Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место международного договора в системе источников МЧП;






Международным договором признается соглашение, заключенное между государствами. Международные договоры классифицируются по различным основаниям в зависимости:

1) от субъектов – многосторонние и двусторонние; универсальные и региональные; самоисполняемые и несамоисполняемые;

2) сферы международного частного права: договоры о правовой помощи, о правах человека, по вопросам права собственности, о международных расчетах, консульские конвенции и пр.

В зависимости от количества государств, участвующих в подписании данного договора, они подразделяются на многосторонние, участниками которых являются более двух государств, а также двусторонние – два государства.

Одним из ярких примеров двустороннего договора является Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 г., участниками которой являются 152 государства. Многосторонние конвенции бывают универсальными и региональными.

Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, различным политическим системам. Региональные – это те соглашения, которые действуют в рамках одного региона, или региональной интеграционной группировки государств.

Самоисполняемые договоры – это договоры, которые уже содержат в себе нормы-санкции и не требуют дополнительного принятия норм на внутригосударственном уровне. Несамоисполняемые – наоборот, требуют дополнительного регулирования на внутригосударственном уровне.

Одним из основных источников международного частного права является внутреннее законодательство государств, состоящее из нормативно-правовых актов, принимаемых законодательными органами государств, регулирующих правоотношения, осложненные иностранным элементом.

Обычно внутреннее законодательство как источник международного частного права подразделяют на два вида государств.

1. Государства, в которых действуют специальные законы, регулирующие общественные отношения, осложненные иностранным элементом.

2. Государства, в которых нормы международного частного права содержатся в различных законодательных актах.

Что касается специальных законов, то, как правило, они включают в себя:

1) общие понятия;

2) определение применимого права в широкой сфере отношений;

3) вопросы международного гражданского процесса. Во внутреннем праве каждого государства, в котором не принимается отдельного акта по международному частному праву, а регулирование правоотношений, осложненных иностранным элементом, происходит с помощью ряда законодательных актов, регулирующих вопросы в этой области, правоприменение осуществляется с помощью таких актов (на примере Российской Федерации), как: Конституция Российской Федерации, Гражданский, Семейный, Трудовой, Земельный, Воздушный кодексы, а также ряд законов, например Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Все эти акты, а также многие другие в ряде своих статей регулируют отношения, осложненные иностранным элементом.

Международный договор Российской Федерации был включен в российскую правовую систему Конституцией 1993 г. Позднее аналогичное положение было закреплено в Законе Российской Федерации 1995г. «О международных договорах Российской Федерации».

Вопросы о том, что следует считать международным договором Российской Федерации, как может быть выражено согласие России на обязательность для нее международных договоров, кто полномочен принимать решение о согласии, каков порядок вступления международного договора в силу для Российской Федерации—относятся к сфере международного публичного права. При изучении МЧП акцент делается на содержании разных видов договоров (межгосударственных, межправительственных, договоров межведомственного характера), которые осуществляют регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Международные договоры могут быть приняты в виде конвенций, пактов, соглашений и т.п.

Международные договоры, как правило, классифицируются по двум критериям:

• по количеству участвующих в них государств;

• «территориальному принципу» оценки участников.

В зависимости от количества участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние.

Классификация международных договоров на универсальные и региональные основывается на критерии присоединения к ним государств в зависимости от их территориального расположения. Универсальные конвенции охватывают широкий круг государств, не ограниченных рамками определенного региона.

Под международным договором РФ понимается международное

соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным

государством (государствами) либо с международной организацией в

письменной форме и регулируемое международным правом независимо от

того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких,

связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного

наименования.

Аналогичные определения даны в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Международные договоры относятся к публично-правовым актам,

сторонами которых являются суверенные государства. Международный

договор – источник международного права и его нормы адресованы к

государствам – участникам таких отношений. Однако многие

международные договоры помимо норм международного права содержат

нормы, предназначенные регулировать международные частные отношения

между физическими и юридическими лицами. Именно эти нормы являются

международными лишь по происхождению, по содержанию они относятся к

к МЧП государств - участников таких договоров. Например, Венская

конвенция 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров»,

участницей которой является и Россия, регулирует отношения между лицами

Соотношение международных договоров и российского национального

законодательства можно свести к двум следующим положениям.

1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую

систему РФ.

2. Международные договоры имеют приоритетное значение в

применении перед нормами национального законодательства.

Эти положения закреплены в п.4 ст.15 Конституции РФ и

воспроизведены в отраслевом законодательстве (ст.7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

Правило, закреплённое в п.4 ст.15 Конституции РФ

(«Общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Российской Федерации являются составной

частью ее правовой системы») рассматривается российскими учёными в

качестве генеральной трансформационной нормы Конституции. Тем самым

Основной закон российского государства один раз и на все случаи (общим

образом) конституционно решил вопрос о юридической силе международных

договоров в правовой системе РФ.6

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены

порядок и правовые формы присоединения России к международным

договорам. Согласие России на обязательность для неё международного

договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ

о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения

действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные

правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15

ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента

или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами,

с помощью которых международный договор вводится в правовую

систему России и становится обязательным для применения внутри

государства.

В связи с этим следует рассмотреть теорию трансформации,

существующую в российской юридической науке.

Теория трансформации. Это теория, объясняющая механизм действия

международно-правовых норм в отношениях между субъектами различных

национальных правовых систем. Термин «трансформация» является

условным и означает преобразование. Трансформация является одной из

форм согласования международного и внутригосударственного права






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.