Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка






РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ЧАСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Программа учебной дисциплины

и планы практических занятий

по специальности 030301 Психология

ДС.04

 

ВОРОНЕЖ


 

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 3 от 27.12.2004 г.

 

 

Составитель К.М. Гайдар

 

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 3-4 курсов очной и 5 курса очно-заочной формы обучения отделения психологии факультета философии и психологии.

 

 

Частная психодиагностика: Программа учебной дисциплины и планы практических занятий по специальности 030301 Психология для студентов 3-4 курсов очной и 5 курса очно-заочной формы обучения отделения психологии факультета философии и психологии / К.М. Гайдар. – Воронеж, 2004. – 28 с.

 

В издании представлены содержание учебной дисциплины, планы практических занятий, перечни основной и дополнительной литературы, вопросы итогового контроля. Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной работы студентов.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Данная дисциплина служит логическим продолжением «Психодиагностики» – одной из базовых дисциплин общепрофессионального блока учебного плана подготовки психологов. Спецкурс «Частная психодиагностика» является обязательным в учебных планах любой специализации психологов, поскольку в какой бы сфере они не работали (образование, здравоохранение, промышленность и бизнес, спорт и др.), т.е. какова бы не была их специализация, психодиагностическая работа выступает неотъемлемой частью профессиональной деятельности психолога, без нее она не будет эффективной.

Необходимость включения в учебные планы специализаций психологов «Частной психодиагностики» обусловлена, кроме того, еще несколькими обстоятельствами. Во-первых, в последние годы на начинающих психологов обрушивается огромная лавина всевозможных психодиагностических методик, которые публикуются в различных сборниках, к сожалению, далеко не всегда наилучшего, с точки зрения норм профессиональной грамотности и этики, качества. В связи с этим от психологов-профессионалов сегодня, как никогда раньше, требуется компетентность и хорошая ориентированность на «рынке» методик. Поэтому спецкурс направлен на ознакомление студентов с широким набором наиболее хорошо себя зарекомендовавших в мировой психологической практике методов и средств психодиагностики. Во-вторых, опыт показывает, что при отсутствии должного научно-методического обеспечения применение невалидных методик не только неэффективно, но и может приводить к отрицательным результатам. Поэтому спецкурс представляет собой систематизацию накопленных как в зарубежной, так и отечественной психодиагностике знаний и представлений о различных классах психодиагностических методик, истории их создания, теоретическом обосновании, практике и специфике применения. В ходе спецкурса предполагается также подробное ознакомление студентов с методиками, чья надежность и валидность доказаны экспериментально и теоретически, а также приобретение будущими специалистами собственного опыта работы с психодиагностическим инструментарием.

Цель дисциплины «Частная психодиагностика» носит преимущественно практический, прикладной характер и заключается в представлении студентам и анализе используемых в настоящее время психодиагностических средств, а также в обучении будущих психологов правильной работе с ними.

Достижение этой цели в ходе преподавания спецкурса осуществляется последовательным решением следующих задач:

1) углубление знаний студентов в области психодиагностики, ее теоретических, методических и этических проблем на примере методик, используемых в конкретных сферах и с конкретными целями;

2) выработка умений соотносить то или иное психодиагностическое средство с конкретными задачами профессиональной деятельности психолога;

 

 

3) формирование и отработка практических навыков профессионально грамотного пользования методиками и составления психологических заключений по результатам психодиагностики;

4) воспитание профессиональной культуры будущих психологов, формирование установок на профессионально корректное использование методик, на достижение морально-позитивного (психотерапевтического и развивающего) эффекта психодиагностического обследования, на гуманное отношение к испытуемым в ходе обследования и предъявления результатов.

Спецкурс «Частная психодиагностика» преподается на 3-4 курсах очной формы обучения и 5 курсе очно-заочной. Это одна из тех дисциплин, которые «открывают» собой блок дисциплин специализаций, что вполне логично, поскольку сразу же вводит студентов в психологическую практику.

Как известно, частная психодиагностика изучает специфические условия использования психодиагностических средств в конкретных областях жизнедеятельности людей, специфические психодиагностические задачи и методы и связана с такими областями психологии, как клиническая (медицинская), возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. В отличие от общей психодиагностики, в частной на первый план выходит не логика дифференциально-психологической теории и не технологическая логика построения самих психодиагностических процедур, а логика прикладной области и прикладной задачи.

Это определило логику и структуру построения спецкурса и, соответственно, настоящей Программы. В его содержании выделяется ряд тем (которые по своему объему и количеству отводимых на их изучение часов вполне могут быть названы разделами), каждая из которых знакомит студентов с проблемами психодиагностики при решении определенных прикладных задач. Причем темы подобраны таким образом, чтобы включенные в них учебная информация и конкретный психодиагностический инструментарий позволили будущим специалистам успешно решать задачи в целом ряде прикладных областей (например, психодиагностика интеллекта, самосознания, личностных черт актуальна и в психологии образования, и в клинической психологии, и в профконсультировании и т.д.).

Каждая тема спецкурса реализуется в виде лекционных и практических занятий, что отражает настоящая Программа. Лекционные занятия направлены на оснащение студентов теоретическими знаниями по теме, где обязательно дается анализ изучаемых психологических феноменов именно как объектов психодиагностики, раскрываются различные классификации методик, освещается история их создания, теоретического и психометрического обоснования, методологические и методические трудности применения, опыт использования в нашей стране и за рубежом.

Практические занятия посвящены знакомству студентов с полными методическими руководствами конкретных методик и приобретению умений и навыков работы с ними. По каждой отработанной методике студент представляет преподавателю письменный отчет, который содержит результаты психодиагностики и психологическое заключение с соответствующими рекомендациями. Наличие таких отчетов по каждой теме (по всем включенным в нее методикам) является обязательным и служит своеобразным допуском к зачету (1-й семестр изучения спецкурса) и экзамену (2-й семестр его изучения).

Дисциплина «Частная психодиагностика» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов в области общей, экспериментальной, социальной, педагогической, клинической психологии, психодиагностики, психологии развития и возрастной психологии, а также знания и умения, полученные в ходе изучения математики и математических методов в психологии. С другой стороны, изучение этой дисциплины позволит студентам успешно осваивать ряд следующих за нею спецкурсов, таких как основы психологического консультирования, психология семейных отношений, семейное консультирование и психотерапия, психология группы, психологические основы профориентации и профконсультирования, психология управления персоналом и др.), а также выполнять психодиагностическую работу в ходе учебной, производственной и преддипломной практик.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (очная форма обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин./ Практ. Всего ауд. Сам. раб.
  Введение в частную психодиагностику. Нормативная регуляция психодиагностической практики        
  Психодиагностика психологической готовности детей к школьному обучению        
  Психодиагностика интеллектуального развития в зарубежной психологии        
  Психодиагностика умственного развития в отечественной психологии     -    
  Психодиагностика самосознания личности        
  Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы личности        
  Психодиагностика черт: конституциональных, социально обусловленных, личностных        
  Психодиагностика межличностных отношений        
  В С Е Г О        

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (очно-заочная форма обучения)

 

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин./ Практ. Всего ауд. Сам. раб.
  Введение в частную психодиагностику. Нормативная регуляция психодиагностической практики     -    
  Психодиагностика психологической готовности детей к школьному обучению - - -  
  Психодиагностика интеллектуального развития в зарубежной психологии     -    
  Психодиагностика умственного развития в отечественной психологии.   -   -   -  
  Психодиагностика самосознания личности        
  Психодиагностика мотивационно-потребностной сферы личности        
  Психодиагностика черт: конституциональных, социально обусловленных, личностных        
  Психодиагностика межличностных отношений   -    
  В С Е Г О        

 

 

В результате изучения дисциплины «Частная психодиагностика» студент должен иметь общее представление о методологических и теоретических основах частной психодиагностики, хорошо ориентироваться в ее истории и современном состоянии, знать методические руководства конкретных психодиагностических методик, основные этапы и требования работы с ними, уметь профессионально использовать их на практике, сформировать установку на гуманное отношение к человеку, чьи психологические особенности изучает психолог.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЧАСТНУЮ ПСИХОДИАГНОСТИКУ

 

Психодиагностика как наука и практическая деятельность психолога. Предмет психодиагностики: общей и частной (специальной). Цели и задачи частной психодиагностики.

Психодиагностические задачи и ситуации. Особенности психодиагностической работы психолога в «ситуации экспертизы» и «ситуации клиента». Специфика применения данных психодиагностики в некоторых ситуациях социальной и педагогической практики.

Нормативная регуляция психодиагностической практики. Обоснование ее необходимости. Требования, предъявляемые к пользователю психодиагностическими методиками – профессиональному психологу и пользователю – специалисту-смежнику. Международные профессионально-этические стандарты.

Общая характеристика психодиагностического обследования. Его этапы. Сфера применения и цели диагностической методики. Инструкция к методике. Материал, используемый для тестирования. Условия проведения психодиагностической методики. Фиксация результатов обследования. Бланк обследования. Обработка полученных данных. Ключи к тесту. Разновидности тестовых оценок, получаемых при обработке данных: «сырые» (первичные), шкальные, профильные. Психологическое заключение: его назначение, основные требования при составлении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.