Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ русского народа в поэме






 

В центре некрасовской поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Некрасов рисует, говоря словами В. И. Ленина (из его статей о Л. Н. Толстом), народное море, взволнованное до самых глубин, крестьянские массы, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни.

Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни пахаря-рождение ребенка и крестины, свадьба и похороны, труд на поле и работа на стороне, страда и ярмарка, пир и голод, мнимое освобождение, бунты, допросы, порка, тюрьма, рекрутчина - все вместилось в поэму.

Рассказ о путешествии странников в поисках счастливого позволили автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей – живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.

Как удается поэту в нескольких строках нарисовать запоминающееся человеческое лицо, а иногда и целую человеческую жизнь? Поэт умеет найти такую портретную или бытовую деталь, которая выявляет в человеке главное, особенно для него характерное.

Вспомним сменяющие друг друга образы крестьян в главе Счастливые. Лишь несколько штрихов – и человек предстает перед нами как живой. Вот один из счастливых:

Желтоволосый, сгорбленный

Подкрался робко к странникам

Крестьянин-белорус.

Один только внешний штрих сгорбленный, одна деталь, рисующая движения, походку (подкрался робко) - и мы видим этого изголодавшегося, приниженного бедняка. Какой страшной должна быть жизнь, если все счастье человек видит лишь в хлебе. Крестьянин-белорус искренне чувствует себя счастливым:

...А ныне, милость божия!

- Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!

Еще одна деталь дополняет этот трагический образ: уважительно, любовно говорит белорус – не хлеб, а хлебушко.

Некрасов в своей поэме рисует и отдельных представителей народа, и массовые сцены. Мы видим толпу крестьян, и в этой толпе мелькают выразительные лица, чьи-то голоса выделяются в нестройном, многоголосом хоре.

Явление, которое часто наблюдается в лирике Некрасова, - многоголосие – получает блестящее развитие на страницах его поэмы. Мастер речевой характеристики, поэт вводит в массовые сцены реплики, словечки столь характерные, что за ними встает подчас целая жизнь, раскрывается миросозерцание народное. Для этого поэт находит в сокровищнице русской речи такое

...слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо.

Вспомним дорогу многолюдную в главе Пьяная ночь:

Дорога стоголосая Гудит!

Что море синее,

Смолкает, подымается

Народная молва.

В этом море людских голосов выделяются совсем короткие реплики, а какой в них глубокий смысл! Вслушаемся в голоса крестьян:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана...

Это о пресловутой воле... А вот о царских чиновниках, только что пронесшихся по дороге на тройке с бубенчиками:

- А я к тому теперича:

И веник дрянь, Иван Ильич,

А погуляет по полу,

Куда как напылит

Вот другого рода слова - о жизни самих крестьян:

В канаве бабы ссорятся,

Одна кричит: Домой идти

Тошнее, чем на каторгу!

Другая: Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Так раскрываются сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть народа к его поработителям.

Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые по­зволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэтому здесь практически отсутствует городской мотив. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведении абсолютно не затрагивается. Мотивы города и деревни тесно связаны между собой; ведь жизнь городских низов — это, в сущности, жизнь тех же самых крестьян, но только не в деревенском, а в городском их быту: то же нищенское существование, та же неудовлетворенность жизнью, те же постоянные унижения и оскорбления. Правда, город в поэме все же упоминается в главе " Губернаторша", когда Матрена Тимофеевна приходит в губернский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминает стихотворение " Размышления у парадного подъезда", когда мужики, толпясь у главного входа некоего правительственного учреждения, просят " допустить" их. Отличие заключается лишь в том, что Матрене Тимофеевне удается добиться встречи с губернаторшей и заслужить ее расположение.

Лирику Некрасова и его поэму объединяет также сама конструкция стиха. Часто стихи написаны в форме диалога барина и простого человека, причем речь крестьянина обычно доминирует (" В дороге", " Песня Ерёмушке" и т. д.), или в форме песни, рассказывающей о тяжелой жизни народа (многие стихи, даже так и называются: " Песня Ерёмушке", " Колыбельная песня"...).

В поэме " Кому на Руси жить хорошо" сами странники ведут беседу с простыми людьми, расспрашивая об их жизни, — глава " Счастливые" и др. Музыкальность же, песенный напев — характерная особенность всей поэмы. Но наиболее полно и глубоко этот жанр устного народного творчества раскрывается в главе " Пир — на весь мир", где на страницы произведения вводятся целые песни: " Веселая", " Барщинная", " Голодная", " Солдатская", " Соленая", " Русь"). Можно заметить, что в поэме сильно фольклорное начало (не только песни, но и сказочный зачин, легенды и мифы, обилие загадок, пословиц и поговорок). Одновременно усиливается и антикрепостнический настрой, что тоже во многом объединяет поэму с лирикой.

В " Псовой охоте" Некрасов не только воспевает охоту как некую барскую прихоть. Нельзя не заметить сатирической направленности стихотворения. Описывая жизнь барина, поэт щедро иронизирует:

Выпив изрядно, поужинав плотно,

Барин отходит ко сну беззаботно,

Завтра велит себя раньше будить.

Чудное дело — скакать и травить!

Чуть не полмира в себе совмещая,

Русь широко протянулась, родная!

Много у нас и лесов и полей,

Много в отечестве нашем зверей!

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

В поэме " Кому на Руси жить хорошо" тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Старинная русская забава — псовая охота — была едва ли не самым ярким штрихом дореформенной помещичьей жизни.

Ой ты, охота псовая!

Забудут все помещики,

Но ты, исконно-русская

Потеха! не забудешься

Ни во веки веков!

— восклицает помещик Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.

Таким образом, тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным, главная в творчестве Некрасова.

Перед смер­тью, кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:

Не русский — взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу…

(«О Муза! Я у двери гроба!..»)

Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение Рос­сии и вера в счастливое будущее народа:

Но желал бы я знать, умирая,

Что стоишь ты на верном пути,

Что твой пахарь, поля засевая,

Видит ветреный день впереди:

Чтобы ветер родного селенья

Звук единый до слуха донес,

Под которым не слышно кипенья

Человеческой крови и слез.

(«Что ни год — уменьшаются силы…»)

Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически:

Рать подымается — Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ты и убогая, Ты и обильная,

Ты и забитая, Ты и всесильная,

Матушка-Русь!

3.4. Женская тема в поэме " Кому на Руси жить хорошо"

 

Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о «тяжкой долюшке» крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью.

В лирике Некра­сова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь опи­сываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявля­ется женский характер. Можно вспомнить стихотворение «Тройка», представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми ха­рактерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини третьей части поэмы. В ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера.

Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в " Тройке", и в " Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы " Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:

Матрена Тимофеевна —

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

В " Крестьянке", так же как и в поэме " Мороз, Красный нос" и стихотворении " Тройка", песни, мечты, воспоминания главной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: ничем не омраченное детство и юность (" мне счастье в девках выпало..."), свадьба — переломный момент в жизни девушки (" поблекло бело личико... и волюшка скатилася с девичьей головы..."), а затем безрадостная замужняя жизнь:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

(" Мороз, Красный нос")

 

А бабам на Руси

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

Любую выбирай!

В любую полезай...

(" Кому на Руси жить хорошо")

Можно заметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике (" Тройка", " Вчерашний день, часу в шестом...", " Орина, мать солдатская" и т. д.):

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

(" Тройка")

Плетка свистнула,

Кровь пробрызнула...

Аи! Лели! Лели!

Кровь пробрызнула...

(" Кому на Руси...")

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: " Гляди!

Сестра твоя родная! "

(" Вчерашний день...")

Терпи много кручинная,

Терпи многострадальная,

Нам правды не найти...

(" Кому на Руси...")

Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой:

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться,

Бог нам послал урожай!

(" Мороз, Красный нос")

Петровки. Время жаркое.

В разгаре сенокос.

(" Кому на Руси...")

" Стой, ямщик! жара несносная,

Дальше ехать не могу! "

Вишь, пора-то сенокосная —

Вся деревня на лугу.

(" Песня Еремушке")

Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе:

Нет солнца, луна не взошла...

Как будто весь мир умирает:

Затишье, снежок, полумгла...

(" Мороз, Красный нос")

...На небо глянула —

Ни месяца, ни звезд.

Сплошная туча черная

Висела над деревнею...

(" Кому на Руси...")

Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Матрены Тимофеевны умирает сын Дёмушка, у Дарьи муж (" Мороз, Красный нос"), Орина теряет единственного сына (" Орина, мать солдатская"). Здесь затрагивается еще одна важная для Некрасова тема — тема материнства, безграничная, взаимная любовь матери и сына, перерастающая в любовь к Родине (" Рыцарь на час", " Орина, мать солдатская", главы " Песни", " Дёмушка", " Волчица"). Но рядом с этим постоянно присутствует мотив смерти, тоже играющий в произведениях немаловажную роль. Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна именно незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Это можно назвать еще одним мотивом, объединяющим лирику и поэму " Кому на Руси жить хорошо".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.