Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии и формы воспитательной работы.






Технология воспитания – это совокупность и строгая последовательность форм, методов, приёмов и средств, воспроизведение теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющих достичь постоянной воспитательной цели. «КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания.

Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспи­тания воплощается в конкретный результат.

Составляющие воспитательной технологии:

1. Субъект-объектный компонент

2. Целевой компонент (реальные задачи)

3. Содержательный компонент (качества воспитанника)

4. Деятельностный компонент (формы, средства воспитания)

5. Результативный компонент (результат, проверяемый с помощью диагностических методик)

Эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на «Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

Технологии воспитания классифицируют:

1. По философской основе:

· материалистические

· прагматические

· гуманистические

· антропософские

2. По научной концепции:

· поведенческие

· деятельностные

· интериоризаторские

· нейролингвистического программирования

3. По категории объекта:

· индивидуальные;

· групповые;

· коллективные;

· массовые.

Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

· культивирования настроения доброжелательности;

  • снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
  • авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
  • усиление мотивов деятельности;
  • педагогическое внушение;

· педагогическая оценка.

Технология мероприятия. В советской школе мероприятие было едва ли не главной формой воспита­ния: в технологии мероприятия проводились пионерские сборы и комсомоль­ские собрания, политинформации, линейки, классные часы и праздничные вечера. Поэтому технологически мероприятие себя исчерпало, превратившись в своеобразный «моноспектакль» воспитателя.

Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, за­нятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников.

Мероприятие целесообразно проводить в тех случаях, когда:

· заранее известно, что в области этого содержания у воспитанников мало опыта и специальных знаний (встреча с офицером внутренних войск по вопросам безопасного поведения в ситуации террористического акта или экскурсия в Музей хлеба);

· нужно создать особый психологический настрой, переживание высоких чувств, открыть неизвестные воспитанникам области творчества (лите­ратурно-музыкальный вечер, встреча с художником-реставратором);

· требуется пробудить интерес воспитанников к своей личности, к своему развитию (доверительный разговор с известным журналистом молодеж­ного издания, «Час вопросов и ответов» с психотерапевтом, обсуждение взволновавшего многих кинофильма);

· организационная форма сложна для проведения, необходимо профес­сиональное управление большим количеством участников (праздник «Прощание с Букварем» для всей начальной школы, карнавал литера­турных героев или диспут в старших классах).

Технология игры. Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Существует классификация игр по разным основаниям:

· по предметному оснащению — с природными материалами, игрушка­ми, спортивным инвентарем;

· по отношению к учебной деятельности — дидактические и досуговые;

· по мере творчества — игры по правилам, творческие игры;

· по характеру ролевого начала — сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

по продолжительности — кратковременные, длительные многофункци­ональные конкурсы и турниры и т. Д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.