Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суперпрезидентские республики Латинской Америки






В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - форма правления, при которой президент имеет широкие полномочия, практически являясь независимым от законодательной и судебной ветвей власти. Причинами перехода к такой нераспространенной форме государственного правления можно назвать несколько. Во-первых, это специфичность самого региона, в котором произошло множество революций в последние столетия. Во-вторых, несомненное влияние на этот регион казали США, у которой латиноамериканские государства пытались перенять форму правления. Обычно выборы президента происходит непосредственно населением. Как правило, уровень жизни населения в подобных странах крайне низок. Так, А.В. Мелехин отмечает, что за период с 1985 по 2004 г. средний темп роста экономики Латинской Америки составил 2, 6%. В целом в мире этот рост составил 3, 5%, а в странах Азии — 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки в 90_х годах ХХ столетия не позволили решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности в 2004 г. составляла 54, 7%, в Боливии — 62%, в Мексике —37%.

В данном регионе особое положение президента закрепляется конституциями. Так, Конституция Перу дает право президенту «олицетворять нацию», а Конституция Аргентины объявляет его «верховным главой нации». Глава государства имеет всю полноту власти: является главой государства, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы (обычно верховный главнокомандующий), а в период беспорядков наделен чрезвычайными полномочиями. Законы президента порой, являются порой основным и единственным законодательством страны. Парламент носит номинальный характер.

Следует отметить, что суперпрезидентские республики существуют не только в Латинской Америке, но и в Африке, Европе, Азии и др. (Броз Тито в Югославии, Маркос на Филиппинах, Бокасса в Центральной Африканской Республике и т.д.).

При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе Программы развития ООН по Центральной Азии, «президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной».

В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские формы правления практически стали правилом, а не исключением. Как показывает практика, они способны обеспечить политическую стабильность, эффективность государственного управления и высокие темпы роста экономического развития. В таких государствах отсутствует система сдержек и противовесов. К еще одной особенности можно отнести уход главы государства со своего поста. Как результат - наблюдается тенденция к пожизненному правлению президента. Сегодня мы имеем только двух пожизненных президентов - в Малави и КНДР. [16]

Мы рассмотрели не все стороны возникновения смешанных и " гибридных" форм, в силу того, что каждая страна имеет свои особенности. Они неизбежны, даже если в государстве принимается уже известная модель. Яркими примерами могут служить формы правления Алжира или Шри-Ланки, оказавшиеся под влиянием французских институтов, но в Алжире коррективы внесла мусульманская идеология, в Шри-Ланке - британское наследие.[17]

 

Заключение

Таким образом, форма правления - это система высших органов государственной власти, порядок их образования, полномочия и их взаимодействия между собой и с населением.

На сегодняшний день известны две основные типичные формы правления: монархия и республика. Принципиальное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Так монарх занимает свой пост по наследству и пожизненно. В республике глава государства избирается из граждан на определенный период времени, он может быть досрочно смещен со своего поста в порядке импичмента.

Монархия – это форма правления, при которой пост главы государства переходит по наследству. Характерные черты монархии: вся полнота власти в государстве принадлежит монарху, получает власть по наследству и пожизненно, участвует в организации других государственных органов. В зависимости от круга полномочий монарха выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию. При абсолютной монархии монарх признается единственным источником власти. В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена парламентом и конституцией. В зависимости от степени ограниченности власти монарха различают дуалистическую и парламентарную монархию. Парламентарная монархия характеризуется следующими признаками: правительство формируется из членов партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент, лидер партии становится премьер – министром, а монарх является фигурой символичной. При дуалистической монархии наряду с монархом действует парламент, принимающий законы. Парламент не имеет значительный объём полномочий.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются непосредственно населением или формируются избранными органами. Основными признаками республиканской формы правления являются: выборность, срочность, ответственность и сменяемость главы государства и других высших органов государственной власти. По характеру взаимодействия законодательной и исполнительной властями выделяют президентскую, парламентскую и смешанную республики. Различия между ними заключается в том, кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность. Так, в президентской республике правительство формирует президент, в парламентской республике назначает парламент, в смешанной республике формирует президент и парламент, а правительство ответственно перед президентом, парламентом, парламентом и президентом соответственно.

Кроме того, существуют и нетипичные формы правления. К ним можно отнести республиканскую монархию, суперпрезидентскую республику, монархическую республику и полупрезидентскую, полупарламентскую республику. При республиканской монархии, главы государств (монархи) выбираются через определенный период. В суперпрезидентской республике сосредоточены широкие полномочия в руках президента. Монархическая республика характеризуется узурпацией власти, когда легитимно избранное или назначенное должностное лицо присваивает не принадлежащие ему полномочия по конституции и отказывается оставить свою должность по истечению срока исполнения полномочий. Полупрезидентские, полупарламентарные республики появляются, при подвержении различным коррективам ответственность правительства.

Однако идеальная модель формы правления, пригодная абсолютно для всех государств вряд ли существует. Так, по этому поводу, русский философ и юрист И.А. Ильин писал: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». [18]

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–с. 80-83

2. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - с.228

3. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 138 – 139

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юрист, 2001. – С. 80 – 86.

5. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. - с. 89-90.

6. Симонишвили Л.Р., Формы правления история и современность, учебное пособие, 2-е издание - М.: Флинта: 2011 – с.56-69

7. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Маклаков В.В.- М.: Волтерс Клувер, 2006.- 412-413

8. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2012.

9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 1999. – С. 248 – 251.

10. Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов – М., 2-е изд, 1996 - 73-76

11. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №4.

12. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. – с 163-164.

13. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, 4-е издание - М.: Эксмо, 2010 - с. 72

 

Приложение 1

 

 

Форма правления
Монархия
Республика

 


Дуалистическая
Парламентская
Смешанная
Президентская
Абсолютная
Конституционная

 

 

Парламентарная

 


 

Приложение 2

 

 

Республиканская монархия
Монархическая республика
Нетипичные формы правления
Суперпрезидентская республика
Полупрезидентская, полупарламентская республика

 


[1] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–с. 80-83

 

 

[2] См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - с.228

[3] Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – С. 138 – 139

 

[4] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юрист, 2001. – С. 80 – 86.

 

[5] См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. - с. 89-90.

 

[6] См.: Симонишвили Л.Р., Формы правления история и современность, учебное пособие, 2-е издание - М.: Флинта: 2011 – с.56-69

[7] См.: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: Маклаков В.В.- М.: Волтерс Клувер, 2006.- 412-413

 

[8] См.: Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2012.

 

[9] См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 1999. – С. 248 – 251.

 

[10] См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 248.

 

[11] См.: Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов – М., 2-е изд, 1996 - 73-76

 

 

[12] См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №4.

[13] См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №4.

[14] См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №4.

[15] См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №4.

[16] См.: Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. – с 163-164.

[17] См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №4.

[18] См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, 4-е издание - М.: Эксмо, 2010 - с. 72






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.