политеистические (многобожие) — языческие культы, индуизм; • дуалистические, которые признают две равные божественные сущности, две Силы (Добро и Зло, Свет и Тьма) — зороастризм; • монотеистические (единобожие) — иудаизм, христианство, ислам; • этические (религии без богов) — буддизм, конфуцианство, даосизм; 3) по уровню (специфике) организации: • жестко централизованные (имеется единый управляющий центр) — христианство, буддизм; • не жестко централизованные — ислам; • самоорганизующиеся — индуизм, синтоизм, даосизм; • децентрализованные — например, современные протестантские движения в христианстве; 4) по времени возникновения и вкладу в формирование куль­туры региона и нации: • традиционные; • нетрадиционные, или новые.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.