Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения






Программа исследования — это изложение его общей концепции в соответствии с основными целями проводимой деятельности и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Содержание и структура программы маркетинговых исследований зависят от главной цели исследуемой проблемы. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

А) маркетинговое

Б) прикладное

В) теоретически-прикладное

Основные разделы исследования:

1. Методологический раздел:

 

a. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета

 

исследования: проблема всегда включает в себя некое противоречие, либо сущного, либо противоречие эмпирического знания. Например, проблема в ориентации молодежи на те или иные профессии (противоречие между необходимым и желаемым); рост среднего класса в Бразилии и в следствие роста уровня их потребностей. Проблема должна быть определена четко, необходимо видеть противоречие. объект исследования - то, на что направлен процесс

познания, предмет исследования - те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению (объект - женщины; предмет - отношение к отпускам);

b. Определение цели и постановка задач исследования: цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретиков познавательный и практически прикладной; задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования (цель - установить отношение женщин фертильный возрастов к пользованию отпуском по входу за ребенком; задачи: определить роль образования, характера труда, зарплаты, установить оптимальный срок отпуска, прикладная - спрогнозированная процент женщин и тд).

 

c. Уточнение и интерпретация основных понятий: поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил, фиксирование соответствующих эмпирических признаков операциональным

 

определением.

 

d. Предварительный системный анализ объекта исследования: этим методом осуществляется три вида расчленения объекта на:

i. Общие и специфические элементы;

 

ii. Явные (подаются контролю, можно зарегистрировать) и латентные (не подаются контролю, нельзя зарегистрировать) элементы;

 

Объективные и субъективные факторы (преломление в сознании индивида объективных факторов).

e. Развертывание рабочих гипотез: логическая конструкция гипотезы - если, то... Любое исследование начинается с выдвижения гипотезы. Гипотезы:

 

i. Центральные гипотезы - главные

ii. Выводные гипотезы

 

2. Процедурный раздел:

a. Принципиальный/ стратегический план исследования:

 

i. Формулятивный/разведовательный: применяется в случае если об объекте исследования имеется самое смутное представление, и социолог не в состоянии построить никаких гипотез;

 

ii. Описательный/ дискретивный: возможен, если знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Определение обследуемой совокупности. Цель плана - строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. Типичный пример - опросы общественного мнения.

 

iii. Аналитика - экспериментальный план: наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Применяют лишь при условии достаточно высокого знания изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана - исследование функциональных и каузальных взаимосвязей.

 

b. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации:

 

i. Количественный метод: точный, научно обоснованный

a. Опрос

 

b. Анкеты

ii. Качественный метод: подвержен субъективным взглядам

 

a. Фокус группы

b. Интервью

 

c. Контент анализ

d. Метод наблюдения

 

i. Включенный (при участии исследователя)

 

ii. Невключенный (исследователь наблюдает со стороны)

 

iii. Эксперимент - создание условий и помещений объекта в условия. Экспериментальная группа - на ней проводится эксперимент. Контрольная - группа сравнения. Проблема контроля - необходимо чтобы все факторы были равными.

 

iv. Исследование документов - когда нет людей. Работа сданными и статистикой. Проблема - искажение данных. Методы: интеполяцияаврация данных

c. Обоснование выборки единиц наблюдения:

 

i. Случайная выборка - производится с помощью случайного отбора; генрализация - обобщение на генеральную совокупность. Более менее представительна, так как отражает генеральную совокупность в общем (процентные соотношения).недостатки - возможно смещение в выборке;

 

ii. Стратифицированная выборка - берется процент от каждого опрашиваемого слоя;

 

iii. Гнездовая выборка - зависит от местоположения (филиалы университета).

Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных: Должны быть

отражены следующие компоненты структуры обработки:

1. редактирование и кодирование информации;

 

2. перенос данных на машинные носители;

3. проверка качества данных и коррекция ошибок;

 

4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – " переменные" выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования,

 

и в этом случае сами вопросы являются переменными);

 

5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности

и зависимости).

7. Классификация подходов к изучению общественного мнения (cм.14)
Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан.

Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории.

Подходы к изучению общественного мнения:
• Гносеологический. Характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в структуре общественного сознания. Общ мнение понимается как совокупность оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по поводу объектов действующих в их интересах.
• Онтологический. Характеризует способы бытия общественного мнения
• Психологический. Рассматривает общественное мнение как массовое явление групповой психологии психического состояния масс, как социальное, психологическое, коммуникативное явление. Подход предполагает акцентировать внимание на психологии масс, на их социальных чувствах.
• Этический. Характеризует общ мнение как проявление определенной специфической морали и норм нравственности общества. В рамках этого подхода, общ мнение рассматривается как моральное учреждение, организованная коллективная оценка, поступков людей, их нравов, чувств, мыслей, признания одних и осуждение других.
• Юридический. Говорит о безсубъектности общественного мнения и рассматривает его как продукт совместной деятельности высших слоев общества и элит в его формировании.
• Реляционистский. Общественное мнение рассматривается как конкретное оценочное отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей или объектов к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, а через них к их носителю. Грушин: общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение, явное или скрытое, к событиям и фактам социальной действительности.
Марксистский. Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и действующее в рамках определенных классов и слоев.
Социологический. Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения, которое понимается здесь как процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практической деятельности.

9. Основные принципы разработки анкеты с целью зондирования общественного мнения
Зондаж – в социологии - метод пробного, выборочного опроса.

Социологическое исследование включает несколько этапов:

 

1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей формулирование его цели, задач, гипотез, а также разработка анкеты.

 

2. Сбор первичной социологической информации.

 

3. Обработка данных.

4. Анализ данных и оформление выводов.

Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов.

Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков:

1. введения, или преамбулы;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.