Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники консультирования. Основная цель консультирования в рамках рационально-эмотивного подхода - отказ от требований






Основная цель консультирования в рамках рационально - эмотивного подхода - отказ от требований. Рациональный терапевт побуждает своих клиентов к ограничению до минимума своих требований.

На начальных этапах работы над системой убеждений клиента психолог стремится к выявлению иррациональных установок. Выявлению таких установок помогает употребление клиентом таких слов: «надо», «должен», «необходимо». Психолог часто «провоцирует» клиента к использованию в беседе этих слов, высказывая гипотетические предположения, содержащие эти слова, чтобы клиент признал их власть над собой.

Для выявления иррациональных установок используется техника А. Бека: декатастрофизация (техника «а что, если»). Эта техника предназначена для исследования действительных, фактических событий и тех последствий, которые существуют только в воображении клиента и наносят ему психологический ущерб, вызывая чувство тревоги. Техника помогает клиентам подготовиться к последствиям, сопряженным со страхом и полезна для уменьшения избегания.

После выявления иррациональных установок психолог приступает к реконструкции системы убеждений. Воздействие осуществляется на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

Воздействие на когнитивном уровне. Применяется когнитивный диспут и сократовский тип диалога между клиентом и психологом. Терапевт тщательно составляет вопросы для обеспечения нового научения. Цели этих вопросов: прояснить или определить проблемы; помочь клиенту идентифицировать мысли, образы, предположения; изучить значения событий для клиента; оценить последствия поддержания неадаптивных мыслей и поведения. Сущность сократовского диалога состоит в том, что клиент приходит к логическим заключениям на основе вопросов, которые ставит терапевт. Вопросы ставятся так, чтобы клиент мог посмотреть на свои предположения объективно, не прибегая к защите. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, в демонстрации логической несостоятельности. В процессе такого диалога может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. Консультант учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, что он никогда не сможет добиться успеха и т. п.

Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие «было бы лучше» от «должно»). Психолог может использовать: ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми; моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи; юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли; безусловное принятие, показывая клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, давая импульс для самопринятия; эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее клиентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на разумные понятия; поощряет поведение, связанное с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью).

Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.




продажа грейферных погрузчиков в луганской области;запчасти мопед Нижний Новгород

© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.