Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общесудовые системы можно подразделить на трюмные, противопожарные, санитарные, системы искусственного микроклимата и специальные.






В состав судовых систем входят следующие конструктивные элементы: трубы, путевые соединения, арматура (краны – с плотно притертой пробкой; клинкетные задвижки в виде клина, закрывающего отверстие; клапаны – с тарелкой, прижимающейся к гнезду; захлопки – с шарнирно закрепленной тарелкой), контрольно-измерительные приборы, емкости для хранения рабочей среды и т.д. Трубы с путевыми соединениями и запорно-регулирующей арматурой образуют трубопроводы.

Для создания в системах необходимых давления и скорости служат механизмы систем – насосы, вентиляторы, компрессоры.

Трюмные системы предназначены для удаления за борт воды, скапливающейся в отдельных местах судна в процессе нормальной эксплуатации или попавшей в отсек в результате аварии. К ним относятся осушительная, водоотливная, перепускная, балластная, креновая, дифферентная, а также системы измерительных, воздушных, переливных труб.

Осушительная система обеспечивает удаление за борт воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна в процессе нормальной эксплуатации из-за неплотностей, небольших течей, отпотевания и т.п. Международные требования (МАРПОЛ 73/78) не позволяют сброс за борт нефтесодержащих вод, поэтому остатки нефтепродуктов предварительно должны быть отделены сепарированием.

Водоотливная система удаляет большие количества воды, вливающейся в отсеки при авариях, с помощью высокопроизводительных погружных насосов. Если пробоина велика, ее следует предварительно заделать.

Перепускная система обеспечивает перетекание воды, например, из высоко расположенных помещений в низко расположенные, из отсеков, не оборудованных средствами удаления воды, в оборудованные, а также в аналогичные отсеки противоположного борта для устранения аварийного крена.

Креновая, дифферентная, балластная системы позволяют обеспечить требуемую посадку на некоторых судах, например, на подводных лодках, у которых поперечная и продольная остойчивость мала. Ледоколы могут с помощью креновой системы освобождаться от сжатия во льдах при заклинивании, а десантные корабли с помощью дифферентной системы - подходить ближе к берегу.

С помощью воздушных труб из цистерн выходит воздух при заполнении их жидкостью или, наоборот, заходит при опорожнении. Измерительные трубы позволяют определять уровень жидкости в отсеках.

Большую опасность для судов представляют пожары. Это может показаться странным – ведь судно со всех сторон окружено водой. Но на судах много горючих и легковоспламеняющихся материалов, электрооборудования, а от пожаров и взрывов гибнет значительное количество судов и людей на них. Особенно опасны в этом отношении танкеры, в том числе порожние. Борьбе с пожарами на судах уделяется самое серьезное внимание. Принимаются специальные конструктивные меры, например, устройство противопожарных зон, коффердамов, ограничение применения горючих материалов и др., что нами не рассматривается. Укажем лишь, что требования к противопожарной защите гражданских судов изложены в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и в Правилах Регистра.

В состав противопожарных систем входят системы пожарной сигнализации, водяная, спринклерная, паротушения, пенотушения, химического тушения, углекислотного тушения и т.п. Водяная система предназначена для тушения пожаров мощными водяными струями с помощью пожарных насосов и гибких шлангов. Спринклеры – это оросительные насадки, срабатывающие при высокой температуре. Пар или специальная пена затрудняют доступ кислорода к пламени. Тот или иной способ тушения пожара зависит от его интенсивности и от рода помещения и находящегося в нем груза.

Санитарные системы служат для снабжения судна водой и удаления за борт сточных вод. Сюда входят системы питьевой воды, мытьевой воды, забортной воды, фановая, сточная, система шпигатов. Две первые системы могут объединяться, тогда питьевая вода (более высокого качества) будет использоваться и для мытья. Забортная вода используется в гальюнах (туалетах), для обмывки санитарных помещений и т.п. Фановая система удаляет нечистоты из гальюнов, а сточная – из бань, камбузов, умывальников. Шпигаты – это небольшие отверстия на открытых палубах, которые служат для стока дождевой и другой попадающей на палубу воды.

Системы искусственного микроклимата необходимы для создания необходимых температурных и физико-химических параметров воздуха в жилых, служебных и других помещениях, например, в продовольственных кладовых. Здесь можно назвать системы вентиляции, отопления, охлаждения, кондиционирования воздуха. Особых пояснений они не требуют.

Специальные системы могут быть различными. Так, на танкерах имеется ряд специальных систем, отсутствующих на судах других типов: грузовая, зачистная, газоотводная, подогрева груза, мойки грузовых танков. Грузовая система обеспечивает быструю погрузку нефтепродуктов (при необходимости – и водяного балласта) с распределением их по отдельным танкам и выгрузку на берег. Для удаления остатков грузов служит зачистная система. Пары нефтепродуктов удаляются из грузовых танков с помощью газоотводной системы. При низкой температуре груза он сильно загустевает и требует подогрева. При смене рода груза (на старых танкерах, не имевших чисто балластных танков, а также при приеме балласта после нефтепродуктов и наоборот) требуется мойка танков.

Балластная система Данная система служит для придания судну необходимых мореходных и эксплуатационных качеств изменением осадки, крена и дифферента. Балластными системами, используемыми для изменения осадки, оборудуют суда внутреннего и смешанного плавания (река—море). Прием балласта (перед выходом в море) приводит к увеличению осадки, что в свою очередь повышает остойчивость судна и снижает ветровую нагрузку, улучшая управляемость. Балластировку на буксирных судах применяют также в целях сохранения наивыгоднейшей (расчетной) осадки, изменяющейся по мере расхода запасов топлива, и обеспечения работы движителя с максимальным к. п. д. Балластной системой оборудуют нефтеналивные суда.

В группу балластных систем входят креновые и дифферентные системы. Креновые системы служат для устранения или компенсации кренящих моментов, возникающих от несимметрично расположенных грузов относительно диаметральной плоскости судна. Эти системы характерны главным образом для специальных судов.
Дифферентными системами оборудуют грузовые и ледокольные суда. Дифферент в корму, который создается у грузовых судов при плавании порожнем, снижает устойчивость их на курсе и затрудняет управляемость. Нежелательный дифферент устраняют, принимая воду в носовые балластные цистерны.
Креново-дифферентная система является неотъемлемой частью нефтеналивных судов, на которых ее используют для придания крена и дифферента, необходимых при погрузке и выгрузке нефтепродуктов.
Балластная система состоит из цистерн (отсеков) для водяного балласта; насосов и трубопроводов для его приема и выкачки; измерительных труб или других средств для контроля количества принятого балласта; воздушных труб для обеспечения входа воздуха в балластные цистерны и выхода из них. Балластные цистерны стремяться располагать возможно ниже, что способствует повышению остойчивости судна и облегчает их наполнение (при расположении цистерн ниже ватерлинии они могут быть наполнены самотеком).
К балластной системе предъявляют следующие основные требования: она должна обеспечивать заполнение и опорожнение любой одной цистерны или одновременно нескольких или всех цистерн, а также при необходимости перекачку балласта из одной цистерны в другую; устройство ее должно исключать возможность попадания воды как из-за борта, так и из балластных цистерн в другие цистерны и отсеки.
Для размещения балластных цистерн обычно используют форпик и ахтерпик, на судах с двойным дном — отсеки междудонного пространства. Типовая схема балластной системы показана на рис. 144. Для облегчения всасывания приемники на трубах изготовляют в виде раструбов. Сетки и грязевые коробки на приемных трубах из балластных цистерн не устанавливают.

Для бытового водоснабжения морские суда оборудуются тремя самостоятельными системами: питьевой, пресной мытьевой и забортной воды.
Запасы пресной воды на судне зависят от района плавания и продолжительности рейсов. Так, на судах неограниченного района плавания минимальный запас определяют из расчета 100 л пресной воды на человека в сутки, в том числе 40 л питьевой и 60 л мытьевой. Для обеззараживания воды при длительном ее хранении применяют бактерицидные установки (хлоратор, бактерицидные лампы и др.), сохраняющие воду до 20-30 суток.
Слишком большой запас воды, однако, заметно снижает полезную грузоподъемность судна. Поэтому суда дальнего плавания оборудуются опреснительными установками, в которых получают пресную воду из забортной путем дистилляции. Опресненную воду используют в основном для питания котлов и в системе мытьевой воды, а при необходимости - ив системе питьевой воды. В последнем случае опресненную воду дозируют солями и насыщают воздухом для получения естественных вкусовых качеств.
Система питьевой воды (рис. 152) служит для подачи питьевой воды на камбуз, в буфеты, к питьевым фонтанчикам, сатураторам и каютным умывальникам. Система состоит из цистерн, насосов, гидрофора, трубопроводов и водоразборных устройств.
Цистерны питьевой воды делаются вкладными и размещаются выше двойного дна возможно дальше от наружных бортов и емкостей с другими жидкостями. На судне бывает не менее двух питьевых цистерн, что позволяет их периодически очищать без нарушения работы системы. Внутренняя поверхность цистерн покрывается цементным раствором или полиэтиленовой пленкой. Цистерны оборудуются воздушными трубками с фильтрами и водоуказательными стеклами или дистанционными уровнемерами. Замерять уровень футштоком не разрешается.

15. Швартовные и якорное устройство: размещение, характеристики, работа.

Ответ: Якорное и швартовное устройстваПонятие якорного устройства как комплекса изделий и механизмов, предназначенных для постановки судна на якорь, т.е. для крепления судна к морскому грунту. Изучение устройства и основных типов якорей. Общая характеристика якорных канатов и их деталей.

Важными элементами якорного устройства являются якорные механизмы, предназначенные для подъема и отдачи становых якорей и удержания якорной цепи при стоянке судна на якоре. Поскольку эти механизмы используются также для выбирания швартовных тросов, их часто называют якорно-швартовными.

К ним относятся машины с горизонтальным цепным барабаном — брашпили и якорно-швартовные лебедки и с вертикальным - шпили. Они приводятся в действие с помощью парового, электрического или электрогидравлического приводов. На судах транспортного флота наиболее широкое распространение получили якорные механизмы с электрическими приводами.

Брашпиль с электрическим приводом показан на рис. 33. Вращение электродвигателя 1 через редуктор 2 и систему зубчатых колес 3 передается главному валу 4, уложенному в подшипниках на станине.
На главном валу свободно насажены два цепных барабана - звездочки 5, имеющие углубления для захвата якорной цепи. Звездочки соединяются с валом при помощи кулачковых или фрикционных муфт.
Каждая звездочка имеет ленточный стопор (рис. 34). Его стальная лента 1 охватывает почти всю окружность тормозного диска 2, жестко соединенного со звездочкой. Вращением рукоятки винтового привода 3 по часовой стрелке стягиваются концы стальной ленты, и она надежно зажимает диск звездочки, исключая ее вращение на валу при разобщенных муфтах. Для выбирания швартовных тросов на концах главного или вспомогательного вала имеются вспомогательные швартовные барабаны-турачки.

 

рис. 33 Электрический брашпиль

 

На судах с бульбообразной формой носовой оконечности часто вместо обычного брашпиля устанавливают в районе якорных клюзов раздельные якорно-швартовные лебедки. Эти лебедки, как и брашпили на современных судах, имеют дистанционное управление из рулевой рубки.

 

рис. 34 Ленточный стопор, брашпиля

Якорно-швартовный шпиль (рис. 35) с электрическим приводом принципиально отличается от брашпиля лишь тем, что имеет вертикально расположенный главный вал и один цепной барабан (звездочку), т. е. он предназначен для отдачи и подъема одного якоря.
На главном валу выше звездочки имеется швартовный барабан. Звездочка соединяется с валом при помощи муфты и имеет ленточный стопор.

Шпиль устанавливается обычно на кормовой палубе вблизи кормового якорного клюза, а электрический привод - под палубой, что повышает надежность работы электродвигателя, особенно при низких температурах воздуха, и создает лучшие условия для производства швартовных операций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.