Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование, его концепции.






На протяжении долгого времени существовало множество споров относительно необходимости регулирования экономики государством. Стороны «за» и «против» государственного регулирования приводили весомые аргументы в пользу собственных убеждений, из-за чего не всегда удавалось придти к общему решению данной проблемы. Сегодня в условиях развития рыночных отношений необходимость государственного вмешательства не вызывает никаких сомнений. Более того, от качества осуществления политики регулирования экономики зависит состояние не только отдельных отраслей, но и общества в целом.

Государственное регулирование экономики — это совокупность мер, носящих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, осуществляемых соответствующими органами власти с целью стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, а также с целью коррекции экономических процессов и несовершенств рынка.

По мере развития общества выдвигались различные теории относительно государственного регулирования экономики. Однако наибольшее распространение получили концепции классической и кейнсианской школ. Кратко рассмотрим основные положения данных концепций.

В основе классической концепции, представителями которой являлись А. Смит и Д. Рикардо, лежит идея «экономической свободы», то есть ограниченного вмешательства государства в экономические процессы. По мнению Смита, государство должно регулировать экономику лишь в трех стезях:

1. Защита общества от насилия и вторжения других обществ;

2. Обеспечение хорошего отправления правосудия;

3. Создание и содержание учреждений и организаций, не являющихся приоритетными и выгодными по содержанию частными лицами.

Неоклассики и вовсе отвергли надобность регулирования экономики государством ввиду теории рыночного равновесия, или теории «невидимой руки рынка», то есть способности рынка к саморегулированию и формированию оптимальной ситуации в рыночной среде. Вмешательство государства, наоборот, является не только нежелательным, но и губительным для экономики.

Предпосылками развития мысли о необходимости государственного вмешательства в экономику являлись первая и вторая мировые войны и экономический кризис 30-х годов. Было отмечено, что рынок далеко не всегда способен к саморегулированию и часто рыночный механизм дает сбои. К причинам таких сбоев можно отнести внешние эффекты (экстерналии) — влияние деятельности одного человека на благосостояние другого; необходимость создания общественных благ. Таким образом, перед государством возникла серьезная задача: создание необходимой инфраструктуры (системы институтов), устойчивости национальной валюты, экономической безопасности и т. д.

Впервые теоретическую необходимость государственного вмешательства в экономику обосновал Дж.М. Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег». По мнению Кейнса, государственное регулирование должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Регулирование процентной ставки (более низкая норма ссудного процента повышает уровень инвестиционного спроса и уровень занятости);

2. Осуществление бюджетной политики путем увеличения государственных расходов и расширения государственных инвестиций;

3. Соблюдение интересов социальных групп, перераспределение доходов;

4. Регулирование уровня занятости, сдерживание и (или) снижение роста темпов безработицы.

Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики доказала свою эффективность не только во время Великой депрессии, но и во время второй мировой войны и послевоенный период.

Очевидно, что современный рынок без государственного регулирования невозможен. Государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства и решает такие задачи, как: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поддержка невыгодных, но стратегически важных отраслей экономики, поддержка экспорта.

Государственное регулирование имеет два уровня: практический и научный. Практический — это совокупность мер, направленных на реализацию регулирования. Теоретический уровень — систематическое научное исследование способов воздействия на экономику в целях более эффективного функционирования рыночных процессов. В конечном счете, целью обоих уровней является повышение общественного благосостояния.

Воздействие государства на экономику предполагает синтез рыночного саморегулирования и государственные регулятивные меры. Отсюда вытекают два вида регуляторов: рыночные и плановые.

Плановые регуляторы — это действия человека, направленные на налаживание конкретной экономической деятельности; рыночные регуляторы — объективно действующие и являющиеся результатом взаимодействия производителей и потребителей определенных товаров и услуг.

Основными инструментами воздействия государства на экономику являются методы и формы государственного регулирования:

Прямые (административные) — не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, основаны на авторитете государства, включают меры запрещения, принуждения, разрешения. Так, к прямому воздействию относятся меры, связанные с целевым кредитованием (кредитование по льготным ставкам), а также с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования.

Косвенные (экономические) — базируются на инструментах экономического прогнозирования, программирования, бюджетной и налоговой систем, денежно-кредитной, валютной, таможенной политики и др.

По мере развития рыночной экономики сфера применения косвенного регулирования значительно расширяется, сужая при этом возможности прямого вмешательства государства в экономические процессы. Так, мощным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика, которая формируется Бюджетным посланием Президента РФ Феде­ральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бесспорно, одну из самых значимых ролей в государственном регулировании играет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

В настоящее время большое значение в государственном регулировании отводится на решение социально-экономических задач: «создаются ориентиры по ресурсному обеспечению государственных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности в различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий при их реализации» [1].

Государственное регулирование экономики не может успешно функционировать без сильной, хорошо продуманной законодательной базы. Развитие налоговой системы и ее конкурентоспособности — путь к более совершенному регулированию экономики государством. Требуется упростить налоговый учет и приблизить его к бухгалтерскому учету, повысить эффективность мер по противодействию уклонения от налогообложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.