Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические положения. Гештальт-подход - направление, созданное американским психотерапевтом Ф






Гештальт - подход - направление, созданное американским психотерапевтом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа: теории Райха. Ф. Перлз считал, что подлинно целостный взгляд на человека и психотерапию требует существенной деинтеллектуализации.

Постоянное стремление выяснить, почему что-то происходит, мешает людям пережить, как это происходит. Объяснение - особенность интеллекта, не имеющая отношения к пониманию. Антиинтеллектуализм Ф. Перлза отражен в его известном афоризме: «Забудь о своем уме и доверься чувствам».

Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудрости своего тела: прислушиваться к потребностям своего организма и не мешать их реализации.

Возникновение и удовлетворение потребностей - ритм формирования и завершения гештальтов. Человек, хронически препятствующий удовлетворению потребностей своего тела, становится невротиком. Он направляет все свои усилия на реализацию Я-концепции, создаваемой для него другими людьми - близкими, которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я».

Механизмы нарушения процесса саморегуляции в гештальттерапии:

1. Интроекция. Человек усваивает чувства, мнения, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью. Этот не ассимилированный опыт - интроект является чуждой для человека частью его личности. Ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различать интроекты и свои собственные убеждения.

2. Проекция - прямая противоположность интроекции. Человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других людей. Это связано с ригидной Я-концепцией. Эмоции, установки или элементы поведения, которые не соответствуют или угрожают такой Я-концепции, отчуждаются и проецируются вовне, а возникающие за счет этого «дыры» заполняются за счет интроекции. С этим механизмом связан отказ от ответственности за свои действия и попытка переложить ответственность на среду за то, что происходит с человеком («что-то заставило меня сделать это»). Человек видит мир и других людей холодными, враждебными, агрессивными, в то время как это его собственные чувства.

3. Ретрофлексия («поворот на себя») наблюдается, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Так происходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это».

4. Дефлексия - уклонение от реального контакта с другими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д.

5. Конфлуенция (слияние) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства, мысли, желания от чужих. Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании своего поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я».

В результате действия этих механизмов личность оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Ф. Перлз описал конфликт между «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать. «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками, типа «Сделаю завтра», «Обещаю...», «Да, но...», «Постараюсь...».

Невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию клиентом своей истинной индивидуальности (по Ф. Перлзу):

1. Уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей.

2. Фобический уровень связан с осознанием «фальшивого» поведения и манипуляций, но когда человек представляет себе, какие последствия могут быть, когда человек начинает вести себя искренно, его охватывает чувство страха.

3. Тупик, безвыходное положение. Пройдя два первых уровня, перестав играть не свойственные ему роли, отказавшись от притворства перед самим собой, человек начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Он оказывается в ловушке и с чувством потерянности. Человек переживает утрату поддержки извне, но он еще не готов или не хочет использовать свои ресурсы.

4. Имплозия. Уровень, на котором человек с горем, отчаянием, отвращением к себе может прийти к полному пониманию того, как он ограничил и подавил себя. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или даже ощущение, что он умирает.

5. Эксплозия. Достижение этого уровня означает, что человек стал аутентичной личностью, что он обрел способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие.

В процессе гештальт - терапии важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов. Основная идея концепции изменения индивида состоит в том, что изменение наступает, когда становишься тем, кто ты есть. Это главная идея всей гештальт-терапии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.